Хажиева Лилия
Консультация «Работа с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с родителями»
Ребенок подрастает и поступает в детский сад. Теперь в его окружении появляются новые люди – взрослые и дети. И от того, как встретят ребенка взрослые, новые для него люди, от их стараний и усилий зависит эмоциональный комфорт и защищенность малыша, его своевременное развитие, умение общаться со сверстниками и взрослыми. Чтобы найти контакт с родителями, нужно чувствовать меру своей ответственности, знать, что в детском саду душа должна быть нараспашку у каждого, начиная от сторожа, заканчивая заведующим. Когда педагог настроен именно на положительное общение, позитива будет больше.
Публикация «Консультация „Работа с родителями“» размещена в разделах
Исторически сложилось так, что педагог представляется нам мрачным, неэмоциональным человеком среднего рода. Но ребёнок не будет уважать, и любить человека, который ему непонятен и неприятен. Поэтому в каждой воспитательнице, должна быть прежде всего женщина, немножко мама.
«Влюбите в себя родителей и детей. Конечно, это непросто. Но если вы это сделаете, то какие – то мелкие промахи родители вам простят обязательно»
Когда человек не может скрыть своё плохое настроение. Свою раздражительность или он имеет обыкновение вымещать негативные эмоции на других, он должен уйти из детского сада, потому что здесь воспитывает всё : и поведение, и внешний вид, здесь даже полы нужно мыть с душой. Общая аура, которая создается в детском саду. Зависит от настроения всего коллектива.
Современная семья грамотна, хорошо образованна. Молодые мамы и папы часто пользуются интернетом, знакомятся с подходами и методиками воспитания, в том числе с теми, которые до конца ещё не изучены, не апробированы.
С первой встречи надо дать понять родителям, что успех пребывания ребёнка в детском саду, его эмоциональное благополучие зависят от того, как мы будем сотрудничать. При поступлении в детский сад родителям даё тся максимум информации: рассказ о режиме дня, меню, консультационная помощь, беседы. Если родитель не замечает, что у ребёнка что-то не получается, приглашаем родителей на консультацию, обсуждаем несколько вариантов решения проблемы, и это поднимает уровень доверия к педагогу. Вовремя насторожить родителя, научить его сделать нужные шаги - тоже надо уметь. в Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Так как же привлечь родителей к работе в детском саду? Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определенная дисгармония. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать собственную точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Препятствовать же развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды — все это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому мы воспитатели должны проявить инициативу и понять, как взаимодействовать с каждой семьей. Очень важно использовать разнообразные виды деятельности, которые создают возможность для сотрудничества родителей и воспитателей. Учитывая, что у родителей в современном обществе нет лишнего времени, работу стараюсь организовать компактной, но эффективной.
Исходя из цели всего коллектива, я сформулировала свои цели и задачи так:
-Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.
-Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
- Обеспечить преемственности воспитания в семье и в дошкольном образовательном учреждении;
- Содействовать в возрождении и сохранении традиций народной педагогики;
- Оказывать помощь в овладении родителями психолого-педагогической культурой, гуманистическим подходом к ребёнку;
Педагог и родители – партнёры в общем важном и нелёгком деле – воспитании детей. Успешным партнёрство может быть только при наличии взаимоуважения, доброжелательности. Сотрудничество и сотворчество, в основе которых – вера в ребёнка, его возможности, - станут основными формами взаимодействия педагога с семьями воспитанников.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это помогло мне лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.
Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках; выпуск журналов и книг; посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.
Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволил выделить три группы родителей : Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательном-образовательном процессе. Родители– исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – критические наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали также». У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий. В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства.
В работе с родителями я использую активные формы и методы:
Традиционные:
-общие и групповые собрания
-Консультации
-Анкетирование
-Посещение на дому
-выставки детских работ- выставки работ при совместной работе родителей и детей
-Дни открытых дверей.
- Совместные праздники
Нетрадиционные:
-Презентации
-Семинары
-Занятия с участием родителей.
Первое родительское собрание я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, постаралась создать в группе атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе. С интересом родители относятся к презентации группы на мультимедийном проекторе.
К собраниям я готовлю выставку детских работ или фото стенд, где использую фотографии из жизни группы. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками. Большая работа с родителями была проведена мною при подготовке детей к школе: были проведены открытые занятия по ФЭМП, развитию речи, обучению грамоте, практикумы, тренинги «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу». В результате обогатился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.
Семья – это первый коллектив ребенка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между ее членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
В результате повысился уровень воспитательно - образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы. Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.