ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА КОЛЕСНИКОВА
Метод релакс-терапии как средство формирования эмоциональной стабильности ребенка с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
"Люди, умеющие расслабляться, обладают
не только большей гибкостью мышления,
но и лучше приспособлены к борьбе со стрессами".
Р. Коуплан
Современная система российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения воспитания и обучения детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ.
Публикация «Метод релакс-терапии как средство формирования эмоциональной стабильности ребенка с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Модернизация современного образования предполагает достижение новогокачества на всех его ступенях. В современном представлении понятие качество образования не сводится к обученности воспитанников дошкольного образовательного учреждения, набору знаний и навыков, а связывается с понятием социальное благополучие, защищенность. В связи с этим сопровождение дошкольников с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ не может быть ограничено рамками задач преодоления трудностей в воспитании и обучении, а включает в себя обеспечение успешной социализации, сохранение здоровья, вызывает необходимость не только активно применять современные коррекционно-образовательные технологии, но и разрабатывать собственные, способствующие повышению качества образования на должный уровень, соответствующий федеральным государственным образовательным стандартам.
В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ в общество. Поэтому первоочередной задачей педагогического коллектива нашего учреждения является разработка системы детоцентрированного образования детей с особыми возможностями здоровья и, соответственно, с особыми образовательными потребностями, создание необходимых условий социализации с учетом особенностей речевого, психомоторного, эмоционального развития.
В настоящий момент актуальной проблемой современного коррекционного процесса обучения остаётся проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и повышение уровня коррекционной работы, вследствие чего и повышается качество дошкольного образования.
Статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время большое количество детей остро нуждаются в организации специализированной помощи. Среди них дети с эмоционально-волевыми проблемами, страхами и тревожными состояниями. Нам важно зафиксировать возможные и разнообразные формы, методы и способы, направленные на формирование у детей уверенности в себе и своих силах.
В нашем ДОУ 13 групп, 4 из них - группы компенсирующей направленности. Наблюдая за воспитанниками, я заметила, что у детей проявляются не только речевые нарушения, но и высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Большинству детей свойственны нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, гиперактивность или, наоборот, апатия, пассивность.
Не секрет, что эмоциональное перевозбуждение приводит в тонус мышцы, а напряжение мускулатуры не дает полноценно заниматься умственной деятельностью. Как следствие у детей появляются страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе, мышечные зажимы. А это влечет за собой низкий уровень усвоения образовательной программы.
Проведя в начале учебного года мониторинг уровня развития эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного с особыми образовательными потребностями, я отметила, что средний показательразвития эмоционально-личностной сферы детейсоставил 1,9 балла, что составляет 67%.
Эта проблема не оставила меня равнодушной и я решила, что лучшим способом снятия напряжения, утомления, является расслабление.
Изучив современные исследованияв области психологии и дошкольной педагогики Сократова Н. В. ,Сандомирского М. Е., Кузнецовой М. Н., Казаковой Г. Н., я решила, что для достижения положительных результатов в психологической коррекции необходимо использование дополнительных средств, обеспечивающих здоровьесберегающую направленность педагогического процесса. Одним из таких нетрадиционных способов оздоровления дошкольников является релакс-терапия. Релакс-терапия пришла к нам из-за рубежа. Технику мышечной релаксации разработал и применил американский психолог Э. Джекобсон, а также врач-невропатолог из Германии И. Шульц. В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релакс-терапия.
Для решения этой проблемы я поставила пред собой цель: формирование эмоциональной стабильности ребенка с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ посредством метода релакс-терапии.
Определилазадачи:
1. Воздействие на эмоционально-личностную сферу ребенка релаксационными и успокаивающими техниками;
2. Развитие у детей умения управлять своими чувствами и эмоциями в процессе овладения техниками релаксации;
3. Повышение обучаемости детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ посредством развития познавательных процессов;
4. Создание безопасной и комфортной среды для детей с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ. ;
5. Повышение уровня социальной адаптации и саморегуляции будущего школьника;
6. Коррекция и снятие возбудимости, расторможенности, агрессивности, аутоагрессии, стереотипии (самостимуляции).
Моя работа строится на наиболее значимых принципах:
• Соблюдение интересов ребёнка.
• Системность и доступность.
• Непрерывность.
• Вариативность.
• Принцип интегрированности в общую образовательную среду.
• Принцип создания ситуации успеха.
• Гуманность
• Реалистичность
• Адекватность
• Вариативность (гибкость)
• Адаптивность
• Последовательность.
• Принцип психологической комфортности
• Рекомендательный характер оказания помощи взрослым, взаимодействующим с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Главная цель релакс-терапии – научить ребенка расслаблять мышцы. Это даётся не так просто. Моя задача – обеспечить все необходимое, чтобы каждый ребенок нашел именно тот элемент, который помогает ему успокоиться. Для визуалов это тщательно подобранные оттенки и фактуры, а также интерьер. Для аудиалов – нежные, негромкие, успокаивающие звуки. Для кинестетиков – приятные на ощупь поверхности, мягкие предметы.
Я использую в своей работе несколько методов релаксации, каждая из которых отличается богатым содержанием методик, как индивидуальных, так и групповых.
1. Методы релакс-терапии, связанные с телом, т. е. полное расслабление различных мышц тела. Применяю игры и упражнения на расслабление как отдельных частей тела (расслабление мышц лица, кистей рук и стоп) так и всего тела ребенка. Очень хорошо расслабляют игры с песком и крупами. Когда ребенок берет в руки песок и медленно его выпускает сквозь пальчики или осторожно рисует пальчиком по сыпучей поверхности, то происходит воздействие мелких частиц песка на поверхность ладоней. Как известно, на коже человека имеется большое количество точек, отвечающих за нервное и психологическое состояние организма. Тем самым мы расслабляем и успокаиваем обширную зону коры головного мозга, ребенок отвлекается, усталость и раздражительность снижается.
Сюда же относится еще один важнейший метод релаксации, связанный с физическим телом,– это сон, своевременный, полноценный, это лучшее средство отдыха, расслабления и полного восстановления сил. Релаксационные упражнения мы выполняем непосредственно перед сном, что обеспечивает более глубокое расслабление всех систем организма.
2. Методы релаксации, связанные с дыханием. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Поэтому особенно важно для каждого человека овладеть техникой глубокого, или полного дыхания, когда в процессе вдоха и выдоха участвует не только грудная клетка, но и самые нижние отделы живота. При таком полном дыхании организм автоматически достигает состояния релаксации, мысли упорядочиваются, а волнение исчезает. При правильном дыхании происходит приток кислорода к клеткам головного мозга, что способствует устранению импульсов раздражения, и организм расслабляется.
3. Методы релаксации, связанные с искусством. Все знают, что одна из главных задач искусства – давать душе радость и покой. Эффект релаксации может быть достигнут при прослушивании специально подобранной музыки, просмотре картин, фотографий природных ландшафтов, видеосюжетов и т. д.
Звуки природы, нежные мотивы и мелодии вводят ребят в состояние спокойствия, тело начинает расслабляться. Очень хорошо подойдет применение этого упражнения при подготовке ко сну. Ребенок, устроившись в своей кроватке, прикрывает глаза и переносится со звуками музыки на берег озера, где щебечут птички, солнце нежно обнимает за плечи и становится так хорошо, что ребенок непроизвольно погружается в сон, во время которого организм закрепит начатое оздоровление.
В настоящее время релакс-терапия также использует такие методы, как массаж, музыка, рисование и прочие. Каждый из видов подбирается под конкретный случай.
Процесс обучения релаксации с моими воспитанниками проходит в три этапа:
1 – этап – мышечная релаксация по контрасту с напряжением;
2 – этап - мышечная релаксация по представлению; внушение покоя и расслабленности;
3 – этап – внушение мышечной и эмоциональной релаксации, введение формул правильной речи.
На первом этапе я объясняю детям, что такое поза покоя, какова цель первой игры, описываю необходимые действия. Интонация, медленный темп речи должны способствовать представлению приятных ощущений от расслабленности мышц, создавать представление об отдыхе, спокойствии. Каждое занятие по релаксации начинается с позы покоя. Предполагается, что в конце первого этапа дети научатся расслаблять мышцы рук ног, шеи и живота. Каждое упражнение выполняется дважды.
На втором этапе переходим к расслаблению мышц речевого аппарата и формулам внушения, которые закрепляют ощущения расслабленности и спокойствия. Здесь голос мой негромкий, успокаивающий, речь – чёткая, неторопливая. Я вызываю у детей образное представление о расслабленности и спокойствии: предлагаю вспомнить, как они загорали на берегу реки, лежали на травке, ощущали тепло лучей солнышка.
Практика показала мне, что выход из состояния релаксации должен быть всегда одинаковым и постепенным. Поэтому, особенно в первое время, напоминаю детям: «Команды выполнять точно, раньше времени глаза не открывать». Последние фразы (выведение из состояния релаксации) произношу громко, бодро и чуть быстрее.
На третьем этапе расслабление по контрасту с напряжением исключается. Мышечная релаксация вызывается только внушением.
Большую помощь в проведении релаксационных упражнений оказывает сенсорная комната - комната психологической разгрузки, комната релаксации. Сочетание разных стимулов (света, музыки, цвета, запахов, тактильных ощущений) оказывает различное воздействие на психологическое и эмоциональное состояние воспитанника: как успокаивающее, расслабляющее, так и тонизирующее, стимулирующее, восстанавливающее. Занятия в сенсорной комнате помогают поднять простые ощущения на уровне осознанного восприятия, стимулируя тем самым процессы саморегуляции Центральной Нервной Системы – психоэмоциональная сфера ребенка начинает ограждать себя от негативного воздействия стрессовых ситуаций.
Релаксация в этой комнате - это не только избавление от эмоционального негатива моих воспитанников и укрепление их нервной системы, но это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья, активизация умственных и творческих способностей.
Занятия в «сухом» бассейне способствуют избавлению от мышечной и эмоциональной напряженности. Во время «плавания» ребенок ощущает постоянный контакт кожи с шариками, тем самым, получает массаж всего тела. Идет стимуляция проприоцептивной (мышечное чувство, ощущение положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве) и тактильной (ощущение от прикосновения) чувствительности. Шарики в бассейне действуют как общий массаж, оказывая влияние на расслабление гипертонуса мышц и торможения гиперкинезов.
В работе отлично помогает зеркальное полотно, сухой душ, удобные комфортные мягкие модули, подушки, лампы, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение космичности происходящему, простор для воображения и необычный отдых.
Могу отметить, что системная работа по данной методике позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения, помогает справляться со стрессами, конфликтами, концентрировать внимание, тем самым, сохраняя психическое здоровье, предупреждая эмоциональные расстройства. Наши дети становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми, они лучше понимают инструкции, становятся более коммуникативными. Особенно данная методика идет на пользу гиперактивным детям и непоседам. Релаксационные упражнения позволяют ребёнку овладеть навыками саморегуляции и сохранить более ровное эмоциональное состояние.
Неотъемлемой частью моей работы является работа с родителями. Формы работы с родителями :
Родительские собранияФормы работы с педагогами :
Круглые столыШПМ
ПрактикумыМастер-класс
Ток- шоуПедагогические практикумы
БрифингиДеловые игры
КоучингПедагогические гостиные.
ЛекторииМозговой штурм
Совместные проекты
Выпуск информационных буклетов
Мониторинг развития детей на конец учебного года, средний балл составил – 2,7 балла, высокий уровень развития эмоционально-личностной сферы показали 59% ребят.
Вывод: Таким образом, использование методарелакс-терапии в системе коррекционной работы с детьми с ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ способствует повышению качества дошкольного образования через формирование эмоциональной стабильности, социализации и адаптации их в обществе, а это благотворно влияет на успешное формирование личностной готовности детей к школьному обучению
Литература
1. Копытин А. И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. М: «Психотерапия». 2011г.
2. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. –М. : АРКТИ, 2006
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. СПб. : Речь, 2007. 136 с.
4. Писарева Е. В. Роль психологических здоровьесберегающих технологий в повышении качества образования https://miapp.ru/sno/poleznoe/school_psychologist/1804-.html
5. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. – М. : Прогресс, 1993. – 368 с.
6. Сизанов А. Н. Педагогические инновации в научном обеспечении учебно-воспитательного процесса и роль педагогической общественности в успешности их реализации. https://vashpsixolog.ru
7. Евтушенко С. Г. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья //Справочник старшего воспитателя. 2009. № 5. с. 57.