Получи документы

Роль оценки взрослого в развитии детей

Татьяна Шильникова
Роль оценки взрослого в развитии детей
▼ Скачать + Заказать документы

Статья (для родителей) на тему:

«Роль оценки взрослого в развитии детей».

Из педагогической литературы хорошо известно: управление воспитательным процессом осуществляется посредством различных средств воздействия – поощрения и наказания, отрицательной и положительной оценки, внушения, убеждения, запрещения и т. д. Кажется все просто: положительное поощряется, плохое запрещается, наказывается. Так ребенок под влиянием воспитательных мер постепенно приобретает расположение к тому, что оценивается положительно, и отвращается от того, что вызывает отрицательное отношение окружающих; тем самым воспитание идет в заданном направлении, к мыслимому воспитателем идеалу.

Публикация «Роль оценки взрослого в развитии детей» размещена в разделах

Однако на практике воспитание оказывается делом куда более сложным и менее определенным; порой средства оказываются настолько неэффективными, что от родителей, от воспитателей зачастую можно услышать, что «дети не обращают внимания на мои замечания и оценки», что «ребенок вопреки запрещению или наказанию стремится сделать именно неодобряемое, действует как бы назло». Конечно, воспитатели и родители теряются в догадках : «Почему? В силу, каких причин воспитательное воздействие не оказывает необходимого действия? Почему воспитательные усилия могут иметь лишь незначительный эффект, а порою приводят к противоположным последствиям?» Действительно, что же мешает идеальному течению воспитательного процесса? Что деформирует его воздействия? В общей форме ответ ясен: неумелое использование воспитательных средств. Но в чем конкретно состоят ошибки?

Рассмотрим два типичных случая.

…Митя с завидным упорством строит башню из кубиков, деталей конструктора, игровых и бытовых предметов. В результате получилась отличная, неординарная постройка. Радостный ребенок подходит к педагогу: «Посмотрите, пожалуйста, что у меня получилось!» Взрослый поворачивается, улыбается, гладит ребенка по головке и говорит: «Ты у меня хороший мальчик!» И… возвращается к прерванному разговору. Малыш, постояв немного, робко произносит: «Пожалуйста, посмотрите!». «Я уже посмотрела, я видела твою постройку! Очень хорошо», - слышится вновь. Потоптавшись на месте, мальчик возвращается к своему занятию.

Ситуация вторая. Девочке предлагают собрать из фрагментов человеческую фигуру. Катя охотно отзывается. Но оказывается: задание выполнить не так-то просто. «Плохо, разве ты не видишь, что так не получается!» Девочка пытается что-то сделать, но никак не подберет соответствующие фрагменты. В ответ на немую просьбу слышит: «Что ты смотришь, лучше сделай как надо!» Изобразив, что она пытается исправить работу, Катя постепенно забрасывает задание. «Вот потому у тебя ничего и не получается, что ты не хочешь думать», - подводит итог старший.

Итак, в первом случае налицо положительная оценка. И, казалось бы, ребенок должен быть удовлетворен. Но его поведение отчетливо свидетельствует, что это не так. Очевидно, полученная оценка не вносит необходимой ясности, она слишком неопределенна. Прежде всего, не совсем ясно, к чему конкретно относится оценка. Мы, взрослые, конечно, понимаем: имеется в виду постройка, умения и способности ребенка, проявленные при этом. Но это мы, а малыш? Может, он думает: сказанное относится к нему, а не к постройке, которой он так гордится. Несомненно, правильнее было бы высказаться более определенно: «У тебя получилась замечательная постройка!» А еще лучше отметить, что делает ее столь замечательной: высокая, красивая или продуманное расположение дверок и окошек.

Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, его реализацию, результат. По каждому из этих моментов желательно и высказать взрослому свое суждение : «Что ты задумал? Для чего? Как задуманное ты мог бы еще исполнить?» И обязательно подвести итог: «Ты хотел, ты мог сделать; можно сказать, что тебе удалось. Ты проявил смекалку». Конечно, это только схема. В развернутой форме ребенку следует дать представление, что на него обратили внимание, оценили его деятельность : замысел (или сформулированную задачу) – воплощение – результат. Причем оценка может быть дифференцированной: положителен результат, отрицательно исполнение или положительно исполнение, и результат хороший, но относительно замысла высказывается сомнение в его оригинальности, пригодности. Ведь речь идет о ребенке двух-трех лет, когда все это еще не очень понятно. Малыш в основном нацеливается только на результат. Поэтому, прежде чем начать беседу, дайте оценку результату и лишь после этого обратите внимание на исполнение и замысел. С детьми постарше можно уже не торопиться с оценкой достигнутого (хотя, конечно, и их она интересует) : определив замысел, задачу, которую ставил перед собой ребенок, оцените этап исполнения, а затем и результат.

Разбор первого случая справедлив и для второго. И здесь оценка дана в столь общей форме, что не становится регулятором деятельности, силой, которая направляет и корректирует активность.

Но отрицательная оценка – особая, она вызывает у детей отрицательные эмоции. И, следовательно, педагог обращается с ней осторожно. Ведь не секрет, что взрослые, ради необходимого действия, результата, лишь стыдят детей («Что же ты, не можешь? Так делают только неумейки!», рассчитывая, что возникшие в ответ неприятные переживания, ущемленное самолюбие побудят ребенка исправиться. К сожалению, это ошибочное представление весьма распространено. Вот о чем надо знать: в раннем и дошкольном детстве отрицательные эмоции, неприятные переживания не стимул к тому, чтобы что- то вновь предпринять и добиться положительно оцениваемого результата. Очень часто, особенно в период раннего детства, отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность. И, как результат, ребенок отвращается от деятельности, которая вызывает столь неприятные переживания.

Какие же условия необходимо соблюдать взрослому?

Психологи настоятельно советуют не оценивать отрицательно ребенка в целом («Ты плохой мальчик! Таких неумеек и незнаек никто не любит!»). Отрицательная оценка может быть дана только конкретному действию, поступку, результату («У тебя не получилось ровная линия». Или :» Постройка неудачная, она неустойчива, того гляди, упадет!»). Другое условие – не раздражаться, не сердиться на непонятливость или неловкость своего воспитанника. Общий эмоциональный фон взаимодействия должен носить обязательно эмоционально положительный оттенок, оттенок доброжелательности. Третье условие – отрицательная оценка обязательно сопровождается необходимыми разъяснениями: что и почему не получилось - и предусматривает помощь в случае необходимости. Без разъяснений и помощи отрицательная оценка создает трудную, стрессовую ситуацию – ребенку ясно, что что-то не так, но почему и как – это неясно.

Соблюдение этих условий снимает нежелательный эмоциональный эффект. Поскольку дети всегда ориентированы на успех, на положительную оценку, ищут и ждут ее, нежелательное действие отрицательной оценки гасится общим положительным, ободряющим, поддерживающим отношением взрослого к ним, к их занятиям, а также разъяснениям и помощью, которые позволяют найти выход из затруднительного положения. И еще, оценивая действия и достижения детей, педагогу важно выбрать верный эталон, точку отсчета, т. е. выполнить некоторое действие или достигнуть определенного результата. Тогда оценка будет определяться тем, насколько соответствует уровень достижений воспитанника эталонному («У меня вот как, а у тебя совсем другое»). Полученный результат можно сравнить с тем, что раньше умел или не умел конкретный ребенок («Вот сегодня уже хорошо!»). Чаще всего взрослые используют сравнение результатов между детьми, полагая, что оно активизирует детское самолюбие, стимулирует к достижению более весомых результатов. Однако наблюдения и эксперименты показывают: на практике не всегда так, и даже чаще всего не так. Чем младше дети, тем менее эффективны апелляция взрослого к из самолюбию. Для раннего и дошкольного возраста сравнение с другими вовсе не побуждает к активности, а, напротив, рождает в душе тревожные чувства («Меня больше не любят!», а иногда и отрицательные действия в отношении того, с кем сравнивают. Ведь как думают дети: симпатии и любовь взрослых отданы этому другому, а не ему. Гораздо эффективнее прием, адресованный всем дошкольникам – сравнивать их с самими собою («Вот видишь, сегодня это у тебя получилось! Ты постарался, и налицо результат. Если очень захотеть и поучиться – обязательно получится»). Если же результат оставляет желать лучшего, то и тогда не следует сравнивать с другими. Требуется одно: указать, что и как надо делать, чтобы добиться желаемого результата.

Действенность оценки – положительной и отрицательной – определяется не только тем, насколько она корректно сформулирована, не только ее формой и содержанием, но и тем, в какую систему включена оценка. Уже житейский опыт убеждает: некоторые воспитатели строго относятся к детям, другие – более терпимо, третьи – снисходительно. Психологи выделяют несколько стратегий, которые определяются тем, как регулярно и систематично взрослые оценивают детей и какие оценки – положительные или отрицательные – доминируют.

Первую стратегию можно назвать «строгие взрослые». В ее рамках пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, всему, чего им не удается достичь. При этом положительные стороны поведения, достижения, как правило, не отмечаются, они воспринимаются как должное, как само собой разумеющееся. Иными словами, дети систематически и регулярно получают, хоть это и справедливо, отрицательные оценки. Стратегия вторая: восторженное поведение, когда поощряются преимущественно успехи, положительная сторона деятельности поведения. Стратегия третья: справедливое поведение, справедливая реакция. Взрослые в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно оценивают их. Стратегия четвертая: безразличие. Взрослые обращают мало внимания как на достижения, так и на неудачи, редко выражают свое отношение к ним.

Какими же предстают перед нами дети?

Те, кого воспитывают строгие родители, обычно не уверены в себе, тревожны, имеют низкую самооценку. Природная любознательность внутренне ограничена: ребенок боится промахнуться, поскольку за ним последует отрицательная оценка, опасается исследовать новое, неизвестное – ведь результат может оказаться не в его пользу. Еще одна отличительная черта – чрезвычайная чувствительность к оценке взрослого : отрицательная оценка, угнетающее действие на самостоятельность и инициативу держат ребенка в постоянном напряжении, а положительная оказывает расслабляющее действие. В таких условиях воспитания на первых порах дети порой неплохо учатся, но вскоре обязательно наступает спад. Дело в том, что действующая отрицательная оценка лишает самостоятельного интереса к деятельности, все определяется только под давлением извне. Вот один из типичнейших примеров. В нашу консультацию мать привела мальчика восьми лет. Ребенок, по ее мнению, учится неважно, не проявляет интереса к учению и «вообще какой-то вялый, безразличный. Вот раньше, когда ему было пять лет, он был совсем другим – быстро научился читать, считать, хорошо рисовал, лепил; многие задания выполнял очень и очень хорошо».

Беседа показала, что мать и бабушка только указывали малышу на то, что ое еще не умеет или не знает. На вопрос, хвалили ли ребенка когда-нибудь, мать искренне удивилась: «Хвалить? Но ведь он должен это уметь или этому научиться!»

Обследование показало, что мальчик интеллектуально развит, но не уверен в себе, тревожен, эмоционально неустойчив. Когда ему предложили выполнить несколько заданий, выяснилось: возникающее затруднение ребенок тяжело переживает. Из всего сказанного нами по поводу его действий улавливал только негативную информацию и бурно реагировал. Аффект как бы закрывал все положительные высказывания. В конце концов, ребенок и вовсе отказался решать наши задачи.

Повторим, случай с этим ребенком довольно типичен для тех детей, кого воспитывают на их недостатках и промахах. Первоначально создается уверенность: выбрана правильная тактика. Более того, первые признаки торможения – угасание инициативы, стремление к самостоятельности – усиливают негативные санкции, усугубляя создавшееся положение.

Стратегия «восторженных» взрослых имеет также свои минусы. Дети, воспитанные в такой обстановке, малочувствительны к отрицательной оценке. Отсюда некритичность, неопределенная самоуверенность, завышенная самооценка. В стремлении поддержать положительный эффект на привычно высоком уровне эти дети, общаясь с другими – посторонними взрослыми или сверстниками, часто испытывают чувство неудовлетворенного притязания. Желание изменить создавшееся положение, трудности нередко приводят к тому, что дети пытаются хитростью, обманом заслужить положительную оценку. Строгая реакция взрослого еще более усугубляет положение. Ведь сохраняется привычка исключительно к положительной оценке.

…Девочка Леночка, до того с удовольствием посещавшая детский сад, в то утро заявила маме: «Не хочу ходить в детский сад». Слезы, истерика побудили мать серьезно отнестись к ее жалобе и разобраться в том, что произошло. Оказалось, что на занятии в детском саду выполненные девочкой поделки не получили положительной оценки. Девочка расстроилась, и так, что отказалась завершить работу. Более того, сломала подделку подруги по группе, которую ей показали как образец. За это она была наказана. Отсюда и решение: не ходить в детский сад. «Мамочка, ну почему тебе все нравится, а ей (воспитателю) ничего», - спрашивала девочка, обнаруживая свою жгучую обиду.

Мать призналась: давно заметила, что дочка эмоционально реагирует на неуспех. Чтобы лишний раз не доставлять огорчений, она стала подчеркивать достижения, как бы незначительны они ни были. Чем последовательнее реализовывала мать свое намерение, тем все болезненней реагировала девочка на малейшую критику в свой адрес. Получался своего рода замкнутый круг.

Психологи знают: чем меньше ребенок, тем более склонен он ожидать и принимать от окружающих только похвалу в свой адрес. Это естественно для детей двух-трех лет. Но искусственно (хоть с благими намерениями) созданная атмосфера отнюдь не принесет пользы. Со временем ребенок должен научиться воспринимать и отрицательные оценки своим действиям (если он того заслуживает) и руководствоваться ими для достижения требуемого результата.

В наиболее благоприятном положении оказываются те дети, кого воспитывают справедливые взрослые. Они легче и быстрее дифференцируют одобряемое и неодобряемо, твердо уверены в отношении взрослых к себе. А это уже благоприятное условие для развития адекватной самооценки : положительная оценка усиливает одобряемые формы поведения, расширяет инициатив, самостоятельность, отрицательная конструктивно перестраивает, ориентирует на достижение требуемого результата.

А в какое положение попадают те дети, кого воспитывают безразличные к успехам и неудачам взрослые? Несистематические, случайные оценки лишают ребенка твердых ориентиров.

…Однажды в психологическую консультацию родители привели мальчика. Жалоба: недисциплинирован. Особенно остро эта форма поведения проявилась в подготовительной к школе группе. Раньше тоже возникали трудности, но, по словам матери, рассеивались как-то сами собой. Все началось с того, что во время занятий мальчик занимался тогда, когда захотел. Чаще всего он обычно мешал педагогу и детям. На замечания не реагировал. Разумеется, он стал отставать. Это его, впрочем, не огорчало. С весьма средними познаниями и навыками он закончил подготовительную группу и был записан в школу. Родители, промучившись с ним весь год, наконец, поняли: эти же проблемы, только в более острой форме, встанут перед ними в будущем году. Вот и пришли все вместе на консультацию. В ходе беседы родителям пришлось задуматься над тем, как они воспитывали своего ребенка. А задуматься было над чем, если на нашу просьбу охарактеризовать своего ребенка, отметить сильные и слабые стороны его характера они чаще всего начинали свои высказывания так: «Надежда Яковлевна (педагог детского сада) говорила… Надежда Яковлевна считает…»

О чем свидетельствуют примеры? Применяемая в дошкольном детстве стратегия имеет долговременный эффект. Достаточно часто первые результаты обнаруживаются уже в младшем школьном возрасте, ибо система взаимоотношений в школе опосредствуется оценкой. Через нее учитель осуществляет и обучающее и воспитательное воздействие. Поэтому так важно всем предшествующим – дошкольным – опытом подготовить ребенка к правильному ее восприятию и пониманию.

Итак, действие оценки взрослого определяется не только ею самой, но и тем, в какую общую систему она включена. Поясним эту мысль: положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих взрослых при отсутствии отрицательной (стратегия восторженных взрослых) теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ее ценности. Избыток отрицательных оценок при остром недостатке положительных (стратегия строгих родителей) рождает неуверенность, боязнь нового, создает отношения напряженности и болезненности с взрослыми. Стратегия безразличных взрослых делает ребенка малочувствительным к оценкам. И только сочетание положительной и отрицательной оценки в опыте ребенка (стратегия справедливых взрослых) создает благоприятных условия.

Все сказанное попытаемся суммировать в перечне правил. Итак, оценка :

- дается постоянно и систематически, а не от случая к случаю;

- сопровождается объяснением – что именно и почему включает разъяснение значимости достигнутых результатов;

- ориентирует на собственное умение организовать работу с целью достигнуть положительный результат (а не на сравнение с результатом других детей);

- помогает сравнивать прошлые и настоящие достижения, подчеркивает прогресс в собственных результатах;

- связывает достигнутое с усилием самого ребенка, раскрывает его потенциальные возможности (а не способности или благоприятные обстоятельств, способствующие положительному результату).

Однако, кроме самой оценки, есть еще один момент, определяющий эффективность его воздействия. Мы имеем в виду те думы, помыслы, которые взрослые связывают с ребенком. Это наиболее неосознаваемый пласт психологического взаимодействия, который, тем не менее оказывает довольно внушительное влияние на отношение детей к получаемой оценке. Многочисленные наблюдения показали: воспитатели или учителя по-разному относятся к тем детям, на кого они не возлагают каких-либо надежд. Как правило, они доброжелательны к тем, кого считают способными, развитыми, дисциплинированными. Если способный, по мнению воспитателя, ребенок неверно выполняет задание, он наводящими вопросами подводит его к правильному решению. Или объясняя новый материал, адресует его тем, кого считает более способным. Тем самым невольно стимулируется и поддерживается интерес только у одной группы. В адрес же другой группы достаются в основном дисциплинарные замечания. А ведь это неверно. Доказательство тому – эксперимент, проведенный психологами. Были отобраны дети, равные по способностям и уровню знаний. Группу разделили на две подгруппы. Воспитателю сказали: одна группа – более способные дети, другая – менее. Предложили провести занятия с обеими подгруппами. Результат: дети второй группы, представленные как менее способные, продемонстрировали худший результат. Иными словами, педагог невольно воспроизвел то, что ожидал от каждой группы. А дети, столкнувшись с такой подменой, соответственно старались оправдать ее.

Сказанное выше полностью переносится и на родителей. Они более, чем педагоги, рисуют в мечтах радужное будущее своего ребенка. Вполне естественное желание. Но естественное и нормальное отступает на второй план, если мечты не соотносятся с реальными устремлениями, интересами и возможностями самого ребенка. В нашей практике мы не раз сталкивались с подобными печальными фактами. Вот один их них – встреча с семилетним Валентином. Родителей тревожило довольно выраженное психическое расстройство у ребенка – плаксивость, беспокойство, угнетенное состояние (поведение, свойственное более младшему возрасту). В ходе разговора все время витала фраза, полная раздражения и разочарования: «Я вложила в него столько сил! Чего я только не сделала для него! А он… лентяй, неблагодарный». Оказывается, во имя поставленной цели мать, как говорят психологи, «лишала его любви», т. е. ограничивала выражение материнской любви «до тех пор, пока не будет делать, как надо». Справедливости ради отметим: отец был не столь категоричен.

Нет сомнений, что мать хотела для своего сына только хорошее. Однако всю сложившуюся ситуацию она видела только со всей родительской точки зрения. В глазах же малыша ситуация представала драматической: он так любит маму, так старается сделать ей приятное! Однако в ответ слышит одни упреки, мама сердится и все меньше и меньше его любит. Получился своего рода порочный круг: чтобы добиться требуемого результата, на ребенка обрушивали сильные воспитательные средства, несущие мощный заряд отрицательных, угнетающих оценок. И как результат – тревожные симптомы. Мальчика лишали родительской любви! Даже робкие чувства привязанности, которые выражал отец, не помогали обретению чувства прочности бытия, уверенности в себе.

Ситуация, подобная описанной, встречается не так уж редкою некоторые родители пересматривают свои планы, пытаясь найти оптимальный вариант; другие никак не могут порвать опутывающие их сети нереализованных ожиданий. Они так бурно реагируют на неоправдавшиеся надежды, что эти чувства заслоняют картину возникшего тяжелого положения. Данные психологов показывают: психически здоровыми личностно полноценными вырастают те дети, которые для своих родителей представляют ценность независимо от того, оправдывают или нет они их ожидания. К тем правилам, которые мы сформулировали выше, добавим еще одно: принимайте детей такими, какие они есть. На этом чувстве доброжелательного расположения стройте воспитательную работу.

Публикации по теме:

Роль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возрастаРоль геометрических фигур в развитии логического мышления у детей младшего дошкольного возраста Знакомство с величиной, формой начинается у ребёнка очень рано. Он на каждом шагу сталкивается с тем, что нужно учитывать величину и форму.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Консультация для родителей «Роль театрализованной деятельности в речевом развитии детей» Одна из важнейших задач, стоящих перед педагогами ДОУ – речевое развитие дошкольников. Благодаря речевому развитию происходит первоначальное.

Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей»Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Консультация для родителей «Сказки играют важную роль в развитии речи детей» Сказка-это воображаемый мир с вымышленными героями. Сказки.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста»Работа по проекту «Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста» Попова Валентина Любите ли вы театр, как люблю его я? На этот риторический вопрос великого Станиславского вряд ли кто из педагогов даст.

Роль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрастеРоль игры в развитии творческих способностей детей в младшем школьном возрасте Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены.

Роль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗРоль разрезных картинок в развитии детей с ОВЗ Методика разрезных картинок — это своеобразная игра, которая необходима малышам для развития представлений о частях и целостности предметов,.

Роль воспитателя в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в дошкольном учреждении, а следовательно, он не может оставаться в стороне.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль оценки взрослого в развитии детей
Опубликовано: 14 января 2020 в 13:23
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль оценки взрослого в развитии детей» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Шильникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД