Нилова Галина Ивановна
Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 Василеостровского района Санкт- Петербурга
Воспитатель: Нилова Галина Ивановна
Статья
«Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста».
Публикация «Роль дидактических игр в развитии познавательных способностей и речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком. Включение задач сенсорного воспитания в занятия, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления, содействовать умственному развитию детей. Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм. Дидактическая игра как игровая форма обучения — явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, игровое, занимательное. Эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей Е. И. Тихеева напрямую ставила в зависимость от того, насколько они созвучны интересам ребенка, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в предлагаемых Е. И. Тихеевой играх выходят за рамки упражнения внешних чувств, сенсорики ребенка. Они предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификацию, обобщение, совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок, развитие умения ориентироваться в расстоянии, времени, пространстве. В последнее время поиски ученых (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Е. О. Смирнова и др.) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание.
В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные, словесные.
Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Эти игры дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., совершенствовать речь (умение называть предметы, действовать с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них: правильно произносить звуки речи, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Нр., в игре «Чудесный мешочек» дети учатся называть предметы и их отдельные признаки, определять предмет на ощупь, составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам. Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в играх типа «Магазин», пекарей в игре «Пекарня» и др. Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях («Кукла Наташа заболела», «Устроим кукле комнату», о нормах поведения («Что такое хорошо и что такое плохо», «В гостях у куклы Маши»).
Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Среди этих игр для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др. В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Очень популярны пазлы-игра на выдержку.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. Интересны игры, в которых дети решают игровую задачу (узнают время года и различают его признаки в игре «Какое время года»; называют профессии в игре «Кем быть?», определяют то или иное событие в игре «Когда это бывает» и т. п.). Не меньшее педагогическое значение имеют игры-загадки, игры-предположения («Что было бы, если бы?., разработанные А. И. Сорокиной: они стимулируют воображение, развивают логическое мышление, речь.
В дошкольном возрасте развивающие игры содержат разносторонние условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Однако, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр. Описание каждой игры излагается по следующей схеме:
1. Особенности игры и ее воспитательное значение.
2. Игровой материал.
3. Описание игры и приемы ее проведения.
4. Правила игры.
5. Советы воспитателю.
Главный методический принцип в использовании игр- их многократное повторение, которое является необходимым условием развивающего эффекта. Воспитанники по разному и в разном темпе принимают и усваивают новое. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают понимать ее содержание, лучше использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта. Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо ее провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации, понять психологические особенности игры и ее воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря-природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению. При проведении дидактических игр применяются как словесные, так и наглядные приемы. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. В дошкольной педагогике существуют и другие классификации приемов обучения. Так, в зависимости от их роли в процессе обучения выделяют прямые и косвенные приемы (напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет).
Детей раннего и младшего дошкольного возраста в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. Поэтому игровые действия просты и однотипны: разобрать и собрать матрешку; отгадать по звукоподражанию, кто как кричит (кошка, собака, петушок, корова и т. д.); самому изобразить, как кричит то или иное животное; узнать и назвать предмет и др.
Для детей среднего и старшего дошкольного возраста предусматриваются более сложные игровые действия, как правило, состоящие из нескольких игровых элементов. Дети 5-6 лет, участвуя в сюжетной дидактической игре, выполняют комплекс игровых действий, связанных с реализацией определенной роли (продавец, покупатель, почтальон, бабушка Загадушка, экскурсовод в играх-путешествиях). В 4-5 лет дети выполняют игровые действия поочередно (настольно-печатные игры типа «Лото», «Домино», «Лабиринт»). В играх старших дошкольников преобладают игровые действия умственного характера: проявить наблюдательность, сравнить, припомнить ранее усвоенное, классифицировать предметы и явления по тем или иным признакам и т. д. В зависимости от возраста и уровня развития меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры : ее развивающей эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам (расставляет предметы, меняет их местами; называет, что делают игрушки и т. п., а дети только наблюдают и иногда что-то говорят, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.
В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических приемов и материалов, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьеныша. На их основе разработан игровой материал, который отличается занимательностью, а игровые упражнения соответствуют уровню сложности заданий, предусмотренных современными вариативными программами. С помощью дидактической игры ребенок получает много новой и интересной информации для себя. С. А. Шмаков, автор одной из наиболее значимых монографий по проблемам игры: «Игры учащихся-феномен культуры», в качестве концептуальной идеи полагает, что в игре дети делают все как бы втроем: их разум, их подсознание, их фантазия-все это участвует в игровом самовыражении растущего человека. В игре выявляется потребность ребенка в саморазвитии. Игра, по мнению Шмакова, является, с одной стороны, моделью, образцом жизни, социальной взрослости, а с другой-источником веселья, бодрости, радости, мажорного тонуса жизни.
Литература.
1. Козлова С. А. Дошкольная педагогика. М. ; «Академия», 2004.
2. Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку. М. ; «Академия», 1998.
3. Богуславская З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. ; «Просвещение», 1991.
4. Новоселова С. Л. Игра дошкольника М. ; «Просвещение», 1991.
5. Поддякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду М. ; «Просвещение», 1991.
6. Пассова Е. Н. Дидактические игры 0 занятия в ДОУ. Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006.
7. Петрова Г. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. М. ; Школьная Пресса, 2006.
8. Шмаков С. А. Игры учащихся-феномен культуры. Москва: Новая школа, 1994.