Голевко Елена Анатольевна
Роль сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, состояние общей и мелкой моторики, развитие высших психических функций, эмоционально-волевая сфера, ориентирование в пространстве, творческая активность. Если эти нарушения не исправить в дошкольном возрасте, то затем возникнут большие трудности в общении с окружающими, и помешает детям раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Публикация «Роль сказкотерапии в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
Сказка – это психологическая защищенность, которая является комплексным, универсальным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь, формирует веру в позитивное разрешение проблем. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, развития творческих способностей. Дети с нарушениями речи очень быстро утомляются, отвлекаются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям временные и логические связи между явлениями и предметами.
Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. В атмосфере сказки дети становятся более открытыми к восприятию действительности, раскрепощаются и проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, посредством использования сказки, её сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи :
Коррекционно-образовательные задачи :
- развитие всех компонентов речи, которые относятся к ее смысловой звуковой сторонам;
- развитие фонематического восприятия;
- расширение и активизирование словаря;
- работа над автоматизацией, артикуляцией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;
- совершенствование связной речи и лексико-грамматического строя. Коррекционно - воспитательные задачи:
- воспитывать духовность, гуманность, скромность, любовь к природе, доброту, ответственность, внимание, выдержку, патриотизм.
Коррекционно - развивающие задачи:
- развитие познавательных процессов (память, мышление, ощущение, воображение, фантазию);
- развитие умений передавать образ через жесты, мимику и движения;
- развитие просодической стороны речи (темпо-ритмическую стороны речи, работать над правильным дыханием, дикцией, паузацией, голосом, интонацией); - развитие мелкой моторики через приёмы вождения персонажей сказки в настольном театре, пальчиковом театре, театре мягкой игрушки.
Занятия по сказкотерапии проводятся один раз в неделю индивидуально или в подгруппе, длительностью от 25 минут и более. Учитывается возраст детей и их индивидуальные и психические особенности. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий в себя разнообразные приёмы, упражнения, игры и танцы, направленные сразу на решение нескольких задач (развитие познавательной и эмоцоинально-волевой сфер, речи, а также упражнения на релаксацию.)
Для реализации поставленных задач применяются методические приё мы:
– беседы, направленные на знакомство с различными чувствами и эмоциями;
–знакомство с главным героем сказки и персонажами;
– совместное рассказывание сказки ребёнком и педагогом;
– настольно-печатные, словесные и подвижные игры;
– проигрывание; рисование сказки;
– многократное рассказывание сказки;
– стимулирование «подсказок» детьми;
– проведение игр.
Во время общения и активной творческой деятельности ребёнок уходит от собственных переживаний, чувства одиночества, страхов и тревожности, эмоциональной отверженности и погружается в удивительный мир сказки.
Используемые в сказках этюды помогают активизировать и улучшить выразительные средства общения: мимику, пластику и речь.
Сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционно - логопедическую работу упражнения и игры направленные на:
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как гуляют по лесу, греются на солнышке, кидают мячики);
- сплочение коллектива (дети взявшись за руки «приглашают» сказку в гости, проговаривают шепотом друг другу имена героев сказки);
- формирование творческих способностей (дети стараются передать характер героев через мимику, движения, превратившись в персонажей).
В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста. Именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.