СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: коммуникация.
Раздел программы: развитие речи.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Публикация «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2017
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
В своей работе я поставила перед собой задачи:
1. знакомить детей с устным народным творчеством.
2. через использование в работе фольклора развивать речь детей; проводить работу над звуковой культурой речи, над развитием фонематического слуха, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи.
3. побуждать внимательно слушать, и запоминать художественные произведения.
4. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
5. воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи.
Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего, младшего возраста.
Виды фольклора : потешки, заклички, сказки, пестушки, колыбельные песенки.
Колыбельные песни - они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».
С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствовать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Организованную образовательную деятельность с использованием русского фольклора я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Использование малых форм фольклора в разных видах деятельности - на конструировании строим домик (избушку, обыгрываем ее приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет», на музыкальном развитии – поем песенки про собачку. Так, во время умывания использую потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды. А некоторые самостоятельно пытаются подтянуть рукавчики. Одевание - сложный режимный процесс. Малыши не умеют и не любят одеваться сами, отвлекаются. И вот, для того чтобы дети быстрее осваивали навыки, необходимые для одевания, мы вместе с няней проговариваем потешку: «Вот они - сапожки». Не все дети охотно ложились в постель, некоторые испытывали чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Такое поведение не редкость в первые дни пребывания ребёнка в детском саду. Таким детям ласково пою песенки «Баю, баюшки, баю». Помогает потешка и в процессе кормления. Чтобы вызвать у детей желание есть, произношу: «Умница Алешенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую». В режимных моментах использую фольклорные подвижные игры : «У медведя во бору», «Солнышко и дождик. Благодаря простоте и мелодичности звучания потешек дети, играя, легко запоминают их, вводят в свою речь. Фольклорные произведения учат детей понимать “доброе” и “злое”, противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие.