Писаренко Анастасия
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Жизнь в современных условиях связана с научно-техническим прогрессом, вследствие чего она характеризуется разнообразием и сложностью, предполагает наличие у человека качеств, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющимся мире. Такими качествами являются подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению поставленных задач. Наличие этих качеств и их достаточного уровня обеспечиваются творческими способностями, являющимися существенной характеристикой интеллекта. Значимость творческих способностей для современного человека определяет необходимость их развития как одну из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения [1, 2, 3].
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Необходимость развития творческих способностей с дошкольного детства объясняется тем, что именно в этот период закладываются основные направления развития личности в дальнейшем. Соответственно, для детей дошкольного возраста должны быть созданы оптимальные условия для воспитания творческой личности, способностей к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими возрастными особенностями и возможностями.
Большую роль в понимание процессов творчества у детей внес Л. С. Выготский в своей работе «Воображение и творчество в детском возрасте» [4]. Творческие процессы обнаруживаются во всей своей силе, по словам Л. С. Выготского, уже в раннем детстве. Огромное влияние на творческие процессы оказывает развитие воображения. Воображением называется создание новых образов, основанных на результатах восприятия и мышления.
Воображение позволяет ребенку в совместной со взрослым предметной деятельности уловить общий смысл действия, ориентироваться на его образ и контролировать свое действие при его исполнении. Воображение может быть пассивным, то есть независящим от наших усилий (например, в сновидениях) и активным, то есть направленным на решение определенных задач, а в зависимости от характера задач, в свою очередь, делится на воссоздающее (воссоздание каких-либо явлений или предметов) и творческое. Задачи творческого воображения состоят в определении возможных результатов действий, направленных на открытие или создание новых предметов. В творческом воображении мы создаем представления, руководствуясь только целями, которые ставим перед собой, и различаем эти представления по их оригинальности (степень новизны) и реалистичности (соответствие реальности). Именно там ярко видна комбинирующая деятельность. Как отмечает Л. С. Выготский, комбинирующая деятельность возникает не сразу. Это медленный и постепенный процесс. Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. [5].
Воображение ребенка беднее, чем воображение взрослого, так как у последнего больше жизненного опыта. Педагогический вывод, по мнению Л. С. Выготского, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Воображение приобретает очень важную функцию в 12 поведении и развитии человека, оно становится средством расширения опыта человека, потому что он может вообразить то, чего он не видел. Деятельность воображения зависит от опыта, потребностей и интересов. Воплощение продуктов воображения в материальную форму зависит далее от технического умения и от традиций, т. е. от тех образцов творчества, которые влияют на человека. Для детского творчества характерна субъективная значимость, поскольку в силу отсутствия жизненного опыта и профессиональных навыков, необходимых для создания ценного для общества продукта, творческий процесс ребенка нужен для его полноценного развития. Как указывал Л. С. Выготский, большее значение имеет не продукт деятельности ребенка, а процесс упражнения в творческом воображении и его воплощении [4].
В раннем детстве (в возрасте до 3 лет) закладываются общие предпосылки становления творческих способностей. Исследование О. М. Дьяченко выявило следующие особенности развития творческих способностей в дошкольном возрасте : дети от 3 до 5 лет строят новый образ основываясь на некотором элементе реальности, при этом данный элемент реальности становится центральной частью нового образа. В возрасте 4-5 лет заметно снижение уровня продуктивного воображения, что связано с направленностью детей на усвоение норм, правил и образцов деятельности. Дети 6-7 лет начинают пользоваться новым типом построения образа: элементы реальности занимают второстепенное место в новом образе, что обеспечивает оригинальность и продуктивность решений [6].
Вопросы развития творчества детей, в частности старших дошкольников, отражены в психолого-педагогических исследованиях таких ученых как: Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина и др. [7,8, 12, 13]. В их исследованиях была выявлена специфика развития творчества в старшем дошкольном возрасте, которая проявляется в: - психических особенностях - природной любознательности, отзывчивости, исполнительности, предрасположенности к эмоциональночувственному восприятию; - новообразованиях старшего дошкольного возраста - более устойчивом внимании, развитии произвольности психических процессов, наблюдательности, способности к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлении к совместной творческой деятельности; - особенностях познавательной деятельности, проявляющихся в интеллектуальных эмоциях, постепенном формирования логического мышления на базе наглядно-действенного и наглядно-образного; - направленности личности на других людей, сравнении себя с ними, на подготовку к изменению ведущего вида деятельности.
Специалисты считают, что старший дошкольный возраст - это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития его высших психических функций (восприятия, памяти, мышления, речи, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, развития структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения. Разные виды деятельности для своего успешного осуществления требуют наличия определенных способностей, определенных качеств каждого из психических процессов.
По мнению ученых, исследующих проблему детского творчества (Т. С. Комарова, С. И. Карпова, М. С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаев, Н. П. Сакулина, Б. М. Теплов и др., художественная деятельность в старшем дошкольном возрасте имеет огромный потенциал для формирования целого комплекса способностей, так как обеспечивает высокую степень развития восприятия, воображения, эмоциональной сферы, образной и логической памяти, речи, мышления, волевой саморегуляции, составляющих основу успешного усвоения многих видов деятельности, которые могут быть и не связаны с искусством [9, 10, 11, 14]. Все виды искусства и художественной деятельности (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, театрально-игровое творчество, музыка, хореография и др.) комплексно воздействуют на ребенка, обеспечивая его всестороннее развитие. Благодаря своей специфике, заключающейся в средствах – различных видах искусства, художественная деятельность является наиболее результативной для формирования восприятия детей (зрительного, осязательного, кинестетического, для развития и обобщения сенсорного опыта, составляющего основу, как эстетического, так и умственного воспитания. Так, наблюдательность как качество личности развивается на основе высокой различительной чувственности всех ощущений, непосредственно связывающих человека с миром. Чтобы осознать свои ощущения, ребенку необходимо овладеть всеми эталонными системами, в которых закреплен 15 сенсорный опыт, накопленный человечеством. Занимаясь живописью, музыкой, декоративно-прикладным искусством и т. д., дети на практике сталкиваются с конкретными проявлениями цветов, форм, величин, звуков. В процессе занятий различными видами художественной деятельности происходит формирование систем сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов, а также умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической деятельности.
Овладение способами чувственного познания мира является устойчивой базой для развития всех функций мышления. В процессе художественной деятельности:
- совершенствуется память (особенно зрительная и моторнопластическая);
- формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное;
- совершенствуются мыслительные операции (анализ и синтез, сравнение по сходству и различию, конкретизация и обобщение);
- осмысливаются причинно-следственные связи;
- дети учатся соотносить свой эмпирически накопленный опыт с нормами знаний и умений, установленных в определенном виде художественной деятельности.
Характерной особенностью художественной деятельности является ее направленность на результат, на продукт (рассказ, рисунок, песню, танец и пр.). Эта направленность мобилизует волю ребенка, способствует формированию настойчивости и выдержки в достижении намеченной цели, способности к волевой регуляции поведения.
Художественная деятельность помогает детям осознать моральные и нравственные нормы. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, раскрывает свои личностные качества. Ученые отмечают, что художественная деятельность, основанная на эмоциях и вызывающая самые разнообразные эстетические чувства (радости, удовольствия, восторга и пр., является источником формирования и удовлетворения различных потребностей ребенка. Одной из таких потребностей является интеллектуальная потребность, потребность в познании. В каждом виде художественной деятельности заложен большой интеллектуальный потенциал – это знания о формах предметов, их цвете, величине, знания о разнообразных материалах и средствах выразительности, о свойствах звуков, о приемах композиционного творчества, о видах и жанрах искусства и т. д.
Другой потребностью, которая может удовлетворяться в процессе занятий художественной деятельностью, является потребность в общении (коммуникативная). В процессе выполнения различных заданий дети обсуждают содержание произведений, обмениваются впечатлениями, договариваются о совместных действиях и т. д. Если педагог стимулирует и поощряет детей к содержательному общению, он способствует формированию у них коммуникативных навыков. Данная задача реализуется посредством использования коллективных и групповых форм творческой работы. Групповая форма развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением сверстников, умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления творческого поиска. Коллективная форма 17 расширяет возможности анализировать сложившуюся ситуацию в более широком взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами, предоставляет возможность ребенку выяснить различные точки зрения на решение творческой задачи, формирует способность продуктивно работать в команде.
Еще одной важной потребностью является потребность в самоутверждении. Если у ребенка хорошо получается задуманное им самим или заданное педагогом задание, то он чувствует себя уверенно и комфортно среди своих сверстников.
Традиционно творчество рассматривается как процесс, имеющий специфические фазы протекания: подготовительную, поисковую и исполнительную, по отношению к которым определяются разные компоненты творческих способностей. Подготовительной фазе соответствует первый компонент - это интеллектуальная инициатива и активность, определяющаяся как способность самостоятельно видеть необходимость постановки новой проблемы, темы в науке, искусстве и пр. Поисковой фазе соответствует второй компонент – способность к изменению стереотипов в мыслительных операциях, поиск нестандартных форм передачи замысла, технических средств исполнения. Исполнительной фазе соответствует третий компонент - способность к активной реализации своего замысла, базирующаяся на потребности к активной творческой деятельности. Специалисты, изучая творческий процесс старших дошкольников, отмечают, что он значительно отличается от аналогичного процесса у взрослого по своей глубине, силе и продолжительности, но все же ему также присуща определенная этапность, начиная от выбора сюжета до возникновения замысла с последующей реализацией [15].
В творческой деятельности детей выделяются три основных этапа, по отношению к которым определяют три группы показателей качества творческих отношений, способов действий и продукции.
Первый этап – выбор сюжета, возникновение, развитие и оформление замысла в гипотетическом плане. Этому этапу соответствует первая группа показателей, характеризующая отношение детей к творчеству : увлеченность, способность войти в воображаемую ситуацию, искренность переживаний. Этот этап можно соотнести с поисковой фазой, в ходе которой формируется первый компонент общих творческих способностей - интеллектуальная инициатива и активность, выражающаяся у детей в желании что-либо придумать, изменить, сочинить, в стремлении сразу реализовать свой замысел. Второй этап включает в себя реализацию замысла, в процессе которого дети подбирают выразительные средства, ищут способы решения задач, что обязательно предполагает владение детьми элементарными умениями и навыками в определенном виде художественной деятельности. Этот этап характеризует вторая группа показателей, определяющих качество способов творческих действий детей : быстрота реакций, использование различных вариантов, комбинирование знакомых элементов в новые сочетания, оригинальность способов действий. Данный этап соответствует поисковой и исполнительной фазам творческого процесса, в ходе которых формируются способности к изменению стереотипов в мыслительных операциях и активной реализации своего замысла. Третий этап (аналитический, оценочный) - анализ результатов детской продукции (рисунка, рассказа, стихотворения, песенки, игры, танца и пр.) Он тесно связан с двумя предыдущими и считается их логическим продолжением и завершением, главной целью которого является формирование оценочных суждений детей. Данному этапу соответствует третья группа показателей, характеризующая качество детской продукции: отбор детьми характерных черт жизненных явлений, персонажей, предметов 19 и их отражение в продуктах художественной деятельности (игре, рисунке, песенке, рассказе и пр.); поиски художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел.
В проблеме развития творческих способностей важным моментом является выявление взаимосвязи обучения и творчества. Обучение побуждает ребенка переносить усвоенные под руководством педагога умения и навыки в самостоятельную творческую деятельность. Основополагающим педагогическим условием при развитии творчества является оптимальное сочетание обучающих и творческих моментов в процессе занятий. Традиционный подход заключается в поэтапном обучении, в соответствие с которым педагог предлагает ребенку творческие задания, содержащие различные уровни соотношения активности и самостоятельности ребенка при их выполнении.
Рассматривая проблему развития детского творчества и творческих способностей, следует раскрыть потенциал старшего дошкольного возраста. Данные исследований и педагогическая практика свидетельствуют о том, что к концу старшего дошкольного возраста у детей сформирован ряд черт, характеризующих наличие творческих начал в деятельности: - проявление 21 интеллектуальной активности, самостоятельности и инициативы в применении освоенных приемов работы к новому содержанию; - нахождение новых способов решения поставленных задач, эмоциональное выражении своих чувств вербальными методами, а также посредством различных изобразительных средств и материалов.
Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующие выводы: - творческие способности по-разному проявляются в разные возрастные периоды, имеют свою специфику и обуславливают применение особых технологий в формировании составляющих компонентов, входящих в их структуру; основное внимание уделяется ведущим характеристикам возраста как главным психофизиологическим основам развития способностей; - механизм творчества ребенка тесно связан с воображением, которое имеет прямую зависимость от накопленного прежде опыта; - старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей в процессе художественной деятельности, так как в этот возрастной период активно развивается воображение и образное мышление, составляющие основу художественно-творческой деятельности и развития творческих способностей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горбунова Г. А. Проблема формирования творческих способностей обучающихся в зарубежной и отечественной психологии// 65 Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6. - URL : https://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10795
2. Кузьменко И. В. Развитие творческого потенциала школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Научный поиск. – 2012. – № 4.5 – С. 17-19.
3. Любимова Т. Г. Развиваем творческую активность. Методическое пособие. - М. : Владос, 1996 - 78 с.
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М. : Просвещение,1991. - 93 с.
5. Ванслов В. В. Эстетика и изобразительное искусство: статьи о произведениях и художниках. - М. : Памятники ист. мысли, 2007. - 343 с.
6. Дьяченко O.М. Развитие воображения дошкольника. - М. : Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1996. -197 с.
7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 160 с.
8. Комарова Т. С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. - М. : Педагогика, 1984. – 144 с.
9. Комарова Т. С. Программа эстетического воспитания дошкольников / Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. В. Зацепина. - М. : Педагогическое общество России, 2005. - 128 с.
10. Копцева Т. А. Природа и художник: программа по изобразительному искусству для детей шести летнего возраста // Искусство в школе. - 1996. - № 4. - С. 18-24.
11. Воскобович В. В. Игровые технологии интеллектуальнотворческого развития детей дошкольного возраста 3 – 7 лет («Сказочные лабиринты игры) Кн. 2. Описание игр / В. В. Воскобович, Т. Г. Харько. - СПб. : Питер, 2003.
12. Сакулина Н. П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста в занятиях рисованием Наглядность и слово в художественном воспитании дошкольников (Методы художественного воспитания) : Труды института художественного воспитания / Отв. ред. Н. П. Сакулина. - М. : Изв. АПН РСФСР. - 1959. - Вып. 100. - С. 7-99.
13. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста - М. : Учпедгиз, 1956. - 91 с.
14. Леушканова С. В. Теоретические основы изучения природы креативности (естественно - научный аспект). - Южно- Сахалинск, 2005. - 80 с.
15. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Карапуз-Дидактика, 2007. - 144 с.