Зухра Гаджиибрагимова
Консультация «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
В «Программе» воспитание и обучение детского сада, в основе приобщения к миру природы лежит помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы.
Реализация задач осуществляется в процессе как повседневного общения с детьми, так и на специальных занятиях.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Показать детям многообразие окружающего мира природы; доступно объяснить, почему нужно любить и беречь природу; поддерживать их желание познавать окружающий мир.
Дать детям понятие о том, какое место занимает человек в природе, показывать результаты воздействия человека на природу. Дать понятия детям, о том что, природа - наш общий дом, и для растений, и для животных и для человека.
Знакомить с некоторыми характерными особенностями времен года: осенью идет дождь, облетают листья с деревьев; зимой холодно много снега; весной на деревьях распускаются листья, появляются первые цветы, прилетают птицы; летом цветут растения, ярко светит солнце, много насекомых.
При описании явлений природы чаще использовать стихи, песенки, потешки, пословицы, загадки.
Необходимо показать взаимосвязь животного и растительного мира: кролик ест морковку, коза ест траву, цыплята клюют зерна… Это их еда. Животные как люди не должны голодать.
В уголке природы знакомить детей с компактными растениями, учить ухаживать за ними, научить называть части растения (стебель, лист, цветок). Обращать внимание на красоту цветущих растений.
Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относятся и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведенья об использования людьми природных богатств, об охране природы. Знания не сама цель в экологическом воспитании, но и они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально – действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний. Практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что затраченные материалы, взяты из природы.
Для закрепления знаний можно провести игры: «Четвертый лишний».
Цель игры: учить детей группировать картинки с изображением растений и находить лишнее. В ходе игры детям предлагают по 4 картинки с изображением растений (ель, береза, клен и одуванчик; одуванчик, ромашка, колокольчик и береза). Детям должны сказать, какое растение на картинке лишнее и обосновать почему.
Цель игры «От какого дерева лист?» :
- уточнить знания детей о деревьях;
- учить определять деревья по листам.
В ходе игры поочередно показать детям листья разных деревьев, а дети должны назвать деревья. Если игра проводится на прогулке, дети бегут к названному дереву (березе, клену)
В процессе игр формируем у малышей доброжелательное отношение к другим детям. Учим бережно относиться к объектам окружающей природы: животным, птицам, насекомым и растениям.
например, весной на прогулке можно рассмотреть с детьми одуванчики. показать части растения – корень, стебель, листья и цветок. Прочитать стихотворение про одуванчик Е. Серова:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.
Предложить детям найти одуванчик желтого цвета, затем легкий пушистый одуванчик (с парашютиками-семенами) и рассмотреть их. Рассказать, что семена одуванчика, разлетаясь в разные места, попадают в землю; потом из них вырастают новые одуванчики.
Одуванчики являются кормом для многих животных, особенно их любят кролики.
Нужно объяснить детям, что на поляне растения вырастают из семян, принесенных ветром.
В целях формирования экологического воспитания дошкольников, в каждой возрастной группе работе экологическому воспитанию предусматривает определенное содержание и методические приемы:
1. Расширять представление об окружающем нас мире, приблизить детей природе.
2. Формировать представления о взаимосвязи природы и человека, растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
3. Воспитывать у детей интерес, любознательность, бережное отношение и ответственность.
4. Развивать в детях чувство своей причастности к природе.
5. Дать понятие детям о том, какое место занимает человек в природе.
6. Расширять знания детей о сезонных изменениях природы.
Есть прекрасная возможность его сенсорные способности, познакомить с формой, цветом, запахом, величиной, во время прогулки. Нужно вовремя поддержать детский интерес, научить видеть, замечать понимать окружающий мир природы. Впечатления важно отразить в творчестве: рисунках, аппликации, рассказе.
Но большое значение имеет регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку. Ребенок под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы.