Хороводова Ирина Владимировна
Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой
Проблема осознания собственной взаимосвязи себя с другими, умение строить взаимоотношение и взаимодействие с миром, людьми и самим собой - одна из важнейших задач современности. Чем раньше начат процесс формирования готовности к общению, тем скорее происходит осознание личностью своих возможностей. Человека практически с рождения можно и нужно ориентировать на осознание и установление гуманных взаимоотношений с окружающим миром и людьми.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности у дошкольников на основе знакомства с авторской сказкой» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Способность общаться (коммуникативные способности) – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют эту способность как индивидуально-психологические особенности личности.
Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него уже сформировались те самые коммуникативные способности, о которых мы говорили выше. Теперь необходимо поддержать и развить их. А для этого нам необходимо обратиться… к СКАЗКАМ.
Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам.
Все сказки, с которыми мы сталкиваемся в современной жизни можно разделить на народные сказки и авторские (литературные).
Авторская сказка возникла во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г. Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.
Сказки писателей - это зачастую не только, и не столько сказочный сюжет, сколько познание, наставление юным читателям, доверительная беседа старшего с младшим. Таковы сказки Толстого, пожалуй таковы и рассказы Виктора Драгунского, знаменитые "Денискины рассказы". Меж тем даже среди классиков существуют особые писатели детских сказок, которых ни с кем не спутаешь! Например - Виталий Бианки. В детстве мы все читали или слышали его рассказы про природу, которые воспитывали в нас любовь к животным, к окружающему миру со всеми его красками. А Бажов - и его история про хозяйку Медной горы! Можно уверенно сказать - писатели детских сказок являются, пожалуй, нашими первыми учителями в детстве, которых мы любили и ценили.
Сказка – это именно то общение, которое больше всего понятно ребенку. Она не только воспитывает, но и улучшает отношения между детьми, что помогает избежать многих конфликтных ситуаций в будущем. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, доступные пониманию дошкольника, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает ему понять на доступном ему языке красоту окружающего мира
А что нам важно в окружающем мире – общение с ним, общение с взрослыми и сверстниками. Обучать детей общению можно только в тесном взаимодействии между собой, активно включая их в познавательную или игровую деятельность. Ребенка нужно научить самостоятельно задавать вопросы, активно высказывать свое мнение по тем или иным темам, устанавливать доверительные отношения, бесконфликтно спорить, поддерживать беседу. Одним из способов обучения детей общению, великолепно справляющейся со всеми этими задачами, являются театрализованные игры. Такие игры весьма популярны у дошкольников, ведь вместе с персонажами сказок дети исследуют окружающий мир, переживают целый букет эмоций и чувств, дают оценку поведению любимого персонажа в его взаимодействии с другими героями сказки. Важно, чтобы инсценировка сказки стала не просто заучиванием искусственных текстов и жестов, а способствовала развитию импровизации, фантазии ребенка, развивала умение вчувствоваться в эмоциональное состояние театральных персонажей, формировала ощущение уверенности в своих возможностях и прививала навык свободного вербального общения.
Во время игры в спектакле дети ведут себя смело и активно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа. Самостоятельное разыгрывание ролей помогает ребенку постигать нравственно-этическую подоплеку поведения персонажей, потому что он получает от взрослого положительную или отрицательную оценку качествам и действиям героев сказки. Такая оценка взрослых формирует у дошкольника навык этичного поведения и подталкивает его делать выбор в пользу нравственных поступков.
В каждой сказке ест мораль, которая необходима ребенку, ведь он должен определить свое место в жизни, усвоить морально – этические нормы поведения в обществе.
Сказка – это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так,
чтобы он на всю жизнь сохранил волнующие воспоминания об этой колыбели.
В. А. Сухомлинский