Марина Чмелева
Театрализованная игра как разновидность творческих игр
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из видов творческих игр является драматизация или, как теперь чаще называют этот вид игры - театрализованные игры. Предшественниками театрализованных игр в детском саду являются инсценировки литературных текстов и игры-драматизации. Инсценировки чаще всего проводятся как чтение детьми текста по ролям. Воспитатель выполняет роль ведущего и говорит текст «от автора». В игре-драматизации проговаривание текста сопровождается игровыми действиями. В тех случаях, когда дети хорошо импровизируют, изображая героя литературного произведения и ведя диалог или монолог практически самостоятельно, допускаются пропуски текста «от автора».
Публикация «Театрализованная игра как разновидность творческих игр» размещена в разделах
Театрализованные игры, базируясь на инсценировках и играх-драматизациях, сложнее по содержанию, подготовке и организации. В театрализованной игре, как правило, бывают, заняты все воспитанники группы: одни как ведущие, другие как участники массовых сцен. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Театрализованные игры отличаются от детского спектакля. Прежде всего, они отличаются своей целевой установкой: детский спектакль создан для представления на сцене в детском театре, в условиях праздников, а театрализованная игра - это особый вид игровой деятельности, в которой ребенок организует свой досуг.
Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, - сюжетом театрализованной игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить себе состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Все это наводит на мысль о том, что полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов.
Чтобы понять, какой герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки, оценивать их, понимать мораль произведения. Умение представлять героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного коммуникативного опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного и коммуникативного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе освоения игрового опыта. Подготовленность к театрализованной игре можно рассматривать как показатель для диагностики развития коммуникативных умений ребенка дошкольного возраста.
В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества :
* художественно-речевое,
* музыкально-игровое,
* танцевальное,
* сценическое, певческое.
У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение. Каждый вид такой деятельности помогает раскрыть индивидуальные особенности, способности ребенка, развить талант, увлечь детей.
Особо следует отметить роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству: литературному, драматическому, театральному. Дошкольники знакомятся с разнообразными видами театрального искусства. При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссеров, театрального художника, дирижера, что, в свою очередь, расширяет словарный запас ребенка, активизирует его речевые возможности Детям старшего дошкольного возраста доступно понимание, что спектакль готовит творческий коллектив (все вместе творят одно дело - спектакль). По аналогии с опытом собственных театрализованных игр дети чувствуют и осознают, что театр дарит радость и творцам и зрителям.
Сами по себе театрализованные творческие игры являются частью такой воспитательно - образовательной работы. Она имеет большое значение для развития личности ребенка-дошкольника не только потому, что в ней упражняются отдельные психические процессы (мышление, память, речь, воображение, внимание, но и потому, что эти процессы поднимаются на более высокую ступень развития благодаря тому, что в игре развивается вся личность ребенка, его сознание, его коммуникативные умения. Ребенок осознает себя, учится желать и подчинять желанию свои мимолетные аффективные стремления; учится действовать, подчиняя свои действия определенному образцу, правилу поведения, учится жить, проживая жизни своих героев, любя или не любя их, анализируя и пытаясь вникнуть в суть и причины их поступков и учась на их ошибках.
Есть много разновидностей театрализованных игр, отличающихся художественным оформлением, а главное - спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты; каждый ребенок выполняет свою роль, используя атрибуты, костюмы или персонажей кукольного театра - театра би-ба-бо, теневого театра, пальчикового театра и др. В других дети действуют, как в режиссерской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью настольных игрушек, озвучивая все их роли. Аналогичны спектакли с использованием настольного театра с объемными и плоскостными фигурками или так называемые стендовые театрализованные игры, в которых дети на фланелеграфе, экране с помощью картинок (часто вырезанных по контуру) показывают сказку, рассказ и др. Наиболее распространенным видом стендовых театрализованных игр является теневой театр.
Иногда дети выступают как настоящие артисты-кукловоды, в такой игре обычно используются два рода театральной игрушки. Первый - типа петрушки - театр петрушки (в практике часто называется театр би-ба-бо, где используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма - большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Показывается спектакль из-за ширмы: кукловоды держат кукол над головой.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях появлялись куклы, устроенные по принципу марионетки. Оба способа вождения кукол достаточно сложны, даже для детей старшего дошкольного возраста, поэтому необходимы специальные упражнения. Педагог учит детей, какими способами показывать движения кукол (наклон, поворот, взмахи рук, следит за тем, чтобы движение и речь персонажей совпадали. Работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребенок не может или не позволяет себе проявлять; позволяет осознавать причинно-следственные связи между своими действиями и изменением состояния куклы, научиться находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям. Эта работа развивает произвольное внимание, а также позволяет совершенствовать коммуникативные умения и коммуникативную культуру.
Часто дети выступают в роли изготовителей персонажей предстоящего спектакля. Очень важно, какой персонаж выбирает ребенок для изготовления куклы, каким характером он его наделяет или какими чертами дополняет, какое придумывает выражение лица и настроение куклы. По этим признакам можно судить об особенностях настроения самого ребенка, о его психологическом состоянии, так как часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Нередко можно слышать, как ребенок в процессе свой творческой деятельности разговаривает с игрушкой, моделирует ее ответы. Это тоже становится основанием для развития коммуникативных умений. Интересное сказочное представление оказывает большое влияние на поведение ребенка, успокаивает его, настраивает на хороший лад. Также нужно заметить, что некоторым детям очень сложно произвольно улыбнуться, нахмурить брови, опустить утолки рта, широко раскрыть или закрыть глаза, т. е. выразить свое состояние с помощью мимики. Такого рода сказочные представления положительно влияют на развитие мимики лица, побуждают детей к смене мимического состояния лица: дети, увлекшись происходящим на сцене, начинают улыбаться, грустить, нахмуривают брови. Роль такого рода игр заключается и в том, что они развивают мышление (дети постепенно усваивают последовательность эпизодов сказки, названия персонажей, основные звукоподражания, внимание (дети сосредоточивают внимание, удерживают его сравнительно долгое время, память (дети запоминают свою роль, имена основных героев, характерные признаки). Также участие детей в инсценировках обогащает их словарный запас и способствует формированию коммуникативных умений, потому что в театрализованной деятельности необходимо вербализировать свои действия и свою роль.
Игра-драматизация или театрализованная игра ставит перед ребенком немало очень важных задач. Дети должны уметь при небольшой помощи со стороны воспитателя организовываться в игровые группы, договариваться о том, что будет разыгрываться, определять и осуществлять основные подготовительные действия (подобрать необходимые атрибуты, костюмы, декорации, оформить место действия, выделить исполнителей ролей и ведущего, произвести несколько раз пробное разыгрывание); уметь пригласить зрителей и показать им спектакль. Речевые и пантомимические действия исполнителей ролей при этом должны быть достаточно выразительны (внятны, интонационно разнообразны, эмоционально окрашены, целенаправленны, образно правдивы). В игре формируется такое качество личности ребёнка как умение общаться с окружающими. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его эмоциональную и интеллектуальную сферу, так как в игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Доказано, что в игре дети получают первый опыт делового общения.
Все это убедительно доказывает, что театрализованные игры способствуют формированию коммуникативных умений ребенка и воспитывают коммуникативную культуру.
Нужно приобщать детей к игре. И от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению. Следует подчеркнуть, что плодотворное освоение жизненного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности. Очень важной в данном процессе является роль педагога: если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные на первый взгляд методические приёмы обучения игре и управления игрой не достигают своей практической цели.
Задачи воспитания и развития ребёнка в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с развитием игры связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребёнка, и, прежде всего, в его эмоциональной и интеллектуальной сферах. Следовательно, именно игра является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
В процессе организации театрализованной игры у детей развиваются организаторские умения и навыки, совершенствуются формы, виды и средства общения, складываются и осознаются непосредственные взаимоотношения детей друг с другом, приобретаются коммуникативные умения и навыки. В дошкольном возрасте впервые проявляется потребность в хорошем к себе отношении со стороны окружающих людей, желание быть понятым и принятым ими. Дети в игре присматриваются друг к другу, оценивают друг друга и в зависимости от таких оценок проявляют или не проявляют взаимные симпатии.
Учатся взаимодействовать друг с другом, исходя из конкретной ситуации. Качества личности, обнаруживаемые ими в игре, определяют формирующиеся взаимоотношения. С детьми, не соблюдающими установленных правил в игре, демонстрирующими отрицательные черты характера в общении, сверстники отказываются иметь дело. Возникает личностность в общении, строящаяся на осознаваемой, мотивированной основе. В процессе игры и подготовке к ней между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу. В такого рода играх дети учатся воспринимать и передавать информацию, ориентироваться на реакции собеседников, зрителей и учитывать их в своих собственных действиях. Особенно это важно для того, чтобы суметь быстро сориентироваться, овладеть собой в трудной ситуации, которая может сложиться во время проигрывания, например: кто-то из участников забыл свои слова, перепутал очередность и т. д. Поэтому очень важно взаимопонимание между детьми-участниками и взаимовыручка, которые и складываются в процессе игры и подготовки к ней.
Таким образом, в игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, воображения, коммуникативных умений детей дошкольного возраста, среди которых:
> умение слушать собеседника и слышать собеседника;
> умение эмоционально выразительно передавать информацию;
> умение подстраиваться к собеседнику (эмпатия);
> умение использовать невербальные средства общения (мимика и жесты)
> умение использовать вербальные средства общения (сила голоса, темп речи, интонационная выразительность).
В свою очередь, сам процесс развития театрализованной игры будет зависеть от специально созданных условий для ее осуществления в ДОУ.