Приложение МААМ

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»

Юдеева Оксана
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Юдеева Оксана Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад «Солнышко»

городского округа Судак

Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации

детей дошкольного возраста

На современном этапе развития дошкольной педагогики вопрос гендерного воспитания детей волнует многих педагогов, психологов, родителей. Также интерес к данной проблеме обусловлен тем, что реализовать личностно-ориентированную модель воспитания, в основе которой лежит индивидуальный подход к растущей личности, на который так говорится в современных программах развития и воспитания детей дошкольного возраста, просто невозможно без использования гендерного подхода во время образовательного процесса в современном детском саду.

Темочки:

В дошкольном образовании до недавнего времени была тенденция не учитывать особенности противоположных полов, ориентируясь на некую усредненную бесполую личность. Считалось, что требования к мальчикам и девочкам, оценке их деятельности и поведения должны быть одинаковыми. На сегодня, как ученые, так и педагоги, и родители стали все глубже задумываться над тем, почему дети дошкольного возраста такие разные, непохожие по своим предпочтениям и действиями, и как следует строить свои отношения с ними, как их воспитывать и обучать.

Проблема гендерного воспитания детей средствами сюжетно-роевой игровой деятельности в образовательном процессе дошкольного учебного заведения является актуальной, новой и еще не до конца изученной.

Играм и игрушкам исследователи придают важную роль в воспитании дошкольников. Проблема использования игры с целью гендерного воспитания детей дошкольного возраста изучалась в трудах таких ученых, как Л. Артемова, Г. Григоренко, В. Деркунская, О. Иванова, С. Ладывир., Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др.

По мнению А. Кулаченко, И. Молодушкиной, сюжетно-ролевая игра занимает особую роль в жизни дошкольников, она является важным средством воспитания культуры гендерных взаимоотношений детей, поло-ролевой идентификации и дифференциации в целом. В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля; формируются взаимоотношения ребенка со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В. Деркунская отмечает, что к традиционным особенностям сюжетно-ролевых игр детей обоих полов можно отнести то, что девочки оказывают большее предпочтение игровым сюжетам, которые отражают типичные женские интересы; мальчики же больше используют игровые сюжеты, во время разыгрывания которых отражаются мужские черты. Учитывая данную особенность, можно утверждать, что тематика сюжетно-ролевых игр девочек носит социально-бытовой характер, а у мальчиков - общественный и технический.

Обеспечение гендерного воспитания дошкольников средствами игровой деятельности осуществляется также путем создания соответствующей предметно-развивающей среды в возрастной группе и сотрудничества с родителями по этому вопросу. Л. Артемова в своих работах отмечает, что значительное место в гендерном воспитании детей в рамках предметно-развивающей среды возрастной группы относится преимущественно к дидактическим, общим режиссерским и строительно-конструктивным играм.

Для изучения проблемы гендерного воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности, М. Брезняк был проведен педагогический констатирующий эксперимент, цель которого заключалась в практическом изучении организационно-педагогических условий осуществления гендерного воспитания детей дошкольного возраста средствами игровой деятельности и определении уровней усвоения ими гендерных ролей.

На основе полученных результатов при работе с детьми, удалось определить уровни усвоения ими гендерных ролей, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Уровни усвоения детьми дошкольного возраста гендерных ролей во время игровой деятельности в предметно-развивающей среде и сюжетно-ролевых игр

Уровень Характеристика уровня Колич. распределение (%)

Высокий Ребенок в игре и вне ее четко идентифицирует себя с представителем своего пола и умеет дифференцировать себя от лиц противоположного пола. Ребенок для игры самостоятельно выбирает различные виды игрушек, соответствующих его половой принадлежности и интересам; участвует в совместных режиссерских играх, выполняя гендерные роли соответственно своєму полу. Ребенок быстро налаживает дружеские отношения со сверстниками как своего, так и противоположного пола и вступает с ними во взаимодействие. 36

Средний У ребенка развита половая идентификация и дифференциация, однако, он имеет не полные представления об образцах поло-ролевого поведения и не всегда использует их на практике. Во время выбора игрушек для игры не во всех случаях может руководствоваться своей половой принадлежностью; в сюжетно-ролевой игре не всегда может выполнять роль, соответствующую своему полу Дошкольник способен самостоятельно налаживать контакт со сверстниками обоих полов, однако в игровой деятельности строит отношения с представителями преимущественно только своего пола. 43

Низкий Ребенок осознает свою половую принадлежность, умеет дифференцировать себя от лиц противоположного пола, однако делает это только по внешним, физиологическими признакам, не принимая при этом во внимание особенности возрастно-ролевого поведения. Для игр подбирает игрушки, которые не всегда соответствуют его половой принадлежности. Дошкольник трудно налаживает взаимоотношения с представителями своего и противоположного пола, поэтому, как правило, такой ребенок желает играть самостоятельно, очень редко включается в сюжетно-ролевые игры, как правило из-за несоответствия гендерного поведения выполняемой роли в игре, на которую указывают другие дети. 21

Таким образом, результаты, полученные в рамках эксперимента, дают основания утверждать, что значительная часть дошкольников имеют средний уровень усвоения гендерных ролей во время игровой деятельности в предметно-развивающей среде и сюжетно-ролевых играх. Наличие низкого уровня может указывать на то, что сюжетно-ролевым играм и предметно-развивающей среде, как средствам гендерного воспитания дошкольников в современном детском саду, уделяется недостаточно внимания.

Состояние развития сюжетно-ролевой игры в наше время получило противоречивый характер. Последствия изменений в модернизированном социуме сказались на содержании игр детей (воспроизведение военных событий, особенности семейных отношений, внесение лидерской позиции нескольких участников игры). Важное значение для создания сюжета игр имеют родственные отношения, демонстрирующие образец поведения для ребенка в общении и взаимодействии с окружающими. Следует отметить, что семейное воспитание влияет на формирование базовых качеств личности. В частности, инициативности поведения детей и их уверенности в себе.

Что касается позиций «отца» и «матери» в современной семье, то на них также сказались изменения в обществе. Так, распределение обязанностей в семье между мужчиной и женщиной наблюдается как традиционное, так и кардинально отличное, что ведет к ломке гендерных стереотипов. Указанный факт можно объяснить рядом глобализационных преобразований в обществе: социально-экономические, политические, морально-этические, эстетические. Особенности игровой деятельности современных детей заставляют искать новые подходы к организации детской игры таким образом, чтобы формировать у детей общечеловеческие ценности и положительные личностные качества.

К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребенка способ вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре формы поведения и деятельности мужчины и женщины. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии.

Согласно концепции Д. Б. Эльконина, сюжетно - ролевая игра является проявлением усиливающейся связи ребёнка старшего дошкольного возраста с социумом. Проявление социально-ролевой игры связано не с действием внутренних, прирожденных, подсознательных сил, а с совершенно реальными условиями жизни ребёнка в обществе

Согласно мнению А. Н. Харчевниковой, ролевые игры детей старшего дошкольного возраста не просто имитируют окружающую жизнь ребенка, они являются выражением свободной деятельности детей. Ведь сочиняя и копируя определенные действия, дошкольники проявляют свой характер, свое осмысление жизни, определяют свою гендерную позицию.

Сюжетно-ролевая игра оказывает существенное воздействие на формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Ребенок начинает понимать и не теряться в объяснениях тех или иных действий людей противоположного пола. Постигая систему человеческих взаимоотношений, он начинает осмысливать свое место в ней. Сюжетно-ролевые игры современных детей ярко демонстрируют социальные отношения людей, передают эмоциональное состояние и манеру поведения близких взрослых.

Литература

1. Артемова Л. В. Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в игре / Л. В. Артемова // Психология и педагогика игры дошкольника. - М., 1966. - С. 188-205.

2. Деркунская В. А. Как и во что играют мальчики и девочки 4-5 лет / В. А. Деркунская, А. Н. харчевникам // Дошкольная педагогика. - 2008. - № 7. - С. 11-14.

3. Мищик Л. И. Актуальность гендерного подхода в образовании / Л. И. Мищик // Проблемы образования: научно-методический сборник. - М., 2002. - Вып. 27. - С. 118-127.

4. Дети и социум : особенности социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста : [монография] / А. Н. Богуш, Л. А. Варяница, Н. В. Гавриш и др. ; под общ. ред. Н. В. Гавриш. - Луганск: Альма-матер, 2006.- 368 с.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Многие известные педагоги и психологи определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. По теории Д. Б. Эльконина, именно.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возраста Цели:Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 24 января 2020 в 08:12
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство гендерной социализации детей дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Юдеева Оксана (УИ 1709764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД