Лучший педагог года

Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Шишкина Ирина
Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Статья «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Автор: Шишкина Ирина Ивановна

воспитатель МКДОУ «Кетовский д/с №2», Курганская обл., с. Кетово, 2019 г.

«Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»

Публикация «Консультация „Ребенок познает мир, Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу в его первую пору жизни.

Коменский Я.

С давних времён люди изучают то, как меняется пространство вокруг них. В эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали по неволе задумываться: «Как сохранить планету чистой?». Если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения планеты – образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности нужно считать дошкольное детство, так как, именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые порой на всю жизнь остаются в памяти человека.

Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей, будут бережней относится к природе. Дети сами нуждаются в доброте и ласке и вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране. Только бы им в этом не мешали, а помогали сохранить свою доброту на всю жизнь – это и будет экологическое воспитание.

Мир природы удивителен и прекрасен! Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.

Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.

Задачами экологического воспитания являются:

Приобщение детей к экологической культуре;

Формирование основ экологического миропонимания;

Формирование, расширение и углубление представлений дошкольников о природе;

Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);

Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;

Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.

Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, изменчивостью, разнообразием и красотой. Каждую минуту, на каждом шагу ребенка ожидают открытия, вопросы, загадки. Очень нелегко познавать этот огромный, полный хитростей и тайн мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Ребенок действует, не теряя времени зря, радуется всему новому и необычному.

По определению детского психолога М. Лисихиной – это «внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях, операциях». Каждому возрасту свойственны особенности развития познавательной активности, свои проявления, зависящие от психических и физических возможностей растущего организма. В сознании четырехлетнего ребенка накопленные представления о мире закреплены еще не прочно, он недостаточно разбирается в связях между наблюдаемыми объектами и явлениями окружающего мира. И поэтому в четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного окружения действительности. Ребенка равным образом интересуют объекты и предметы нашего мира, но только теперь, он их открывает для себя с противоположных сторон. В итоге чего, появляются ответы на следующие вопросы: Как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях находятся друг с другом? и т. п.

У детей в возрасте четырех – пяти лет развивается произвольное поведение, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Они активны, любознательны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь. В целом данный возраст можно рассматривать как начальный этап формирования у ребенка осознанного отношения к животным, растениям, самому себе как к части природы.

Процесс воспитания экологической культуры включает разнообразные формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста:

Циклы наблюдений за животными и растениями в уголке природы, на участке; ведение разнообразных календарей (календарь природы, календарь наблюдения за комнатными растения). Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.

Просмотр презентаций о природе.

Занятия по окружающему миру (комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе).

Целевые прогулки, экскурсии.

Беседы, чтение литературы о природе.

Игровые обучающие ситуации, экологические игры, опыты, труд в природе.

Воспитатель является носителем экологической культуры. Знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит радоваться осознанному взаимодействию с животными существами, находящимися рядом. Для педагога важно научить детей ценить прелесть полевого цветка, трудолюбивого муравья на лесной тропинке, слышать прелестные звуки природы – пение птиц, шелест листьев. Воспитатель, сам искренне любивший природу и бережно относившийся к ней - сможет передать эти чувства детям!

Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой.

Выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает - основными критериями могут стать: доброжелательность детей ко всему живому; степень интереса к живой и неживой природе; желание контактировать с природными субъектами; умение ухаживать за растениями и животными.

Экологическое просвещение родителей - одно из важных и сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первых задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек) к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.

Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции, а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях.

Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения живого уголка, территории детского сада.

Совместная деятельность с детьми:

участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;

совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье;

сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для уголка природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.

помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;

выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);

природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).

На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми среднего дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.

Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.

Литература:

1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).

2. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.

3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.

4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.

5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни,.

Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей раннего возраста» В настоящее время, люди начинают отчетливее осознавать, что их благополучие и благосостояние зависят от состояния природной среды. Природа.

Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста» Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований.

Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»Опыт работы «Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста» Воспитание экологической культуры – одно из важных направлений всестороннего развития личности дошкольника. Ребенок должен понять, что человек.

Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду. Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Кудряшова Людмила Владимировна,старший воспитатель МБДОУ № 62 и №119 город Дзержинск,.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста с ОНР СОДОКЛАД Слайд 1 Уважаемые коллеги, я Островская Надежда Юрьевна, воспитатель 1-йквалификационной категории Д/С№3 г. Благовещенска «Надежда».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье «Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро». Сухомлинский В. А. [5] Семья была, есть и будет важнейшей средой.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста На современном этапе развития общества выделяется глобальная проблема экологического воспитания. Человек - единственный биологический вид.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Опубликовано: 15 мая 2019 в 08:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Шишкина Ирина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД