Олеся Ростяженко
Консультация «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по ознакомлению с природой в нашем детском саду.
Ознакомление с природой,очень важный раздел в познавательном развитии. В нашем дошкольном учреждении педагоги активно работают по программе Светланы Николаевны Николаевой "Юный эколог". Экологическое образование- это формирование у детей знаний и представлений об окружающем мире, включающем в себя природу и общество; понимание взаимосвязи между этими составляющими мира и взаимозависимости; выработку правильных форм взаимодействия с окружающей средой; развитие эмоционально-положительного отношения к природе.
Публикация «Консультация „Экологическое воспитание детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Программа направлена на формирование основ экологической культуры у детей 2-7 лет в условиях детского сада, на развитие в детях гуманного отношения к живым существам, на формирование навыков ухода за обитателями уголка природы. Программа построена с учетом результатов исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А. В. Запорожца, Л. А. Венгера, В. С. Мухиной, Н. Н. Поддьякова, П. Г. Саморуковой и др).
Цель работы педагогов: воспитывать экологическую культуру детей дошкольного возраста.
Задачи: формирование осознанно-правильного отношения детей к природе;
расширение и дополнение впечатлений, полученных ребенком от контакта с природой;
создание «экологического пространства» - предметно-развивающей среды экологического развития детей.
Планируемые результаты в нашей работе: ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; ребенок склонен наблюдать, экспериментировать; обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.
Оборудование и предметно-развивающая среда
-Календарь природы
-Дневники наблюдений.
-Экологическая литература о природе.
-Развивающие и дидактические игры по данной тематике.
-Карта родного края, глобус.
-Огород на окне (цветы, различные посадки весной)
-Поделки, рисунки детей и взрослых.
-Альбомы типа: «Домашние животные», «Овощи и фрукты», «Времена года».
-Инвентарь для ухода за растениями, для игр и экспериментирования.
-Объекты для экспериментирования.
-Растения, характерные для различных времён года. Краеведческие материалы.
Технология обучения младших дошкольников
- циклы из 3-5 наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами);
- ежемесячные (в течение одной недели) наблюдения за погодными явлениями с ведением календаря и одеванием картонной куклы;
- участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;
- проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста;
- совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом;
-рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
-проведение экологических занятий и досугов.
Технологии обучения средних дошкольников
- циклы 4-6 наблюдений за объектами зоны природы детского сада (аквариумными рыбами, декоративной птицей в клетке, елью, осенними цветами и весенними первоцветами на участке);
- ежемесячные (по одной неделе) наблюдения за сезонными явлениями природы и одновременное ведение пиктограммного календаря, включающего картонную куклу, одевая которую дети моделируют степень тепла и холода в тот или другой период каждого сезона;
- совместная деятельность детей и воспитателя в уголке природы;
- подкормка птиц и наблюдения за ними, ведение специального календаря;
- «огород на окне», выращивание двух «дидактических» луковицв стеклянных сосудах (в разных условиях, наблюдения и зарисовки в календаре;
- чтение рассказов и сказок о животных и включение главных персонажей в игровые обучающие ситуации;
- еженедельное проведение экологических занятий;
- проведение экологических досугов, развивающих положительное эмоциональное отношение к природе.
Усложнение содержания экологического воспитания
- Циклы наблюдений за животными, обитающими в уголке природы: осенью - за хомяком, зимой - за птицей, весной - за рыбами в аквариуме, за растениями, растущими на окне, в огороде (овощными) и на участке (цветочными)
- Одну неделю в месяц наблюдают сезонные явления природы.
- Символические календари наблюдений за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры - они также соединяют в себе образное и символическое отображение наблюдаемых явлений- Новая форма работы - природоохранные акции
- Литературный стержень - произведения Виталия Бианки
- Особое значение комплексных занятий – воспитательначинает углублять и обобщать с детьми хорошознакомый им материал
- Значение игры не уменьшается: занятия-путешествия, игрушки-аналоги при рассматриваниикартин, включаются в мероприятия любимые персонажи
Технологии старших и подготовительных дошкольников идут с усложнением материала.
- Дальнейшее усложнение содержания экологического воспитания, преемственность форм
- В циклах наблюдений прослеживают самые различные нюансы взаимосвязи объектов живой природы со средой обитания, морфофункциональной приспособленности к ней
- Изготовление самодельного глобуса - самое элементарное представление о Земле, материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, о местоположении страны и родного города
- Занятия углубленно-познавательного и обобщающего типа
- Выставки произведений искусства
- Походы детей в ближайшие экосистемы - экскурсии и походы в лес, на луг, водоем
Праздник всемирный День Земли (22 апреля)
Формы проведения:
- игра – путешествие;
- занятия в игровой форме;
-экскурсии в природу;
- досуги;
- экспериментальная деятельность.
Методы проведения:
- рассматривание картин;
- демонстрация фильмов;
- труд в природе;
- коллективный труд;
- индивидуальные поручения.
Наглядные, практические, словесные методы
-Экскурсии
-Целевые прогулки
-Наблюдения
-Показ сказок (педагогом, детьми)
-Рассматривание иллюстраций, репродукций
-Эксперименты (кратковременные длительные)
-Определение по определённым предмета признакам
-Восстановление картины целого по отдельным признакам
-Продуктивная деятельность детей,
-Оформление гербарий, коллекций,
-Изготовление наглядных пособий
-Игра
-Дидактические игры (настольно-печатные, словесные,
-Игры-занятия Подвижные игры
-Творческие игры
-Рассказывание
-Беседа
-Чтение художественной и научно-популярной литературы
-Экологические развлечения
Родители с детьми с удовольствием участвуют в выставках и конкурсах поделок из природного материала.
А также у нас каждый год проходит акция: "Накормите птиц зимой"
План проведения акции: 1. Занятие "Птичья столовая" 2. Изготовление кормушек для птиц родителями вместе с детьми. 3. Развешивание кормушек по близлежащей территории детского сада. 4. Ежедневная подкормка птиц. 5. Наблюдения за птицами и их повадками.
Все наблюдения дети с педагогом реализуют в творчестве.
На территории детского всегда много цветов и поделок. Дети с удовольствием ухаживают за растениями в группах и на улице.
Берегите природу! И воспитывайте экологически образованных детей!