Светлана Федосеева
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Печаталась в сборнике Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, где представлены материалы научных исследований ученых, преподавателей высших и средних учебных заведений, аспирантов, студентов, сотрудников и практикующих специалистов в области экологии и образования.
Сборник предназначен для студентов, аспирантов и преподавателей экологических и биологических специальностей высших учебных заведений, преподавателей учебных заведений среднего, специального и профессионального образования.
Публикация «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Научный редактор Н. Н. Назаренко, д-р биол. наук, профессор
ISBN 978-5-906908-92-6
© Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2017.
Писала статью: "ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" страница в сборнике 85.
Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно. З. И. Готфрид
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы стала очень острой и приняла огромные масштабы.
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.
Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств. Считаю, что начинать нужно с самых маленьких. Ребенок приходит в мир добрым, ласковым, любящим и веселым. Он познает все с великим удовольствием. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.
В работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста важно – воспитать защитников природы, дать им экологические знания, научить милосердию, привить им любовь ко всему живому. Кроме того, стремиться сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.
Во-первых, необходимо создать развивающую среду в группе: где дети познакомятся с комнатными растениями, с условиями, необходимыми для их роста и развития, потом сами участвуют в пересадке растений и следят за их произрастанием; все наблюдения отмечаются в календаре, делаются зарисовки. Для обогащения детских знаний разрабатываются дидактические игры и пособия экологического содержания,наборы животных: диких, домашних, птичий двор и природный материал, материал для экспериментирования и т. д.
Подобран и создан развивающий материал: таблицы, картины, географические карты, видео и аудио записи. Совместно с детьми изготовлен альбом о природе и гербарий. На занятии по экологии эффективно использовать прием моделирования в сочетании с ИКТ технологией. С помощью демонстрации модели и ИКТ технологии успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
Часть пособия для моделирования позаимствована из программы экологического образования детей «Мы». В ней представлены модели эколого-систематических групп (живое, растения, рыбы и т. д.). Также в программе представлен занимательный материал о природе для детей: замысловатые вопросы, головоломки, загадки о природе, подвижные и дидактические игры и т. д.
В процессе образовательной деятельности совместно с детьми созданы разнообразные
макеты: водная среда с её обитателями, зоопарк, лес, времена года, ферма.
Большой интерес у детей вызывает исследования и опыты. Поэтому при работе по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста эффективно использовать ряд разнообразных опытов: с водой, песком, растениями, природными материалами и камнями, рассматривание насекомых и растений с помощью лупы, что способствует большему интересу детей к познанию природы.
Для данного вида деятельности в уголок природы дети приносили жёлуди, разнообразные семечки от арбуза, дыни, семена подсолнечника, скорлупу грецких орехов и фисташек, ракушки, шишки. Дети совместно с родителями принимали участие в наполняемости данного уголка: осенью собирали и засушивали листья и плоды разных растений, затем сортировали по коробочкам или мешочкам, создавая коллекцию гербария (цветов, кустарников и деревьев). В свободное от занятий время изготавливали из природного материала с использованием бросового материала разнообразные поделки, организовывали выставки.
В группе с помощью родителей организовали мини-библиотеку. В ней собрана разнообразная литература по экологическому направлению, энциклопедии растительного и животного мира для детей дошкольного возраста. Литературу известных детских писателей природоведов – Пришвина, Бианки, которые использую на занятиях и тематических чтениях.
В свободное время с детьми разучиваются стихи о природе известных поэтов –
А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, И. А. Бунина и других, создаются видео, аудио материалы и поучительные презентации для НОД по экологическому воспитанию, с помощью которых идёт изучение и закрепление пройдённого материала. В своей работе широко используется народный фольклор. Мудрость, заключенная в сказках, потешках, загадках, воспитывает у детей интерес к выразительному слову, учит добру, прививает любовь к родине и родной природе. Дети любят участвовать в постановке экологических спектаклей, которые учат их имитировать животных и птиц, подмечать наиболее характерные особенности. С этой целью собран сборник экологических сказок, который постоянно пополняется. Для обыгрывания экологических сказок родители с удовольствием пополняют театрализованную деятельность (создают ободки, маски, атрибуты и т. д.).
На территории детского сада имеется экологическая оздоровительная тропа, цветочные клумбы, мини сад и беседки для отдыха. Они выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию и широко используются при планировании прогулок, т. к. по периметру расположены деревья и кустарники, разного вида, цветы и разнообразная трава. Всё это позволяет более продуктивно проводить обычные прогулки (знакомить детей с изменениями природы по сезонам, продолжительностью дня, погодой, изменениями в жизни растений и животных, трудом людей). Интересно проводить экологические занятия, различные игры и упражнения, организовать, игры с природным материалом (песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. д. в зависимости от времени года) и одновременно полезно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Прогулки дают возможность ребенку окунуться в естественную природу, увидеть, потрогать, понюхать и т. д.
При организации работы по экологическому воспитанию проводятся экскурсии. Находясь в лесу, парке, на берегу озера, можно одновременно знакомить детей с растениями, животными и с условиями их обитания,что способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Дети познают, что многие растения, которые просто растут в лесу, полезны и лечебны. Дети собирают разнообразный природный материал для последующих работ в группе, в уголке природы. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Одной из актуальных форм работы с детьми считается проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, который направлен на озеленение участка группы, реализация которого осуществляется совместно с детьми и родителями.
Во-вторых , экологическое воспитание не должно ограничиваться рамками детского сада, так как работа с родителями является одной из составных форм работы дошкольного учреждения.
В работе с родителями используются как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные (деловые игры, круглый стол, дискуссии).
В родительский уголок помещаются консультации на экологические темы, родители активно участвуют в проведении тематических выставках поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно с детьми.
Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками и помощниками для меня.
Таким образом, навыки и умения детей, полученные от общения с природой, есть те
зерна, орошенные в благодатную почву, которые дадут прочные ростки бережного отношения ко всему живому на Земле. Возможно, это их будущее, а пока они могут кормить птицу, оберегать деревья, заботиться о животных. И если хотя бы у одного-двух воспитанников войдет в привычку забота о природе, они обязательно передадут отношение к окружающему миру друзьям, близким.
Библиографический список
1. Бабаева, Т. И. Методические советы к программе «Детство» [Текст] / Т. И. Бабаева, З. А. Михайлова. – СПб., 2002.
2. Бодраченко, И. В. Дидактические игры по экологии [Текст] / И. В. Бодраченко // Ребенок в детском саду. – 2011. – № 1. – С. 73–74; № 2. – С. 52–53.
3. Воронкевич, О. В. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста [Текст] / О. В. Воронкевич. – СПб. : «Детство – Пресс», 2012. – 496 с.
4. Кондратьева, Н. Н. «Мы»: Программа экологического образования детей [Текст] / Н. Н. Кондратьева. / Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2003.
5. Николаева, С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: пособие для воспитателя дошкольного образовательного учреждения [Текст] / С. Н. Николаева. – М. : Просвещение, 2002.
6. Строкова, О. Н. Технология проектной деятельности как эффективная форма работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста [Текст] / О. Н. Строкова // Дошкольное
воспитание. – 2014. – № 10. – С. 25–28.