Вероника Галынская
Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно - ролевая игра - это ведущая деятельность дошкольника, в которой он отражает свои впечатления об окружающей социальной действительности.
Сюжетно - ролевая игра ребенка в своем развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга.
Этапы развития сюжетно-ролевой игры :
1) до 2-х лет - предметная игра
2) от 2 до 3 лет - развитие игровых действий (понарошку).
3) от3 до 4 лет - этап принятия роли.
Публикация «Развитие сюжетно-ролевой игры у детей раннего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
4) от 4 до 5 лет - этап ролевого взаимодействия.
5) от 5 до 6 лет - этап сюжетосложения.
Вместе с игрой развивается и сам ребенок. На первом году жизни ребенка начинается этап развития предметной игры :
Развивается предметно- игровая деятельность ( ознакомитель-ная игра со своим телом: руками, ногами).
Появление манипулирования с предметами и игрушками (стучит, обследует, бросает.)
С 9-10 месяцев появляется отобразительная игра (качает, кормит куклу)
У многих игра носит разрушительный характер (т. к. это единственно доступный для ребенка на данном этапе способ проявления активности в игре, а не проявление агрессии).
Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.
Роль взрослого в данный период:
Общение с ребенком;
Обучение игровым и предметным действиям;
Создание развивающей среды для активной предметной и игровой деятельности.
Со второго года жизни у ребенка начинается этап отобразительной игры :
На 2- м году жизни развивается ходьба. Ребенок любит много двигаться, ориентироваться в окружающем, перетаскивать предметы;
Манипулируют с открывающимися коробками, ящиками, вкладышами.
Дети повторяют действия, показанные взрослым и начинают самостоятельно воспроизводить увиденное в жизни (кормление, укладывание спать куклы.) т. е. развивается отобразительная игра.
Ребенок многократно повторяет одни и те же действия ("круговые сюжеты").
Появляются первые попытки конструирования с игрушками-вкладышами.
Ребенок постоянно ищет взрослого для игры и развлечения.
Взаимодействия со сверстниками в игре НЕТ.
Роль взрослого заключается в:
Обогащении ребенка яркими впечатлениями о доступных явлениях окружающей жизни;
Показа способов игровых и предметных действий;
Подборе и правильном размещении игрового материала.
Третий год жизни дошкольника характеризуется как период развития сюжетно - отобразительной игры, которая предшествует становлению сюжетно- ролевой игры.
В игре ребенок увлечен действиями с игрушкой;
Появляются простые сюжеты из 2-3 взаимосвязанных действий (уже не круговые) ;
Роли пока нет (ребенок не осознает ее);
Идет активная подготовка к принятию роли: с 2.5 лет начинает активно развиваться самосознание ребенка, развивается воображение. Малыш начинает понимать, что оставаясь самим собой в игре, он может одновременно выполнять какую- либо роль.
Сверстник в игре малозначим (ребенок увлечен личной игрой). В контакт малыш вступает чаще ради своих интересов - завладеть игрушкой.
Основные задачи взрослого заключаются:
В развитии целенаправленной игровой деятельности, учить придумывать цель в игре, подбирать под нее игровые действия.
Помогать детям усваивать назначения предметов и овладевать действиями с ними.
Готовить детей к принятию роли;
Поддерживать интерес к игре.
В начале года игры детей не продолжительны (3-6 мин., но постепенно, при условии правильного педагогического руководства, направленного на совершенствование игровых умений, игры становятся более длительными (8-10 мин.)
Малыш 2-3 лет часто еще действует подражательно, но его действия существуют в рамках определенной роли: мамы, шофера, доктора.
В начале года ребенок в игре называет себя своим именем, то к концу года, как правило отождествляет себя с тем взрослым, действия которого изображает (я- доктор). Отдельные игровые действия объединяются в единую сюжетную линию. Поначалу цепочки игровых действий осуществляются довольно хаотично, но с приобретением жизненного опыта в этих цепочках появляется определенная логика, затем цепочки становятся более продолжительными, обогащается содержание игры. Основной задачей взрослого является формирование у детей раннего возраста игровых умений, способствующих становлению самостоятельной сюжетной игры.
Исследователи, в частности Е. В. Зворыгина, отмечают, что игра носит развивающий характер, если организуется взрослым по принципу решения игровых задач. При формулировке игровой задачи могут использоваться как прямые, так и косвенные методы педагогического руководства. Так, игровая задача может быть оставлена прямо: "Уложи куклу спать", может быть сформулирована в косвенной форме: "Кукла хочет спать", а затем и менее конкретно: "Кукла устала"- в этом случае ребенок ищет решение сам. Одна игровая задача может решаться разными способами, можно решить показывая и (или) называя игровое действие. Далее задачу нужно усложнить. Затем ребенка следует поставить ребенка в условия необходимости использования предмета - заместителя. При успешном решении простых игровых задач перед ребенком нужно ставить следующие, более сложные задачи. С усложнением задач их решение также постепенно усложняется:
Один и тот же заместитель может использоваться в качестве разных предметов;
Использование заместителей сопровождается словом, пояснением;
Используется несколько заместителей;
Используются нарисованные предметы;
Таким образом, взрослый тщательно продумывает ряд постепенно усложняющихся игровых задач, которые он будет решать с ребенком в совместной игре. Для этого он заранее предусматривает наводящие вопросы, примерные советы по ходу игры, вызывающие у ребенка желание решить игровую задачу.