Самарцева Наталья Алексеевна
Развитие познавательных способностей у детей старшего возраста в проектной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Н. А. Бондаренко, Л. М. Гримовская
г. Смоленск
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Ключевые слова: дошкольное образование, проект, проектирование,
Аннотация. В статье раскрывается сущность проектной
деятельности как одного из способов выполнения требований
Федерального государственного образовательного стандарта
Темочки:
дошкольного образования, рассматриваются особенности ее реализации в
условиях дошкольной образовательной организации.
Современной дошкольной организации в условиях введения
Федерального государственного образовательного стандарта требуются
такие методы организации образовательной деятельности, которые
формируют самостоятельность, инициативность и ответственность у
детей. Ребенку необходимо уметь самому добывать знания, а для этого
важно развивать исследовательские, познавательные способности.
Педагогу нужно сформировать умения, непосредственно сопряженные с
опытом их применений в реальной жизни.
В сегодняшних условиях модернизации российского образования
изменились не только подходы в образовании, но и роль участников
процесса обучения. Педагог – организатор, консультант, создающий
условия работы, направляющий к успехам и находкам. Его роль
заключается в мотивации, планировании, организации, анализе,
сотрудничестве.
В связи с этим представляется важным рассмотрение развивающего
потенциала проектной деятельности, которая в дошкольных
образовательных учреждениях очень актуальна и эффективна. Проектная
деятельность дает возможность ребенку самому исследовать,
экспериментировать, быть любознательным и инициативным именно в
той области, где ему интересно. О. В. Петунин указывает, что проектная
деятельность детей может служить одним из основных способов
выполнения требований образовательных стандартов [3].
Общим теоретическим вопросам организации проектной
деятельности посвящены многочисленные исследования зарубежных и
отечественных ученых.
Анализ литературных источников показал, что сущность понятий
«проект», «проектирование», «проектная деятельность» понимается
исследователями по–разному.
22
Понятие «проект» в целом предполагает ориентацию
обучающихся:
на получение знаний в процессе осуществления деятельности;
на действительность, выражающуюся в решении практической
задачи в условиях, близких к реальной жизни;
на конкретный продукт, предусматривающий применение знаний
из различных областей наук с целью достижения запланированного
результата.
А. М. Новиков рассматривает проект как сложный объект,
содержащий в себе следующие группы элементов: цели образования,
содержание образования, методы, средства, организационные формы
обучения и воспитания, педагоги, воспитанники.
Проектирование понимается учеными и как деятельность по
осуществлению изменений в окружающей среде, и как управление
стихийным развитием предметного мира, и как разработка и создание
проекта–эскиза будущего продукта. Ученые утверждают, что
проектирование является движущим механизмом подлинно развивающего
образования.
Изучение научной литературы показало, что понятие «проектная
деятельность» понимается как исторически сложившаяся, социально и
экономически обусловленная потребность людей получать в условной
форме прогностические ситуации вещественного характера с целью
направленного преобразовательного воздействия на окружающий мир.
И. И. Ляхов отмечает, что суть проектной деятельности проявляется в
духовно–практической активности, направленной на идеально–
перспективное изменение мира. Процесс проектирования
характеризуется эвристической инновационностью, системностью,
технологичностью и самостоятельностью.
Проектная деятельность в дошкольных учреждениях рассмотрена
в научных трудах Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса [1], А. И. Савенкова [4] и
др. Она понимается как:
вариант интегрированного метода обучения дошкольников;
способ организации педагогического процесса, основанный на
взаимодействии педагога и воспитанника;
поэтапная практическая деятельность по достижению
поставленной цели.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия,
при которых дети самостоятельно приобретают недостающие знания из
разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для
решения познавательных и практических задач, приобретают
коммуникативные и исследовательские умения.
Современное понимание проектной деятельности в детском саду –
это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети,
23
педагоги и родители. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к
проблеме и желание решить ее. Поэтому перед педагогом стоит задача
развивать и поддерживать детскую самостоятельность и
инициативность. Воспитатель – организатор детской проектной
деятельности, источник информации, консультант, эксперт. Он
основной руководитель проекта, при этом – партнер и помощник
ребенка в саморазвитии.
По мнению Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса, одна из главных задач
педагога при организации проектной деятельности дошкольников
заключается в том, чтобы поддерживать детскую инициативу, которая
обязательно включает в себя познавательный компонент [1].
Как отмечает Л. М. Гримовская, «познавательная деятельность,
основанная на активном поиске способов действий, уже в дошкольном
детстве может стать привычной и естественной, если усилия взрослых
(педагогов и родителей) будут направлены на развитие у детей интереса к
самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и
достижению поставленных задач» [2, с. 25].
Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова приводят примерный тематический
спектр направлений деятельности в рамках проектной технологии с детьми
дошкольного возраста : сезонные, психолого–социальные, эколого–
исследовательские, ретроспективные, продуктивно–творческие проекты.
В проекте целесообразно объединить содержание образования из
различных областей знаний, применить принцип интеграции
образовательных областей. Данный принцип является инновационным для
дошкольного образования и обязывает дошкольные образовательные
учреждения коренным образом перестроить образовательную
деятельность. Интеграция обучения – переход от дифференцированного
образа действительности к целостному восприятию на основе
деятельностного подхода, широкого внедрения в обучение проблемных и
поисковых методов и приемов.
На основе анализа современных подходов к организации проектной
деятельности в дошкольной образовательной организации нами были
разработаны тематические проекты для детей старшего дошкольного
возраста.
Так, целью проекта «Зеленые друзья на подоконнике» было
расширение представлений детей о комнатных растениях.
Задачи проекта :
продолжить знакомство детей со строением растения, его
структурно–функциональной целостностью, с системными свойствами
растения как живого организма, его связью с внешней средой;
развивать познавательный интерес и познавательные
способности;
воспитывать бережное отношение к комнатным растениям.
24
Этапы проекта :
1. Кто такие зеленые друзья: дидактические игры «Знатоки»,
«Собери цветок», загадки о комнатных растениях – выявляем знания о
растениях; показ слайдов «Цветы в детской комнате»; составление
паспорта растений; упражнение «Лепестки» в рамках бодрящей
гимнастики; мастерская по изготовлению дневника наблюдений за
растениями.
2. Наши растения: рассматривание растений группы; виртуальная
прогулка на родину фиалки и драцены (установление взаимосвязь
внешнего вида и среды обитания); дидактические игры «Найди отличия»
(сравнение комнатных и дикорастущих растений, «Ботаническое лото»,
«Подбери по размеру»; подвижная игра «Найди свой дом».
3. Мое любимое растение дома: сюжетно–ролевая игра «Кто
выращивает цветы»; мастерская – рисование «Камея на окне»;
элементарная поисковая деятельность «Дыхание растения»; пальчиковая
гимнастика «Цветы»; составление рассказа по картинкам «Что сначала –
что потом».
4. Что нужно растениям, чтобы они себя хорошо чувствовали:
эксперимент «Как пьет бальзамин?»; мастерская – лепка «Цветочный
горшочек и блюдце»; логическая игра «Посади цветок в свой горшок»
(игра–лабиринт); чтение стихотворения Е. Благининой «Бальзамин»;
дидактическая игра «Отгадай по описанию»; подвижная игра «Солнце и
дождик».
5. Для чего нужны цветы: викторина «Юные знатоки»;
коллективная работа – коллаж «Цветочный ковер»; выставка рисунков
«Наши помощники на подоконнике»; заполнение дневника наблюдений.
Проект предполагает взаимодействие с родителями через
пополнение развивающей предметно–пространственной среды в группе,
участие в мастер–классе «Правильный уход», организацию фотовыставки
«Мой любимец».
Таким образом, проектная деятельность – это совместный поиск
решений познавательных задач, имеющий согласованные цели, методы,
способы деятельности, направленные на достижение общего результата.
Она позволяет развивать познавательные способности, личность
дошкольника, взаимодействие со сверстниками.
Литература
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников / Н. Е
Веракса, А. Н. Веракса. М. : Мозаика–синтез, 2008. – 110 с.
2. Гримовская Л. М. Развитие познавательных способностей
дошкольников в процессе ознакомления с миром природы / Л. М.
Гримовская // Психология обучения. – 2016. – № 8. – С. 25–35.
25
3. Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность
учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин //
Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20–26.
4. Савенков А. И. Методика исследовательского обучения
дошкольников / А. И. Савенков. – Самара: Учебная литература, 2010. – 128
с.
N.A. Bondarenko (Smolensk)
Keywords : pre–school education, project design, project activity.
Abstract : The article reveals the essence of the project activities as a way
to meet the requirements of the Federal state educational standards of preschool
education, the features of its planning in the conditions of preschool educational
institution.
Л. В. Елисеева, Р. С. Куликов
г. Смоленск
ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ НА УРОКАХ
ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ
Ключевые слова: информационные технологии; интерактивная
карта; георгафия.
Аннотация. В статье рассматривается метод использования
интерактивных карт, на уроках географии в школе. Раскрываются
различные возможности интерактивных карт с целью повышения
эффективности обучения школьников.
В современном обществе, где знания, уровень интеллекта человека,
его способность адаптироваться к меняющимся социальным условиям
становятся главным стратегическим ресурсом, необходимо создавать
такую систему обучения, которая обеспечивала бы потребность каждого
ученика в соответствии с его склонностями, интересами и запросами.
Школьная география – единственный предмет, который дает
целостное представление как о природных так и социальных явлениях,
обладая тем самым уникальными возможностями развития качеств
личности ученика.
Несомненно, центральное место в личностно–ориентированном
обучении по географии занимает карта как основа, к которой
привязываются все компоненты содержания географического образования.
И большими возможностями для реализации требований ФГОС к новой
конструкции обучения, обладает интерактивная географическая карта.