Евтюхина Вероника
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Старшая группа
- Темочки
Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, проектная деятельность, психолого-педагогическая проблема, личностные качества, социальное развитие, инновационные формы работы.
Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.
Главной задачей образования на сегодняшний день, является – развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования и проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников – важная социальная и психолого-педагогическая проблема.
Взаимодействие и общение с взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.
Введение ФГОС ДО определяет характер взаимодействия взрослых и детей, как личностно-развивающий и гуманистический и определяет основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму [4].
Проблема создания педагогических условий для формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста явилась предметом изучения современных ученых: А. Б Добрович, В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой и др.
В настоящее время ФГОС ДО изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования [3].
В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать
Пахомова Н. Ю. выделяет несколько этапов в проектной деятельности в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов [2].
Основываясь на этих положениях, нами был запущен и успешно осуществлен проект «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного проекта из тематического блока «Наследие», целью которого выступало развитие социально-коммуникативных компетентностей, через технологию проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.
В качестве психолого-педагогического инструментария была выбрана методика «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» (автор д. п. н., профессор Дыбина О. В.)
В основе разработки данного проекта лежит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию основанный на методе проектов.
Проект, включал в себя несколько этапов: подготовительный, практический и заключительный (презентация проекта в форме литературной викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с участием родителей, награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами, анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.
Так же в рамках проекта велась работа по оснащению предметно-развивающей среды: выставка совместных работ детей и родителей; выставка художественно-продуктивной деятельности; портретов, выставка художественной литературы по произведениям А. С. Пушкина; картотека крылатых фраз из произведения А. С. Пушкина.
Надо отметить, что проведенная работа дала положительные результаты. Рис 1, Рис 2.
Рис. 1. Уровни сформированности социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста до начала проекта
Рис 2. Уровни сформированности социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста после реализации проекта
Таким образом, проектная деятельность может проходить через все виды детской деятельности, а так же побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Список использованной литературы
1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор – сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2005.– 97 с.
2. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.childpsy.ru/lib/books/id/8397.php (Дата обращения 11. 09. 2017.)
3. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1809770 (Дата обращения 07.09.2017)
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения 14.09.2017.)
© Евтюхина В. А., 2017