Шишкина Ирина
Консультация «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Автор: Шишкина Ирина Ивановна
воспитатель МКДОУ «Кетовский д/с №2», Курганская обл., с. Кетово, 2019 г.
«Ребенок познает мир. Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста»
Публикация «Консультация „Ребенок познает мир, Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу в его первую пору жизни.
Коменский Я.
С давних времён люди изучают то, как меняется пространство вокруг них. В эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали по неволе задумываться: «Как сохранить планету чистой?». Если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей. Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения планеты – образование людей в области окружающей среды, экологического воспитания всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности нужно считать дошкольное детство, так как, именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые порой на всю жизнь остаются в памяти человека.
Экологическое воспитание - самое важное в наше время. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей, будут бережней относится к природе. Дети сами нуждаются в доброте и ласке и вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране. Только бы им в этом не мешали, а помогали сохранить свою доброту на всю жизнь – это и будет экологическое воспитание.
Мир природы удивителен и прекрасен! Природа - это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту.
Экологическое воспитание дошкольников - непрерывный процесс обучения и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.
Задачами экологического воспитания являются:
Приобщение детей к экологической культуре;
Формирование основ экологического миропонимания;
Формирование, расширение и углубление представлений дошкольников о природе;
Развитие у детей соответствующих содержанию знаний познавательные умения (анализировать наблюдаемое в природе, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, элементарно прогнозировать последствия воздействия на объекты природы);
Привлечение детей к экологически ориентированной деятельности: совершенствовать природоохранную деятельность;
Обогащение личного опыта детей положительным, гуманным взаимодействием с природой, расширение экологически ценных контактов с растениями и животными, объектами неживой природы.
Цель экологического воспитания – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Мир, окружающий ребенка, не дает ему покоя. Он хочет покорить и удивить малыша своими необъятными просторами, изменчивостью, разнообразием и красотой. Каждую минуту, на каждом шагу ребенка ожидают открытия, вопросы, загадки. Очень нелегко познавать этот огромный, полный хитростей и тайн мир. Но растущий человечек не сдается, он всегда готов к познанию, ему хочется понять все, что его окружает. Ребенок действует, не теряя времени зря, радуется всему новому и необычному.
По определению детского психолога М. Лисихиной – это «внутреннее состояние готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующееся в познавательных действиях, операциях». Каждому возрасту свойственны особенности развития познавательной активности, свои проявления, зависящие от психических и физических возможностей растущего организма. В сознании четырехлетнего ребенка накопленные представления о мире закреплены еще не прочно, он недостаточно разбирается в связях между наблюдаемыми объектами и явлениями окружающего мира. И поэтому в четыре года познавательная активность ребенка направлена на освоение предметного окружения действительности. Ребенка равным образом интересуют объекты и предметы нашего мира, но только теперь, он их открывает для себя с противоположных сторон. В итоге чего, появляются ответы на следующие вопросы: Как они используются в жизни? Кому нужны? В каких связях находятся друг с другом? и т. п.
У детей в возрасте четырех – пяти лет развивается произвольное поведение, быстро накапливаются представления об окружающем мире. Они активны, любознательны, готовы к сотрудничеству с воспитателем, хорошо воспринимают его речь. В целом данный возраст можно рассматривать как начальный этап формирования у ребенка осознанного отношения к животным, растениям, самому себе как к части природы.
Процесс воспитания экологической культуры включает разнообразные формы и методы работы с детьми среднего дошкольного возраста:
Циклы наблюдений за животными и растениями в уголке природы, на участке; ведение разнообразных календарей (календарь природы, календарь наблюдения за комнатными растения). Наблюдение важно тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание. Формирование у дошкольников начал экологической культуры основано в первую очередь на наблюдении.
Просмотр презентаций о природе.
Занятия по окружающему миру (комплексного, обобщающего и углубленно-познавательного типа, на которых у детей формируют обобщенные представления о явлениях природы, понимание взаимосвязей в природе).
Целевые прогулки, экскурсии.
Беседы, чтение литературы о природе.
Игровые обучающие ситуации, экологические игры, опыты, труд в природе.
Воспитатель является носителем экологической культуры. Знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы, устанавливать элементарные связи и зависимости, учит радоваться осознанному взаимодействию с животными существами, находящимися рядом. Для педагога важно научить детей ценить прелесть полевого цветка, трудолюбивого муравья на лесной тропинке, слышать прелестные звуки природы – пение птиц, шелест листьев. Воспитатель, сам искренне любивший природу и бережно относившийся к ней - сможет передать эти чувства детям!
Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы, на участке детского сада по поддержанию необходимых условий для жизни растений и животных позволяет детям приобрести умения, узнать о правильных способах практического взаимодействия с природой.
Выдающиеся педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Известный педагог и ученый Т. А. Маркова считает - основными критериями могут стать: доброжелательность детей ко всему живому; степень интереса к живой и неживой природе; желание контактировать с природными субъектами; умение ухаживать за растениями и животными.
Экологическое просвещение родителей - одно из важных и сложных направлений работы дошкольного учреждения. Одна из первых задач - привлечение взрослых членов семьи (даже бабушек и дедушек) к совместной работе. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Особенность родителей как объекта экологического образования заключается в том, что у них самих уже сформировано определенное мировоззрение. Кроме того, современный интерес родителей в основном сконцентрирован в области обучения, а не развития ребенка.
Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация, которую воспитатели предлагают родителям, лично значимой для них. Совместная деятельность взрослого и ребенка способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению ребенка и взрослого, дает возможность ребенку почувствовать себя «взрослым» (например, во время похода или природоохранной акции, а взрослому - лучше понять ребенка. Во время экскурсий, походов дети и взрослые проявляют качества и умения, которые не требуются в повседневных условиях.
Экологическую информацию взрослые получают на родительских собраниях, в совместных походах с детьми, в процессе посещения живого уголка, территории детского сада.
Совместная деятельность с детьми:
участие в экологических праздниках и в подготовке к ним;
совместный уход за животными, растениями: активное привлечение детей к уходу за домашними животными и воспитание ответственности за их жизнь и здоровье;
сбор коллекций природных материалов, марок, открыток, календарей, значков для уголка природы. Для ребенка очень важно, чтобы папа и мама поддержали его интересы.
помощь в оборудовании уголка природы, лаборатории, библиотеки;
выставки совместных рисунков, макетов, поделок из бросового материала, фотографий (например, по темам «Моя семья на реке», «Моя семья на даче», «Я и природа», «Наши домашние питомцы»);
природоохранные акции (уборка территории детского сада, парка, дома, посадка деревьев, оформление кормушек).
На основе всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми среднего дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, воспитания любви и бережного к ней отношения.
Экологическая культура позволяет жить в согласии с окружающей природой, чувствовать ответственность за свои шаги и понимать последствия пагубного отношения к земле.
Литература:
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
2. Волосникова, Т. В. Основы экологического воспитания дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 6.- С. 16-20.
3. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
4. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
5. Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.