МААМ-картинки

Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста

Евтюхина Вероника
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проблемы формирования социально-коммуникативной компетентности – воспитания культуры поведения, общения и деятельности определяется социальной востребованностью личности, способной к самостоятельной культурно-ориентированной деятельности и сотрудничеству с окружающими людьми, духовно богатой, успешно адаптирующейся к изменяющимся социально-культурным условиям современной жизни.

Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: социально-коммуникативная компетентность, проектная деятельность, психолого-педагогическая проблема, личностные качества, социальное развитие, инновационные формы работы.

Дошкольный возраст – время активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. В этот период происходит формирование базиса личностной культуры, определяются основы культурного отношения детей к рукотворному миру, обществу, природе, собственной жизни.

Главной задачей образования на сегодняшний день, является – развитие личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях, а дошкольное образование – это первое звено в системе непрерывного образования и проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи.

Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников – важная социальная и психолого-педагогическая проблема.

Взаимодействие и общение с взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе.

Введение ФГОС ДО определяет характер взаимодействия взрослых и детей, как личностно-развивающий и гуманистический и определяет основные принципы дошкольного образования, направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму [4].

Проблема создания педагогических условий для формирования социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста явилась предметом изучения современных ученых: А. Б Добрович, В. А Кан-Калика, Н. Д Никандрова, М. И. Лисиной, Т. А. Репиной, Е. О Смирновой и др.

В настоящее время ФГОС ДО изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»

Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования [3].

В основе проектной деятельности лежит идея о направленности деятельности (в ходе которой ребенок открывает для себя много нового и неизведанного ранее) на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок – взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать

Пахомова Н. Ю. выделяет несколько этапов в проектной деятельности в детском саду: погружение в проект; организация деятельности; осуществление деятельности; презентация результатов [2].

Основываясь на этих положениях, нами был запущен и успешно осуществлен проект «Здравствуй, Пушкин!» в рамках комплексного проекта из тематического блока «Наследие», целью которого выступало развитие социально-коммуникативных компетентностей, через технологию проектной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

В качестве психолого-педагогического инструментария была выбрана методика «Диагностика социально-коммуникативной компетентности» (автор д. п. н., профессор Дыбина О. В.)

В основе разработки данного проекта лежит личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию основанный на методе проектов.

Проект, включал в себя несколько этапов: подготовительный, практический и заключительный (презентация проекта в форме литературной викторины «Путешествие по сказкам А. С. Пушкина» с участием родителей, награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами, анализ результатов проектной деятельности. Обобщение опыта.

Так же в рамках проекта велась работа по оснащению предметно-развивающей среды: выставка совместных работ детей и родителей; выставка художественно-продуктивной деятельности; портретов, выставка художественной литературы по произведениям А. С. Пушкина; картотека крылатых фраз из произведения А. С. Пушкина.

Надо отметить, что проведенная работа дала положительные результаты. Рис 1, Рис 2.

Рис. 1. Уровни сформированности социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста до начала проекта

Рис 2. Уровни сформированности социально-коммуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста после реализации проекта

Таким образом, проектная деятельность может проходить через все виды детской деятельности, а так же побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса.

Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Список использованной литературы

1. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения [Текст] : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. Автор – сост. : Л. С. Киселёва, Т. А. Данилова, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. – М. : АРКТИ, 2005.– 97 с.

2. Репина, Т. А. Деятельность и взаимоотношения дошкольников [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://www.childpsy.ru/lib/books/id/8397.php (Дата обращения 11. 09. 2017.)

3. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1809770 (Дата обращения 07.09.2017)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [Электронный ресурс]/ Режим доступа:// https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. (Дата обращения 14.09.2017.)

© Евтюхина В. А., 2017

Публикации по теме:

Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей Формирование произвольности у детей старшего дошкольного возраста При формировании у дошкольников произвольности,.

Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Игра-драматизация как средство формирования социально-коммуникативной компетентности дошкольников Слайд 2 Социализация является чрезвычайно важным процессом не только для отдельных людей в частности, но и для общества в целом. Усиление.

Конспект познавательно-коммуникативной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Музей старинных предметов» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ «ДЕТСКИЙ САД № 30» КОНСПЕКТ непосредственно образовательной.

Консультация «Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста» Роль сказки в процессе развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Коммуникативную компетентность в дошкольном.

Развитие творческих способностей в социально-коммуникативной деятельности детей младшего возраста Картотека коммуникативных игр на развитие творческих способностей в младшей группе. 1. «Динозаврики» Цель: развитие творческого воображения,.

Конспект коммуникативной игры «Мы вместе» для детей старшего дошкольного возраста Коммуникативная игра «Мы вместе!» - Тематическое направление – «коммуникативные игры» - игры, направленные на развитие коммуникативных.

Консультация «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование» Социально – личностное развитие детей старшего дошкольного возраста через конструирование. Теоретическую основу работы по данной теме мы.

Формирование родительской компетентности в вопросах воспитания безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста Статья на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ВОПРОСАХ ВОСПИТАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 20:12
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евтюхина Вероника (УИ 1153054) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД