Оксана Лаверженцева
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Семья — это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро».
Сухомлинский В. А. [5]
Семья была, есть и будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, в том числе и экологического. Экологическое воспитание - это процесс непрерывного воздействия родителей на сознание и поведение детей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическая культура является тем импульсом, который поможет преодолеть отчуждение людей от окружающей среды и решить экологические проблемы. Важная задача экологического воспитания детей в семье - сделать окружающую среду, среду их жизни объектом эстетического, патриотического и нравственного воспитания. [1]
Публикация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в семье» размещена в разделах
Формировать личность ребенка в семье - это обоюдный процесс. Родители, воспитывая своих детей, сами воспитываются, а дети, выбираю свой жизненный путь под воздействием взрослых, воспитывают себя. Этот процесс дает положительный результат, если родители вооружены психолого-педагогическими, экологическими знаниями и непрерывно пополняют их самостоятельно или через систему народного образования, обмениваются опытом семейного воспитания. [1]
Концепция дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Одной из важнейших целей экологического воспитания дошкольников является пропаганда знаний среди родителей и приобщение их к вопросам экологического воспитания детей в семье. [1]
Дошкольное учреждение должно вести большую разъяснительную работу, популяризировать экологические знания, пробуждать сознание родителей, повышать их экологическую культуру. Экологическую информацию взрослые получают:
• на родительских собраниях;
• в процессе посещения территории детского сада;
• из консультаций для родителей;
• в совместной деятельности с детьми. [2]
Взрослые стоят у истоков добра и зла. От того, как они относятся к проблеме экологии, к живому, во многом зависит и отношение к нему детей.
Экологическое просвещение родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Особенность родителей как объекта экологического просвещения заключается в том, что у них самих уже сформировано определённое мировоззрение, как правило, базирующееся на потребительском отношении к окружающему миру. [3]
Экологическая культура – это совокупность знаний о природе, умений и навыков взаимоотношения с природой, проявление бережного отношения к ней. Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является работа не только с детьми, но и с их семьями. [4]
Одно из важнейших задач экологического воспитания семье является задача формирования отношений, которые связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, явлений и т. п., сколько с их сущностью, с их смыслом. В отношениях выражается жизненное значение всего того. Что окружает человека, с чем он соприкасаться. Они и становятся движущей силой поведения и активности человека. Очень важным в экологическом воспитании являются учет эмоционального компонента отношений. Положительные эмоции у человека могут возникнуть при наблюдении за природой (восхищение красками осеннего леса, разливом реки, цветком, маленькой собачкой т. д., заставят самое жестокое сердце сделаться добрее. Но не только положительные эмоции мигать помочь в формировании положительного отношения, а в педагогике - ответственного отношения к окружающему миру. Отрицательные эмоциональные состояния страха, гнева. Отвращения способны вызывать конфликты, стрессы, фобии. Но они же способны заставить человека разобраться, вникнуть в суть, влияющих на самочувствие, здоровье его или членов его семьи и близких дискомфортных условий, связанных с изменением качества окружающий среды. Отрицательные эмоции могут при этом вызвать волевое усилие, направленное на преодоление трудностей, заставит действовать. [1]
Семья должна учить детей гуманистическому стилю общения: доброжелательности, теплоте, принятию внутреннему переживанию другого человека, открытости, способности к самоочищению. Общаясь, человек не познает другого, но получает знания, познает мир. [1]
Формирование нового экологического мышления у своих детей – это тот путь и те экологические ориентиры, на которые должна направит свои воспитательные условия современная семья. [1]
Важную роль в изменении экологического мышления играет сама природа. Окружающая природная среда является неиссякаемым источником воспитания через ее многообразие, музыку звуков и красоту. Красота окружающего мира помогает развивать у детей эстетический вкус и приобщать их к творчеству, воспитывает любовь и уважение к природе. Родители должны с первых шагов каждым своим действием закладывать в сознание ребенка, что духовная и физическая жизнь человека на всех ее этапах развития неразрывно связана с природой, что человек и природа тесно взаимосвязаны друг с другом. Этот мироощущение можно сформировать, используя многолетний опыт народной педагогики. [1]
Экологического воспитания в семье осуществляется успешно, если:
Во – первых, взрослые члены семьи передают своим детям накопленный обществом социальный опыт гармонического взаимоотношения человека и природы, формируют экологическое сознание и экологическую культуру, воспитывают высоконравственных людей, соблюдающих этические нормы поведения в природе, сами владеют знаниями об окружающей среде обитания, готовы быть рачительными хозяевами Земли, способны вести здоровый образ жизни.
Во – вторых оказывают систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого члена семьи, используя принципы возрастного, дифференцированного и индивидуального подхода к личности.
В – третьих, дети постоянно влияют на родителей, побуждаю последних активно заниматься самовоспитанием. [1]
Существует еще одно очень важное условие – экологическое воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям. [1]
Основными методами экологического воспитания личности детей и подростков в семье являются различные формы жизнедеятельности, формирующие экологическую, духовную, материальную, социальную. Личностную и организационную культуру семьи, тем самым создавая разносторонне развитую, целостную, гармоническую, природосообразную семью. [1]
Очень важно использовать в экологическом воспитании семейные традиции. Родился ребенок – посади дерево. С какой теплотой дети вспоминают праздники: семейные, дома, двора, улицы, города. Все они вызывают в сердце радость, а значит, ощущение счастья Любовь к людям рождает в душе детей любовь ко всему живому на Земле и к самой природе.
Итогом экологического воспитания детей будут природосообразные поступки, направленные на улучшение состояния окружающей среды и ответственность за природу и жизнь на Земле. [1]
Литература
1. Региональная программа непрерывного экологического образования, - Нижний Новгород, 1992г. – 68с.
2. https://solncesvet.ru
3. https://infourok.ru
4. www.maam.ru
5. https://kopilkaurokov.ru