Татьяна Петровская
Сенсорное развитие детей раннего возраста как средство формирования полноценной и гармоничной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие детей раннего возраста как средство формирования полноценной и гармоничной личности
Петровская Т. Б., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 38 Красногвардейского района
г. Санкт-Петербурга
Сенсорное развитие детей раннего возраста, как средство формирования полноценной и гармоничной личности
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста как средство формирования полноценной и гармоничной личности» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
В период с двух до трех лет у детей активно развиваются важнейшие системы мировосприятия: зрение, осязание, слух и обоняние. Именно в их правильном и своевременном формировании заключается сенсорное развитие ребенка. В помощь родителям и воспитателям разработано множество методик по совершенствованию восприятия окружающего мира, представленных обычно в игровой форме. Приведенные ниже средства развития ребенка помогут формированию полноценной и гармоничной личности.
Двухлетние малыши чрезвычайно любознательны и обладают хорошей памятью. При помощи простейших средств развития ребенка, не требующих специальных знаний, нужно постоянно заниматься формированием его сенсорного восприятия. Дома или на прогулке важно акцентировать внимание на форме и цветах окружающих предметов, называя и повторяя их. При этом не нужно требовать от малыша немедленного запоминания, поскольку это происходит автоматически. Со временем все эти слова сами появятся в разговорной речи. Слушая музыку или гуляя по улице, очень легко уделить время развитию у ребенка слухового восприятия. Достаточно обращать его внимание на звуки: называть звучащие музыкальные инструменты или просто фиксировать происходящее вокруг (лай собак, шум машин). Развитие детей раннего возраста осуществляется преимущественно в игровой форме. Используя игрушки разных форм и расцветок и постоянно произнося их качества вслух, родители учат малыша воспринимать понятия «большой-маленький», «много-мало» и т. д. Важно также в группе предметов выделить понятие «средний». В процессе игры происходит и формирование представлений о геометрических телах и фигурах. Неоднократное повторение названий приводит к быстрому запоминанию и развитию у ребенка пространственного мышления.
Наиболее эффективной формой занятий с детьми 2-3 лет являются дидактические и ролевые игры. Пособиями могут служить как многочисленные развивающие наборы, продающиеся в магазине, так и самостоятельно изготовленные материалы. Складывание мозаик, пазлов и картин из различных геометрических фигур - не только увлекательное занятие, но и отличный способ сенсорного развития детей дошкольного возраста. Необходимо помогать малышу собирать фигуры, не ограничивая его самостоятельности. Поиск на картинке различных заданных предметов (треугольник, круг) формирует представления о геометрических формах и тренирует внимательность и память. Игровая форма способствует привлечению внимания детей и сохранению интереса к занятиям на протяжении длительного времени. Средства развития ребенка можно изготовить самостоятельно из цветной бумаги. Поиск и наклеивание на большой лист разноцветных геометрических фигурок увлечёт малыша не меньше, чем игра с покупным набором. При любой форме занятий очень важны контроль и помощь родителей. В процессе игры совершенствуются тактильное и зрительное восприятие, музыкальный слух и концентрация. Все это в совокупности способствует эффективному творческому развитию ребенка. Чтение вслух детских сказок и рассказов отлично развивает воображение малыша, а из изготовленных совместно с родителями поделок (пластилиновых или бумажных фигурок) можно извлечь немалую пользу. Вашему ребенку обязательно понравится маленькая театральная постановка или ролевая игра с их использованием.
Для контроля развития детей раннего возраста используется специальная система оценивания. В период от двух до двух с половиной лет малыш должен научиться следующему: находить предметы четырех основных цветов и их оттенков, уметь называть некоторые из них; правильно выбирать заданную фигуру или геометрическое тело из нескольких предложенных фигурок, различать, а также называть основные их типы (круг, кубик); разбираться в размере предметов, правильно собирать матрешку; самостоятельно собирать маленькую пирамидку и составлять простую башню из кубиков. Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками: способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу.
Развитие ребенка в последующие полгода жизни характеризуется следующими умениями и навыками: способность назвать основные 4 цвета и различать их оттенки, а также умение подобрать цвет, соответствующий образцу; знание названий всех основных геометрических тел и фигур, способность назвать их и подобрать по заданному образцу; при выборе какого-либо предмета для игры ребёнок ориентируется по нескольким его критериям, например, форме и цвету; способность собрать сложную матрешку (более трёх частей, пирамидку и башенку по заданному образцу; применение средств дошкольного развития ребенка должно поспособствовать его умению к трехлетнему возрасту называть правильно фактуру предмета и его размеры. Занятия и игры с ребенком должны быть регулярными. Сенсорное развитие детей раннего возраста способствует не только совершенствованию систем восприятия окружающей действительности, но и формированию творческой, гармонично развитой личности.