Анна Савченко
Консультация «Семья детей с нарушениями слуха»
▼ Скачать + Заказать документы
Савченко А. Г., воспитатель
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат № 36 города Ставрополя»
Семья детей с нарушениями слуха
Семейное воспитание детей с нарушениями слуха возникло значительно раньше общественного. Опыт индивидуального обучения глухих детей в семье был известен в средние века. Стремление родителей воспитывать и обучать глухих детей в семье было обусловлено желанием развивать умственные способности ребенка и приобщать ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. Родители стремились не упускать наиболее сензитивные для развития и обучения ранние и дошкольные годы, понимая, что в этот период формируются многие навыки, закладывается характер[2].
Публикация «Консультация „Семья детей с нарушениями слуха“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполноценного ребенка связано со значительными эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Нарушается взаимодействие родителей с социумом (родственниками, знакомыми и т. д., искажаются внутрисемейные супружеские отношения (особенно страдает позиция отца, нарушается дальнейшее репродуктивное поведение супругов, складываются неверные представления о больном ребенке, возможностях его лечения и воспитания[1].
Чувства родителей в своем развитии проходят несколько стадий от неконструктивных, стрессовых реакций к появлению адекватной оценки ситуации, позволяющей принимать оптимальные решения (Е. И. Исенина, Д. Льютеман, В. М. Рахманов и др.) : 1 стадия – «шок», 2 стадия – «понимание», 3 стадия – «защитное отрицание», 4 стадия – «принятие глухоты», 5 стадия – «конструктивные действия». Стадии шока, понимания, защитного отрицания занимают недели, а стадия принятия и действия длится всю жизнь, но только после того, как пережиты предыдущие[3].
Стремясь максимально полноценно воспитывать своих детей, современные родители стараются передать эту функцию в руки других людей (педагогов, психологов, так родители снимают с себя многие обязанности и родительскую ответственность за образовательно-воспитательный процесс. Проявляя повышенную заботу об одежде, питании, развлечении своих детей, они не реализуют возможности общения с ними, что приводит к возникновению у детей чувства одиночества, дети растут циничными, безразличными к важнейшим человеческим ценностям.
Качество отношений между родителями и детьми зависит от многих факторов и оказывает значительное влияние не только на психическое развитие ребенка, но и на его поведение, установки в общении на стадии взрослости.
О. Р. Чернова выделяет различные причины трудностей, возникающих в отношениях между родителями и детьми[1, с. 2]. Они связаны с особенностями семейного воспитания, с социокультурными особенностями жизни семьи, а также зависят от биологических особенностей родителей и ребенка.
Семьи детей с нарушениями слуха имеют ряд особенностей, и появление в семье физически или психически неполноценного ребенка сопровождается значительными эмоциональными переживаниями родителей.
Нарушение межличностного общения между слышащими родителями и не слышащими детьми часто происходит потому, что родители не готовы к такому общению, они не знают, как это делать, с чего начать, о чем разговаривать[2].
Дети с нарушениями слуха несомненно нуждаются в особом подходе и методах воспитания. Авторы книги «Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии» отмечают, что становление и развитие словесной речи ребенка с использованием остаточного слуха, а также формирование коммуникативных умений необходимо начинать с самого раннего возраста. Поэтому так велика роль родителей в этом процессе. Они создают разнообразные ситуации, позволяющие расширять словарный запас и развивать разговорную речь ребенка, закреплять понятия, совершенствовать произносительные и слуховые навыки. Такая работа становится необходимым условием семейного воспитания неслышащего ребенка[2].
В настоящее время разработана методика занятий с первых месяцев жизни с детьми, имеющими дефекты слуха. При этом основное внимание обращается именно на обучение родителей воспитанию ребенка с нарушениями слуха.
Для помощи родителям ребенка с нарушениями слуха, создаются специальные консультативно-диагностические группы при медицинских учреждениях и при специальных детских садах. При активной помощи специалистов растет опыт и педагогическая культура родителей ребенка, что помогает им в воспитании ребенка.
Специалист обучает родителей взаимодействию с ребенком. Действуя совместно, родители и специалисты формируют необходимые психологические предпосылки обучения и воспитания — развивают внимание ребенка, интерес к окружающему миру.
Несмотря на индивидуальные различия детей у родителей имеются и общие задачи: забота о здоровье; предупреждение заболеваний и вторичных отклонений в развитии; работа по развитию коммуникативных и адаптивных навыков ребенка; развитие его умственных способностей, памяти, мышления и речи; формирование и развитие положительных нравственных качеств и т. д. [3].
Положительный пример родителей способствует овладению неслышащим ребенком нормами нравственного поведения. Подражая родителям, ребенок постепенно приобретает такие нравственные качества, как доброта, честность и трудолюбие. Следует отметить, что представления о морали, которые слышащий ребенок может усвоить самостоятельно, не формируются у детей с нарушениями слуха без специальной педагогической работы.
Семья играет важную роль также и в социализации неслышащего ребенка. Родители формируют у детей навыки самообслуживания, положительное отношение к учебе, готовят детей к участию в бытовой и общественно-полезной деятельности.
Родителям следует как можно больше разговаривать с ребенком, находясь в его поле зрения. Говорить с ним следует громко, выразительно, активно жестикулируя, помогать ему жестами и мимикой понять суть[5].
По Б. Д. Корсуновой можно выделить три главных исходных положения системы дошкольного воспитания глухих, которые необходимо знать родителям ребенка с нарушением слуха.
Во-первых, умственные возможности развития здорового глухого ребенка ни в чем не уступают возможностям слышащего. Любовь к ребенку, высокая требовательность и квалифицированное обучением – условия, позволяющие реализовать эти возможности.
Во-вторых, ребенок, прежде всего ребенок, а потом глухой. Формирование его личности – вот главное, что должно определять каждый момент его специального обучения.
В-третьих, научить ребенка общаться с окружающими всеми возможными методами. Одним из таких эффективных и доступных средств обучения глухих является дактильная речь[4].
Не каждый родитель имеет успешный опыт воспитателя, и бывает так, что родители не способны создать для своего ребёнка обстановку, способствующую его полноценному личностному развитию и психологическому комфорту. К сожалению, истоки неправильного воспитания часто лежат гораздо глубже и не могут быть объяснены лишь одной категорией мотивов, что говорит о необходимости индивидуального подхода в организации коррекционной работы с родителями и детьми по преодолению проблем в их взаимоотношениях.
Таким образом, анализируя литературу по данному вопросу, можно сделать вывод о том, насколько велика роль семьи в процессе развития ребенка[6].
Список используемой литературы
1. Пенин, Г. Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: учебное пособие / Г. Н. Пенин, З. А. Пономарева, О. А. Красильникова, Л. В. Кораблева; под ред. проф. Г. Н. Пенина и доц. З. А. Пономаревой. – СПб. : КАРО, 2006. – 496 с.
2. Развитие детей с нарушением слуха во внеурочной деятельности: пособие для учителя и воспитателя специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-II вида / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Владос, 2005. – 295 с.
3. Речицкая, Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников в условиях нормального и нарушенного слуха / Е. Г. Речицкая. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 193 с.
4. Самощенко, И. В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога / И. В. Самощенко. – М. : ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
5. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е. Г. Речицкой. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 200-255.
6. Сурдопедагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Л. В. Андреева; под науч. ред. Н. М. Назаровой, Т. Г. Богдановой. – М. : Изд. центр «Академия», 2005. – С. 494-523.