Лариса Вартанян
Консультация «Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями.
Верить в свои возможности,
никогда не опускать руки
Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Взаимодействие с семьей – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения - системообразующее ядро каждой образовательной программы, реализуемой в образовательном учреждении. Организация взаимодействия с семьей ДОУ
Публикация «Консультация „Работа с родителями, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
– работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов.
Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт которых с окружающим миром сужен, неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат значительные возможности в решении определё нных вопросов: воспитания детей, включение их в социальные и трудовые сферы, становление детей с ОВЗ как активных членов общества.
Процесс реализации поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог, врач, психолог и др.).
Согласно исследованию, проводившемуся в нашем ДОУ были выявлены основные проблемы, возникающие в семьях наших подопечных – детей с ОВЗ.
1. Умышленное ограничение в общении: родители детей с ОВЗ ограничивают круг общения (как свой, так и ребёнка, избегают новых знакомств. Таким образом, социальная среда ребёнка с ОВЗ ограничивается семейным кругом, семья «закапсулирована» и это отрицательно сказывается на социализации ребёнка.
2. Гиперопека: часто гиперопека является единственным способом самореализации для родителей ребёнка с ОВЗ. Вследствие этого, дети часто окружены излишней заботой и начинают использовать свою ущербность, становятся ревнивы, требуют повышенного внимания.
3. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для воспитания ребёнка не позволяют родителям создавать оптимальные (иногда и специальные) условия для ребёнка дома.
4. Неготовность родителей номротипичных детей принять в группу детей ребенка с ОВЗ.
Цель работы с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ – создание и реализация в ДОУ модели конструктивного взаимодействия с родителями, в рамках которой будет осуществляться повышение педагогической компетенции родителей и помощь семьям по адаптации и интеграции детей с ОВЗ в общество.
Для достижения данной цели в работе поставлен ряд задач :
Организация психологической и коррекционно-педагогической помощи семьям в вопросах воспитания и развития детей.
Вовлечение родителей в деятельность учреждения для создания единой образовательной среды и успешной социализации детей в обществе.
Формирование взаимного доверия в системе отношений между образовательным учреждением и семьёй.
Предполагаемый результат:
1. Повышение уровня компетентности родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их активности в образовательном процессе.
2. Вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в жизнь образовательного учреждения.
3. Создание безопасной среды для успешной социализации и формирования взаимного доверия между семьей и ДОУ.
Принципы работы с родителями детей с ОВЗ :
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них.
3. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-дефектологом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.
4. Принцип доступности
В основу построения модели конструктивного взаимодействия с родителями воспитанников положены теоретические заключения Н. Н. Обозова, Л. В. Байбородовой, Ю. А. Верхотуровой. В рамках данной модели конструктивное взаимодействие выстраивается поэтапно.
1 Этап – взаимопознание (длится в течение месяца). Это этап диагностики
Мы собираем информацию об особенностях функционирования семьи, выявляем ее скрытые ресурсы, их запросах на формы и методы обучения - преимущественно опросными методами (индивидуальными диагностическими беседами с родителями, анкетирование, беседы, диспуты). Благодаря этому этапу, мы выявляем проблемы, которые испытывают дети и родители.
2 Этап – взаимопонимание (до 1 месяца).
На этом этапе все участники образовательного процесса приходят к пониманию друг друга, выбирают подходящие способы для коммуникации и т. п. Разрабатываем индивидуальные программы для детей, где прописываем запросы родителей (формы работы, методы, используемые технологии и т. д.).
3 Этап – взаимоотношения и взаимные действия – наличие у всех участников образовательного процесса общих целей и путей их достижения.
Работа специалистов по оказанию психолого-педагогической помощи
семье, направленной на активизацию социальной позиции родителей,
восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей
членам семьи опираться на свои собственные ресурсы;
На каждом этапе работе с родителями использовались следующие направления в работе
Значительное место в работе с родителями отводилось психолого-педагогическому просвещению и информационному обеспечению.
Наглядно-информационные - ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, особенностями воспитания детей с ОВЗ, с педагогами, преодоление поверхностных мнений о деятельности ДОУ (настенные информационные стенды, раскладушки, информационные заметки на сайте; выставки, буклеты)
Просветительские ознакомление родителей с возрастными и психофизиологическими особенностями детей дошкольного возраста с ОВЗ, формирование у родителей практических навыков воспитания, образования и развития детей (конференции, семинары – практикумы, семейный клуб, тренинги, совместные праздники, открытые занятия, дни открытых дверей, круглые столы, мастер – классы, квест игры, и проч.).
Досуговые – Досуговая форма используется для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми установление доверительных отношений.
Воспитанникам и родителям предоставлялась возможность реализовать свои индивидуальные способности в разнообразных видах жизнедеятельности: спортивных праздниках, в художественной самодеятельности, трудовых делах, проектных работах. А у родителей появилась ещё раз возможность поддержать своих детей, порадоваться их успехам, лучше узнать своих детей, открыть для себя ещё неизвестные стороны их интересов, возможностей, увлечений, таланта. Совместные мероприятия сблизили детей и родителей.
4 этап – анализ эффективности достигнутых результатов в работе с семьями воспитанников с ОВЗ.
Работа с родителями проводится в течение длительного времени, и дала следующие результаты: родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка, доверительное отношение к сотрудникам дошкольного учреждения.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
Только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе.