Татьяна Брусова
Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание означает целенаправленное развитие и
совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий,
представлений). Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить
детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их
разнообразные свойства (цвет, форму, величину, расположение в
пространстве).
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других
Публикация «Роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода.
Малыша окружает природа со всеми ее сенсорными признаками –
многоцветьем, запахами, шумами. Каждый ребенок, даже без
целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но
если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического
руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным,
неполноценным. А ведь ощущения и восприятие поддаются развитию,
совершенствованию, особенно в период дошкольного детства.
Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета
позволило создать систему дидактических игр по сенсорному воспитанию,
направленных на совершенствование восприятия ребёнком характерных
признаков предметов.
Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность
сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра –
одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой –
игра является основным видом самостоятельной деятельности детей.
Практика использования дидактических игр показала, что наиболее
интенсивно происходит сенсорное развитие детей младшего возраста при
условии последовательности и систематичности, в тесной связи с общим
ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников.
Дидактические игры характеризуются тем, что они содержат цель, игровой
материал и игровой замысел. Цель имеет два аспекта: 1) познавательный,
т. е. то, чему мы должны научить ребёнка, какие способы действия с
предметами хотим ему передать; 2) воспитательный, т. е. формы общения и
отношения к другим людям, которые следует привить детям.
Примеры дидактических игр :
1. «Положи яблоки в корзину»
Цель: развивать зрительное восприятие величины предметов, понимать
значение слов «большой», «маленький»; группировать предметы (яблоки)
по признаку величины «большие», «маленькие»; соотносить величину
яблока и корзины (большая корзина - большое яблоко, маленькая корзина-
маленькое яблоко).
Материал: две корзины большая и маленькая; яблоки большие и маленькие
по 4 штуки, вырезанные из картона.
Ход игры: К нам в группу пришла кукла Катя за помощью. Она рассыпала яблоки и не может сама их собрать. Яблоки разные по размеру- большие и маленькие. Катя принесла с собой две корзины, тоже разные по размеру - большую и маленькую.
Давайте поможем Кате - большие яблоки соберём в большую корзину,
а маленькие яблоки в маленькую корзину.
2. «Привяжи шарик»
Цель: учить соотносить предметы по цвету, активизировать выражения –
«разные по цвету», «одинаковые по цвету»; закрепить представления о
цветах (красный, синий, зелёный, жёлтый); воспитывать выдержку, умение
ждать, выслушивать ответы других.
Материл: картон белого цвета, с наклеенными на него цветными
полосками, имитирующими ниточки для воздушных шариков (красная,
синяя, зелёная, жёлтая) и 4 кружка таких же цветов, имитирующих шарики.
Ход игры: Ребята, к нам в гости пришел щенок Филя и
принё с с собой воздушные шарики разных цветов:
красный, синий, зелёный и жёлтый. К каждому шарику
надо привязать ниточку такого же цвета. Филя сам
не может подобрать ниточку, давайте ему
поможем.
3. «Спрячь мышку»
Цель: учить узнавать и называть геометрические фигуры: круг, квадрат,
треугольник; совершенствовать умение выбирать предмет по заданным
свойствам – форма (цвет).
Материал: геометрические фигуры 10x10 и 5x5 (квадрат, круг, треугольник)
красного, синего, зелёного и жёлтого цветов; в середине этих фигур белые
«окошки» 5x5 (такой же формы, как и основная фигура, на которых
нарисована мышка.
Ход игры: на столе лежат «мышкины домики», рядом кладём квадраты
(круги, треугольники) четырёх цветов. «Видите, в окошки
выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть
окошко дверцей-квадратом (кругом, треугольником) того же цвета, что и
домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест
мышку». Предлагаем детям закрыть окошки. «Теперь никто не видит
окошки?». Достаём кошку, которая идёт ловить мышей. «Пойду,
поищу, где живёт мышка. Дети, вы не видели мышку?» Кошка уходит,
не найдя мышку.
Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика.
Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир,
расширить его кругозор.