Комолова Валентина
Педагогическая технология «Сказкотерапия» в развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Сказкотерапия в развитии детей раннего возраста». Автор Валентина Комолова Волшебный мир сказок оказывает большое внимание на детскую психику. Все мы помним, как родители читали нам на ночь простые сказки и они оказывали на нас успокаивающее действие. И сегодня опираясь на многовековой педагогический опыт, мы говорим, что излечивающая способность сказки положила в основу целого направления современной психотерапии под названием сказкотерапия. Сказкотерапия--- здоровьесберегающая педагогическая технология,включающая в себя систему мер, которые обеспечивают сохранение здоровья ребенка на всех этапах его развития и обучения. Основной принцип сказкотерапии- развитие личности в целом. Забота о душе (в переводе с греческого)- и есть терапия. Метод сказкотерапии появился на рубеже 60-70 гг 20 века,основанный М Эриксоном и в дальнейшим развитый его учениками в России И В. Сачковым, Д. Ю. Соколовым в 90 –е годы. Данный психотерапевтический способ выполняет при работе с ма лышами несколько функций - обучающую, развлекательную и оздоровительную. Его воздействие на детей часто оказывает более эффективным, чем просьбы родителей. Задачи сказкотерапии- 1. Благоприятное течение адаптационного периода 2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения 3. Развитие навыков взаимодействия 4. Развитие моторики, координации движений Для проведения успешной адаптации,для снятия эмоционального напряжения детям рассказывают и показывают самые простые первые сказки. так как маленький ребенок способен запоминать простейшие действия, и только тогда, когда у него появится интерес. В сказке «Курочка ряба» малыш сначала слушает сказку,а потом показывает, как радуются и огорчаются дед и баба,как сильно испугалась мышка. таким образом у ребенка развивается эмоциональная сфера. Язык первых сказок,которые слышит малыш, ритмичен, слова зарифмованы,просты. В соответствии с речевыми возможностями малыша названия животных без ущерба смысла можно заменить на звукоподражания -не курица а ко -ко. Простота звукоподражания стимулирует малышей к повторению упрощенных слов, а позже и слов, связанных с подражанием. Таким образом именно сказка помогает пробудить интерес к развитию активной речи маленького ребенка. Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной. Метод сказкотерапии реализует через театрализованную деятельность, Н. О. Д. ,режимных процессах,и в совместной индивидуальной деятельности.
Публикация «Педагогическая технология „Сказкотерапия“ в развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
Игра- инсценировка- развитие эмоциональной сферы. Расширяет и обогащает словарный запас, формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы деятельности.. . Сказка на песке -помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение в период адаптации ребенка к Д. О. У. Настольный театр -развивает речь,помогает вспомнить знакомые сказки, вызвать желание рассказать их. Сказка на фланелеграфе -стимулирует эмоциональное восприятие детьми сказок. учит находить выразительные средства в мимике, жестах. Картинки на картоне- развивают речь, моторику,учат передавать интонацию. Импровизация- устанавливает эмоционально –положительный контакт, развивает интерес к совместной деятельности со взрослыми. Игра - иммитация,формирует имитационные движения в речевую активность,память, общую моторику рук. Она дает малышу чувство психологической защищенности, доброту, мудрость. снимает тревогу, напряжение, соответствии с текстом,развивает творчество. Для запоминания используется пальчиковый, настольный,кукольный театры, маски. Элементы сказкотерапии используются во всех видах - деятельности -познавательное, речевое физическое,социально- коммуникативное и художественно- эстетическое. Большую роль в использовании сказкотерапии играет предметно-развивающая среда -речевой центр- художественная литература, книжки-самоделки,куклы,маски сказочных героев. Дети разговаривают с ними,гладят, играют, ведь тактильные ощущения вызывают чувство доверия,снимают психо- эмоциональное напряжение способствуют преодолению затруднения в общении. Таким образом,использование сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является эффективным и многофункциональным. Сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, развивает речевую активность,память, общую моторику рук. Она дает малышу чувство психологической защищенности, доброту, мудрость. снимает тревогу, напряжение,формирует положительные эмоции к познанию окружающего мира.