Куцеволова Мария Владимировна
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе интеграции видов искусств
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях динамичного социально-экономического развития современное общество подвергается серьезным изменениям. Все чаще мы замечаем, что становится востребованной личность, способная быстро ориентироваться в изменённых условиях. Ценятся люди, умеющие творчески решать возникающие проблемы, принимающие ответственность за свои решения. Проблема развития творческих способностей у детей дошкольного возраста приобретает общественную значимость и является ключевой в образовании. Данной проблемой занимаются как зарубежные авторы (Дж. Гилфорд и Е. П. Торранс Дж. Сёлли, так и российские исследователи Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконин, О. М. Дьяченко, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьяков, и др.
Публикация «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста на основе интеграции видов искусств» размещена в разделах
Так, И. П. Волков считает, что развивать творческих способности, это значит вооружить ребенка способом деятельности, дать ему в руки ключ, принцип выполнения работы, создать условия для выявления и расцвета его одаренности [2, с. 31].
Интеграция художественного содержания, это путь формирования творческих способностей и одаренности детей, в процессе которого предоставляется возможность ярче проявить себя в том или ином виде художественно-эстетической деятельности. Интеграция художественного содержания, это процесс или действие, направленные на объединение разных видов искусств с целью создания единого цельного образа какого-либо явления, отраженного в искусстве.
Так, И. Г. Галянт об организации художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста отмечает, что посредством искусства осуществляется передача духовного опыта человечества, происходит восстановление связей между поколениями. Искусство выступает в роли «оберега», «эгрегора», который охраняет ребенка от влияния идей экстремизма и псевдокультуры. Интеграция искусств помогает сформировать в сознании детей целостную картину мира, способствует осознанию собственной значимости [3].
Т. С. Комарова считает, что интеграция - это более глубокая форма взаимосвязи, что это взаимопроникновения разного содержания образования и воспитания детей, охватывающие все виды художественно-творческой деятельности. При этом автор подчеркивает, что в интеграции один вид искусства выступает стержневым, другой - помогает более широкому и глубокому осмыслению образов и их созданию разными выразительными средствами [4, с. 24-25].
По мнению И. П. Волкова творчество дошкольника это создание им оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ребенка подхода к решению (выполнению) задачи [2, с. 28].
Н. А. Ветлугина, полагает, что главной задачей музыкального развития должно стать воспитание у ребенка способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве; приобщение ребенка к художественной деятельности и развитие его художественно-творческих способностей [1].
Важная роль в развитии творческих способностей детей отводится художественно-эстетической деятельности, заявленной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. В настоящее время особое внимание уделяется интегрированному подходу к художественно-эстетическому развитию, который позволил наиболее эффективно развивать как творческие, так и общие способности. Большое значение придается интеграции видов искусства и творческой деятельностей, которая понимается как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.
В дошкольном возрасте цель интегрированных занятий предполагает информационно-образное и сенсорное насыщение ребенка, его гармоническое развитие на основе врожденной готовности к полихудожественному восприятию мира и способности выражения себя в разных видах творческой деятельности.
На интегрированных занятиях играет роль активизация разных форм художественно-образного мышления (музыкального, цветового, графического, пространственного движения и другое) на основе взаимодействия слуха, зрения, движения, обоняния, вкуса и др. Так, Б. П. Юсов предполагает, что развитие творческих способностей через интеграцию видов искусств должно быть основано : [5]
• на интеграции художественных занятий с природным и социальным окружением, тесно связано с освоением всего культурного наследия, в котором развивается детская личность, включая национальные и культурные традиции, морально-нравственный уклад быта народа, как части общечеловеческой планетарной культуры природной среды;
• должно опираться на взаимодействие искусств и разных видов художественного творчества;
• на тесную связь художественных занятий с личностью ребенка, его возрастом, интересами и предпочтениями;
• на различные способы реализации образного представления, индивидуального прочтения художественного задания и его выражения в действии, слове, художественном образе, символе, знаке.
Основным механизмом интеграции в развитии творческих способностей у детей является формирование обобщённого художественного образа мира. Педагог знакомит детей с художественными средствами, при помощи которых можно передать воображаемый образ (слово, движение, линия, мелодия, ритм, голос, интонация, композиция, цветовое пятно, форма, мимика, поза, жест и пр.).
Например, дети на прогулке, любуясь зимнем пейзажам, охватывают взглядом всю картинку целиком, при помощи всех анализаторов получают чёткое представление какое сейчас время года. Ребёнок замечает, что сегодня ветви деревьев покрылись пушистым снегом. Хотя еще вчера он наблюдал за яркими красками осени, теперь ребёнок наблюдает за падающими снежинками, и радуется сугробам под ногами. Падающие снежинки танцуют в зимнем танце: кружатся, медленно опускаются на землю. Ребёнок слышит, как хрустит под ногами снег, как дует сильный ветер. Дети ощущают всеми органами чувств изменения в природе, вызванные похолоданием, морозными днями. На основе ощущений у детей развиваются чувство движения, пространства, цвета, формы, звука, слова.
Учитывая все аспекты данной проблемы, мы ставим наиболее важную задачу: побудить дошкольников к развитию творческих способностей на основе интеграции видов искусств. Способность к восприятию и пониманию окружающей среды эмоционально усиливается на основе интеграции живописи, музыки и литературы. Приобретенные умения выделять и понимать художественные средства выразительности формируют у дошкольников потребность в творческой самореализации.
В заключении делаем следующие выводы. Развитие творческих способностей детей на основе интеграции видов искусств и видов детской деятельности необходимо рассматривать как целостный процесс, который предполагает развитие художественного мышления, воображения, интуиции, фантазии детей дошкольного возраста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребёнка / Н. А. Ветлугина. М. : Просвещение, 1968, 416 с.
2. Волков, И. П. Учим творчеству / И. П. Волков. М. : Детство-Пресс, 2011, 228 с.
3. Галянт, И. Г. Организация художественно-творческой деятельности детей дошкольного возраста / И. Г. Галянт. – Дошкольное воспитание. – М., 2013. - №1, С. 97-100.
4. Комарова Т. С. Детское художественное творчество : метод. Пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. М. : Мозаика-Синтез, 2011, 132 с.
5. Юсов Б. П. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников / Б. П. Юсов. Луганск, 1990, 175 с.