Татьяна Волкова
Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема игры и ее роли в развитии детей издавна привлекала внимание не только педагогов и психологов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Игра - это деятельность, в которой ребенок моделирует через роль социальные отношения взрослых, и, как писал Л. С. Выготский, "игра есть арифметика социальных отношений".
Публикация «Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие слабовидящего ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Развивающее влияние сюжетно-ролевых игр на развитие слабовидящего ребенка в литературе еще не получило достаточного отражения. Тем не менее значимость и наличие таких данных определило бы и целенаправленность организации сюжетно-ролевой игры для формирования психических свойств и способностей и переноса знаний, навыков и умений, приобретенных слабовидящим ребенком в игре, в другие, виды деятельности.
Можно полагать, что развитие сюжетно-ролевой игры слабовидящих детей дошкольного возраста в отличие от нормально видящих детей протекает несколько своеобразно и отстает в развитии.
Если у нормально развивающихся дошкольников в старшем возрасте главное значение приобретает роль и ролевые действия, которые они стремятся выполнить даже при отсутствии конкретных предметов, используя для этого предметы-заместители, у слабовидящих же детей действия с игрушками остаются ведущими даже в старшем дошкольном возрасте. Вот почему в ситуации, где нет таких предметов, они выходят из взятой на себя роли, требуя конкретную игрушку.
Для слабовидящих детей старшего дошкольного возраста роль еще не - становится основным мотивом игры, так как еще не сложились все необходимые предметно-игровые и ролевые действия. Недостаточность конкретно-предметного содержания в действиях с игрушками обуславливает и мотивы игры слабовидящих детей. Процесс овладения предметно-игровыми действиями у нормально развивающихся детей сформировывается в основном к четырем годам, а на пятом году жизни для них притягательной становится роль в игре. Тогда как у слабовидящих детей этот процесс продолжает формироваться на пятом-шестом годах жизни. Интерес к действиям с игрушками продолжается и в период возникновения ролевых мотивов. Но так как предметно-игровые действия еще не сложились, игра по содержанию ролевых действий еще представляется упрощенной и значительно менее содержательной, чем у нормально видящих детей.
Также однообразными и не развернутыми представали совместные ролевые и игровые действия слабовидящих детей. Как правило не удается наблюдать больших групп слабовидящих детей, объединенных одним сюжетом игры. Чаще всего это группы из двух-четырех человек, в отличие от нормально видящих детей, у которых группы состоят из большего количества человек. Если у нормально развивающихся дошкольников наблюдался стойкий и продолжительный интерес к одной и той же игре, они могли играть по нескольку дней подряд, то слабовидящие дети без напоминаний педагогов на другой день не продолжали игры.
Одним из важнейших условий развития сюжетно-ролевой игры является подбор игрового материала, который должен способствовать активизации детских представлений и побуждать к творческому отражению этих представлений в игре. Следует подбирать игрушки и игровой материал, имеющие широкие возможности использования в игре. На начальных этапах для слабовидящих детей важна игрушка, реально отображающая предметы окружающего мира, удобная и привлекательная, вызывающая эмоциональный интерес ребенка, свободная при выполнении функциональных действий с ней. Чем больше известных детям действий можно изобразить с игрушкой, тем сильнее и устойчивее у них интерес к ней, стремление действовать с ней длительно сохраняется. От этого полнее и содержательнее становится выполнение игровых действий и роли. Надо помнить, что игрушка для ребенка с нарушением зрения часто служит дополнительным информатором о предметном мире, в процессе общения с игрушками у детей закрепляются представления о признаках и свойствах объектов окружающего мира. Многообразие условных ситуаций, которые могут создать и разыграть дети, с помощью образных игрушек, значительно расширяют и обогащают детские представления и способствуют развитию творческого воображения детей. При этом следует учесть, что игрушки способствуют возникновению и развитию содержательных ролевых игр, если их подбирать в соответствии с пополнением и расширением круга детских представлений об окружающей действительности.
Для обучения слабовидящих детей умениям строить сюжет и отношения между играющими, педагог должен свое поведение и влияние соотносить с игровой ситуацией и вступать в контакт с детьми в игровых отношениях. Наладить отношения можно путем советов, предложений, вопросов, напоминаний, которые своей игровой формой и тоном сочетались бы с характером игрового поведения детей. Педагог должен как бы подыгрывать детям, направляя и обогащая сюжет игры путем советов и практической помощи. При этом он активизирует действия мало инициативных детей, коррегирует взаимоотношения между играющими, расширяет круг играющих детей за счет введения новых ролей и организацию дополнительных игровых ситуаций. Слабовидящие дети должны научиться соотносить и дифференцировать ситуации, требующие различного поведения, должны научиться эмоционально-выразительным отношениям в соответствии с содержанием и сюжетом игры. Этот опыт общения они затем смогут перенести в реальные отношения, что расширяет их социальную ориентацию и коммуникативные навыки и умения поведения.
Широкие возможности для развития ролевой игры слабовидящих дошкольников представлены в использовании игр-драматизаций по сказкам и рассказам, в процессе выполнения которых дети учатся представлять себя в той или иной роли, учатся чувствовать за героя, которого изображают, переживают ситуацию, в которой действуют. Игры-драматизации развивают детское воображение, будят чувства детей, учат действиям по заданной роли и выполнению правил. Все это они потом могут использовать в своей сюжетно-ролевой игре. Надо помнить, что в дошкольном возрасте способность к замыслу получает значительное развитие от ассоциации до сознательно задуманной темы игры, планирования ее сюжета, от подражания человеку до передачи его переживаний и чувств.
Такой путь развития детской игры возможен только при создании соответствующих педагогических условий. При этом следует еще выделить роль слова, как коррекционно-компенсаторного средства развития игры слабовидящих детей. В создании образа игры роль слова очень велика. Оно помогает ребенку выразить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать свои действия с ними.
Л. С. Выготский доказывал, что развитие детского воображения непосредственно связано с развитием речи. Педагог в работе со слабовидящими детьми должен использовать словесные образы предметов и явлений для обогащения предметно-игровых действий. Слияние предметно-игровых действий со словом ведет к более полному формированию образов предметов и действий с ними. Многообразнее и полнее по содержанию становится сюжет игры. При этом можно использовать стихотворения, рассказы, иллюстрирующие словесные образы действий и поведения человека. Слово довольно часто в играх детей становится регулятором их поведения и действий.
Таким образом, формирование игровой деятельности слабовидящих детей требует целенаправленного воздействия педагога на всех этапах становления игры. Начиная с младшего и заканчивая старшим дошкольным возрастом, педагог является активным участником, помощником и руководителем детских игр. Чуткое, ненавязчивое участие детей к развитию не только игры детей, но направлено на всестороннее воздействие на личность слабовидящего ребенка.