Лариса Шаипова
Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность сенсорного развития обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в процессе дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2019
Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладения новыми способами предметно – познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов, навыков учебной деятельности;
- расширяет словарный запас;
- влияет на развитие всех видов памяти.
Работа с дидактическим пособием проходит в четыре этапа:
I этап работы. «Первичное ознакомление». Самостоятельная деятельность детей. Знакомя детей с «Сенсорным кубом», использовала сюрпризный момент - «Что это, для чего и что с ним можно сделать?». Вношу пособие в группу. Дети самостоятельно изучают его, манипулируя различными предметами, просовывая пальчики в отверстия. Длительность первичного ознакомления 3-4 дня.
II этап работы - «Играем вместе» - совместное изучение пособия, организация непосредственно образовательной деятельности. Вначале читаем стихотворение вслух и показываем выполнение упражнения, побуждая детей повторить, поиграть вместе. Все упражнения выполняются в медленном темпе, а затем темп увеличивается. Так начинается совместная деятельность педагога с детьми. Данную совместную деятельность можно организовывать ежедневно во второй половине дня. При ознакомлении детей с играми используем метод погружения (от простого к сложному).
III этап работы – «Я играю сам». Когда у детей появляются знания, интерес и любимые игры, они выполняют их самостоятельно, без напоминания.
IV этап работы (конец учебного года) - «Косвенное руководство игрой». На этом этапе следим за тем, чтобы дети, играя с кубом, привлекали к совместной деятельности других детей в группе.
Созданное игровое пособие «Сенсорный куб» и подборка составленных к нему дидактических игр, могут быть использованы в работе всеми педагогами, что позволяет говорить о его практической значимости. Все игры для «Сенорного куба» просты для выполнения, их регулярное повторение способствует сенсорному развитию.
Успешность сенсорного развития ребенка во многом зависит от грамотного проведения взрослым непосредственно организованной образовательной деятельности в форме игры. В ходе организации непосредственно - образовательной деятельности с младшими дошкольниками по сенсорному развитию с каждым заданием предусмотрено решение сенсорных задач при наличии у детей различных умений и навыков. Дети приобретают новые знания, умения, которые используются ими в других видах деятельности. Сенсорное развитие планируется в тесной взаимосвязи со всеми остальными разделами работы.
Одним из факторов успешного сенсорного развития детей является работа с родителями, посвещение их в вопросы сенсорного развития младших дошкольников. С родителями необходимо организовывать консультации, мастер - классы, тематические выставки, Дни открытых дверей, организовать работу семейного клуба. В результате тесного взаимодействия, родители воспитанников обогащают знания сенсорного развития детей, получают практические навыки проведения совместных игр, упражнений и заданий на развитие сенсорных эталонов.
Работа по сенсорному развитию направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок дальнейшей учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире, способствуют расширению словарного запаса, приобретению навыков игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Варианты игровых заданий:
1. «Массаж».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, учить выполнять массаж ладоней, пальцев.
Для массажа ладоней предложите детям потереть ими о плоскости куба, пригов арив ая:
Девочки и мальчики,
Разминаем пальчики.
О решетку их потрем
И ладошки разомнем.
2. «Урожай».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, навыки классификации.
Насыпаем в 2 блюдца фасоль и горох. Ребенок большим и указательным пальцами берет фасолину или горошину и опускает в отверстие куба, говоря: Сеем мы фасоль, горох.
Урожай у нас неплох.
Мы корзины принесем,
Урожай наш соберем.
Затем куб убираем и сортируем на разные блюца фасоль и горох, упавшие на стол.
3. «Муравейник».
Задачи: развивать мелкую моторику, внимание, память, речь, воображение. Ребенок закрывает пробками от пластиковых бутылок отверстия.
В муравейник на ночь закрываем двери,
Чтобы не мешали птицы им и звери.
Не шумите до утра.
Муравьишкам спать пора.
4. «Скалолаз».
Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать память, речь, внимание. Ребенок по вертикальной плоскости куба ходит указательным и средним пальцами, как ножками по клеткам. «Ходить» можно по очередно то одной, то другой рукой, можно двумя одновременно.
Скалолаз наш очень ловкий
Лезет в гору без страховки.
5. «Замок».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, внимание, речь.
Ребенок просовывает в отверстия большой и указательный пальцы, соединяет их, образуя колечко. Можно соединять большой и средний пальцы, большой и безымянный, большой и мизинец поочередно, читая стихотворение:
Дверь закрою на замок
И нестрашен серый волк.
6. «Мамины бусы».
Задачи: тренировать мелкую моторику, развивать речь, внимание, память. Малыш на шнурок нанизывает бусы со словами:
К маме Миша приходил,
Маму в бусы нарядил.
Бусин много раз, два, три - Как красиво, посмотри.
7. «Лесенка».
Задачи: развивать моторику рук, речь, внимание, память, воображение. Малыш нанизывает скрепки или резинки друг на друга, образуя лесенку, сказав при этом:
Смастерим мы лесенку,
Лесенку – чудесенку.
И на ней достанем мы
И до звезд и до луны.
8. «Швея».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, воображение, речь, внимание. На шнурок нанизываются пуговицы.
Без работы не скучаю,
Пуговицы пришиваю.
9. «Цветок».
Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, речь, память. Ребенку предлагают цветок из гладких и шершавых лепестков.
Он водит по лепесткам пальцами и называет качество лепестка (гладкий, шершавый.)
Удивительный цветок
Шершавый, гладкий.
10. «Весы».
Задачи: развивать навыки классификации, внимание.
На стенке куба висят 2 коробочки от «киндер - сюрприза». Одна пустая, другая наполнена гайками.
Воспитатель говорит:
Раз, два, три, четыре –
На весы поставим гири.
Взвесим вафли, шоколад,
Мармелад и виноград.
Ребенку предлагается определить, где легкая, а где тяжелая гиря.
11. «Магазин».
Задачи: развивать тактильную чувствительность, внимание, воображение. Воспитатель говорит:
Будем в магазин играть,
Будем ткани выбирать.
Платье мы сошьем для Маши,
А рубашечку для Саши.
Ребенок называет качество ткани, находит пару сначала с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
12. «Катушка».
Задачи: развивать мелкую моторику, память, речь, воображение, внимание. На нитке закреплена пустая катушка, ребенок наматывает на нее шнурок со словами:
Я возьму катушку,
Нитку накручу
И свою подружку
Тоже научу.