Зрелякова Елена
Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить представления педагогов об особенностях организации образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
Структура индивидуального образовательного маршрута.
В основе инклюзивного образования лежит идея о том, что все дети – субъекты с различными образовательными потребностями. Инклюзивное образование направлено на разработку таких педагогических подходов, которые обеспечат гибкость образовательной деятельности для удовлетворения этих различных образовательных потребностей, тем самым повышается эффективность обучения и воспитания. Зарубежная практика инклюзивного образования убеждает в следующем: если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети, а не только дети с особыми потребностями. Соответственно создание психолого-социальных условий сопровождения дошкольников инклюзивной практики зависит от двух важных факторов:
Публикация «Организация образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Насколько социальная среда будет поддерживать развитие ребенка и предоставлять необходимые ресурсы познавательного, физического, социального и эмоционального развития.
2. Насколько дети с ОВЗ и их нормально развивающиеся сверстники готовы и способны к продуктивному взаимодействию.
Немаловажен тот факт, что совместное воспитание должно оказывать положительное влияние не только на детей с ОВЗ, но и на нормально развивающихся сверстников, способствуя всестороннему развитию как одних, так и других. Таким образом, инклюзивное образование исключает доминирование интересов одной группы детей над другой.
Наши зарубежные коллеги, на сегодняшний день имеющие опыт инклюзии значительно более 10 лет, ориентируются на принципы инклюзивного образования :
• ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
• каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
• каждый человек способен чувствовать и думать;
• все люди нуждаются друг в друге;
• подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников, в тесных социальных контактах, в приобретении опыта построения позитивных взаимоотношений. Инклюзия увеличивает степень участия каждого ребенка во всех аспектах жизни детского сада, а значит, направлена на снижение степени изоляции детей. Инклюзия направлена на выявление не того, в чем дети отличаются, а того, в чем они похожи.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать. Инклюзия касается всех детей детского сада, а не только тех из них, которые имеют трудности в развитии.
Современное российское образование исходит из того, что инклюзивное образование детей с особыми образовательными потребностями предполагает взаимодействие качества обучения и качества жизни всех детей. Это образование, ориентированное на развитие ребенка в условиях сотрудничества субъектов образовательных отношений.
С 1 сентября 2013 года в образовательных организациях реализуется право на совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников согласно закону «Об образовании в Российской Федерации».
В российском образовании уже некоторое время находит свою реализацию идея интеграции. Но сейчас приоритет за инклюзией. Разница между этими понятиями в основных чертах такова. Задача интеграции – ввести индивида в общество с подходящей ему помощью и поддержкой. Тот, кто интегрируется, вводится в общество, в то время как при «включении» все члены общества без исключения рассматриваются с самого начала как таковые и со временем взаимодействуют одинаково, невзирая на отличия. Требуется только помочь индивиду в повседневной деятельности.
Инклюзивное образование предполагает :
• изучение потребностей ребенка;
• определение того, какая помощь должна быть оказана, чтобы он мог успешно развиваться и достигать образовательных результатов;
• создание условий для реализации особых образовательных потребностей ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования в ДОО социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей. Образовательная программа ДОО приобретает направленность на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему социализации и индивидуализации детей.
Согласно ФГОС ДОО инклюзивное образование должно быть направлено на обеспечение коррекции нарушений различных категорий детей с ОВЗ, оказание им квалифицированной помощи в освоении программы, их всестороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
Задача современного детского сада состоит не только в том, чтобы приспособить свою деятельность к ребенку с ОВЗ, но главным образом – перераспределить ресурсы так, чтобы все дети получили возможность принимать посильное участие в образовательной деятельности и находить пути преодоления трудностей.
Каковы же условия организации сопровождения специалистов детей с ОВЗ?
В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые учитывают образовательные потребности и особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, в системе образования происходит переосмысление содержания коррекционной работы.
Целью психологопедагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в современном образовательном процессе является обеспечение оптимальных условий для адаптации, обучения, воспитания и развития ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей, социально-психологическое содействие семьям, имеющим детей с ОВЗ. реализация которой предполагает достижение комплекса задач:
• изучение личности ребенка и его родителей, системы отношений;
• анализ мотивационной сферы ребенка и членов его семьи;
• помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психологопедагогической компетентности (психологической культуры) обучающихся, родителей, педагогов.
В контексте обозначенных задач психологопедагогическое сопровождение реализует основные направления:
• профилактика;
• диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
• консультирование (индивидуальное и групповое);
• развивающая работа (индивидуальная и групповая);
• коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
• психологическое просвещение и образование : формирование психологической культуры, развитие психологопедагогической компетентности всех участников образовательного процесса;
• экспертиза (образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений).
Основные этапы процесса психологического сопровождения включают в себя:
1 этап.
• Диагностическое сопровождение ребенка и его семьи.
• Установление контакта со всеми участниками сопровождения ребенка.
• Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка, профилактика отклонений психического развития.
• Определение модели воспитания, используемого родителями, и диагностика их личностных характеристик (составление социально- психологической карты семьи).
2 этап.
• Реализация индивидуальной программы и групповых занятий.
• Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультации, беседы, обсуждение).
• Просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребенком.
• Психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы.
• Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми
• Разработка рекомендаций, определение максимальной индивидуальной нагрузки с учетом психофизических особенностей.
3. этап.
• Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.
Принципы работы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям и родителям.
2. Гуманно-личностный через уважение и любовь к ребенку и формирование позитивной концепции «Я- концепции»
3. Принцип комплексности – данный принцип подразумевает комплексное решение проблем детей
4. Принцип деятельностного подхода с учетом вида деятельности ребенка личностно-значимого для него.
5. Принцип конфиденциальности.
В работе с детьми с ОВЗ используется технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками
Методы и формы работы используемые с детьми с ОВЗ:
• сказкотерарпия,
• игротерапия,
• релаксация,
• песочная терапия,
• психогимнастика,
• арт-терапия
Потребность в создании системы психологомедикопедагогического сопровождения образовательного процесса возникает в ситуации увеличения детей с ограниченными возможностями здоровья и необходимости их интеграции в естественную социальную среду, осуществить которую способен психологомедикопедагогический консилиум ДО (ПМПк ДО). ПМПк ДО призван рассматривать личность ребенка с учетом всех ее параметров: психологического и психического развития, социальной ситуации развития, состояния здоровья, характера предъявляемых требований, оптимальности педагогических воздействий. Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (Приказ 27/9016 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определена деятельность консилиума и перечень необходимой документации. Основное требование к его деятельности – понимание всеми специалистами, работающими в составе ПМПк, задач и стратегий развивающей и коррекционной работы, чёткая согласованность их действий в работе консилиума.
Литература:
1. ВладимирскаяО. Д. Индивидуальное учение: образовательнаяпрограмма / О. Д. Владимирская. - Санкт-Петербург : НОУ «Экспресс», 2009. - 27 с
2. Логинова, Ю. Н. Понятие индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной траектории и проблема их проектирования //Методист. - 2006. - № 9. - с. 4-7.
3. Сергеева К. А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Материалы российского форума «Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения» 20-21 сентября 2010 г. - СПб, 2010.
4. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб. : Питер, 2008. - С. 192
5. Усанова О. Н. Специальная психология. - СПб. : Питер, 2006. -