Захарова Яна
Развитие речи ребенка второго года жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи второго года жизни
С 1-1,5 лет у ребенка включается тип общения на основе самостоятельной речи. Вместе с речью он приобретает и все заключенные в языке понятия, обобщающие и дифференцирующие предметы и явления окружающего мира и явления внутреннего мира человека. Это имеет большое значение для всего психического развития ребенка. Речевое развитие на втором году жизни в соответствии с физическим и умственным развитием ребенка делят на два этапа : от 1 года до 1 года 6 месяцев и от 1 года 6 месяцев до 2 лет.
Публикация «Развитие речи ребенка второго года жизни» размещена в разделах
1 этап (1 год-1 год 6 месяцев)
1. Обогащайте пассивный словарь малыша. Ребенок этого возраста может научиться понимать собственные имена – свое и близких людей, названия некоторых вещей из одежды (платье, пальто, шапка, шарф, носки, трусы, обуви (туфли, сапоги, из мебели, посуды, названия некоторых средств передвижения, нескольких знакомых животных и растений, названия частей тела человека и игрушек-кукол, а также игрушек-животных (рука, нога, голова, рот, глаза, уши, может понимать слова, обозначающие действия (ложиться, спать, садиться, гулять, показать, снять, надеть, открыть, закрыть). Таким образом, уровень понимания речи окружающих достаточно высок –во всяком случае, малыш уже может понимать речь, относящуюся ко всему маленькому кругу его жизненного обихода. Отмечается умение обобщать предметы по существенным признакам; малыш понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.
Понимание речи опережает активную речь как по количеству слов, так и по их функции: понимаемые слова уже служат основным целям общения, а активная речь-еще нет. Воспитывайте навык прислушиваться к речи, отвечать на простейшие вопросы, выполнять несложные поручения, состоящие из одного действия, понимать слова «нельзя», «можно» и правильно на них реагировать. Полуторагодовалый ребенок понимает гораздо больше слов, чем употребляет. Надо стараться расширять запас понимаемых слов, так как только понимаемые слова появляются затем в активной речи. Делайте это с помощью показа инсценировок с игрушками, персонажами кукольного театра, называйте предметы и действия в той ситуации, в которой находится малыш.
2. Продолжайте развивать у ребенка умение подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. К полутора годам ребенок усваивает артикуляцию многих согласных звуков6 (б, бь, в, вь, г, гь, м, мь, н, нь, п, пь, т, ть, поэтому он может уже более свободно и точно имитировать звуковой состав слов из обращенной к нему речи взрослого, прибауток, стихов, песенок. Малыш начинает различать интонации удивления, радости, неудовольствия, огорчения и пытается воспроизвести эти интонации.
Слова активизируются в следующем порядке:
-слова из повторяющихся слогов (Ляля, дядя,Тата);
-звукоподражания (ав-ав, би-би)
-двухсложные слова с открытыми слогами (Ната, вата, вода, рука, коза);
-трехсложные слова с открытыми слогами (молоко, машина, корова);
Все приемы, которые использовались вами раньше (показ предмета с называнием, показ предмета в действии, показ последовательных действий и т. д., используйте с приемами, побуждающими ребенка к ответной реакции словом. К таким приемам относится быстрое появление и исчезновение игрушки перед ребенком, сопровождаемое сначала называнием игрушки, а затем вопросом «Кто это? Что это? Кто спрятался? Кто кричит? Как кричит?
Предлагаемые ребенку потешки и стихи должны быть предварительно заучены взрослым и читаться ими выразительно.
2 этап (1 год 6 месяцев-2 года)
Занятия по развитию речи становятся более разнообразными в связи с возросшими возможностями малыша.
1. Дальнейшее развитие понимаемой речи.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя, слова, обозначающие предметы, которые находятся в комнате и за ее пределами, некоторых животных (учатся показывать их в зоопарке, в игрушках, на картинках, а также называть, подражать их голосам, знать основные части тела) и растения, действия окружающих людей и животных (прыгает, летает, плавает)
Происходит знакомство малыша с природой. Он различает и пытается называть камень, песок, дождь, снег, солнышко; учится называть овощи и фрукты, которые употребляет в пищу. В этом возрасте ребенку доступны для понимания названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый) размер: (большой, маленький, вкус (сладкий, кислый, горький, внешние признаки (чистый, грязный, общие оценки (плохой, хороший). Ребенок должен понимать и выполнять поручения, состоящие из 2-3 действий (подойди, возьми, принеси).
Ребенок должен различать и называть сходные по форме предметы (шар, мяч, различать близкие по звучанию слова (стол, стул, узнавать и правильно называть знакомый предмет, изображенный на картине или игрушечный.
2. Дальнейшее развитие активной речи.
У ребенка в активном словаре преобладают по количеству слова с предметным значением (существительные, но, несмотря на это, они все же употребляются в коммуникативных целях реже, чем глаголы. Глаголы приобретают первостепенные значение при переходе к фразовой речи. Имейте ввиду, что нельзя накапливать словарь поочередно-сначала существительные, затем глаголы, потом прилагательные и т. д. Необходимо одновременно расширять словарь различных категорий, так как ребенок воспринимает предмет в целом: его название, признаки, возможность производить с ним действие. Причем при восприятии ребенком предметов вы должны не просто называть отдельные слова. Слово, называющее предмет, должно сочетаться в вашем рассказе с другими словами, то есть повествование должно быть связным.
Воспитывайте способность воспроизводить по подражанию слова и фразы, пропевать отдельные слова в песенках, проговаривать и договаривать слова в прибаутках и стихах. Все используемые ранее приемы для развития понимания речи должны сочетаться с приемами, направленными на активизацию речи : продолжайте задавать ребенку конкретные вопросы : «Кто это? Что это? Что делает? Какой предмет по величине? (форме, цвету?»
Поощряйте замену ребенком звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо «тик-так»-часы, вместо «ав-ав»-собака).
Расширяя активный словарь, приучайте произносить слова, которые уже имеются в пассивном словаре. Формируйте умение пользоваться словами для выражения желаний и налаживания отношений с окружающими (хочу, дай, пусти, подвинься, правильно называть некоторые трудные действия (подметать, мыть, гладить, пользоваться местоимениями (я, мы, ты, мне, наречиями (там, туда, прилагательными (большой, маленький, хороший, плохой, вкусный). Учите обозначать одним словом предметы, имеющие одинаковые признаки (куклы, мячи).
3. Побуждайте ребенка переходить от коротких двусловных предложений («Дай то-то») к более сложным, состоящим из 3-4 слов («Тетя, дай то-то»). При этом сначала глагол «дать» отсутствует ( например: «Папа, Лена мяч» - то есть лена хочет, чтобы ей дали мяч). Чтобы сделать речь понятной, ребенок прибегает к жестам или другим частям речи (туда, на пол). В таких случаях надо помочь малышу- с помощью вопроса вызвать у него употребление глагола: «Что делать с мячом?», «Тебе дать мяч?»
4. Совершенствование грамматических навыков.
Ребенок должен усвоить грамматические формы времени и лица глагола, а также пространственные отношения в связи с усвоением некоторых предлогов (в, на, под) и форм соответствующих падежей (чашка стоит на столе, молоко в чашке). Ребенок должен свободно пользоваться вопросами: «Кто это?», «Что это?»
Литература:
1. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Начинаем говорить. (Развитие речи) –СПб. : «Паритет», 2005. -160 с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
2. Павлова Л. Н. Раннее детство: развитие речи и мышления : Методическое пособие. – М. : Мозаика-Синтез. 2005 – 168 с.