Ирина Геннадьевна Бобарыкина
Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество
▼ Скачать + Заказать документы
В ГБУСО КО «Центр «Детство» для детей и подростков с ОВЗ работаю с марта 2002 года в должности педагога СБО, с 2014г. в должности специалиста по коммуникации и педагога дополнительного образования.
Воспитанники нашего центра представляют группу детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, различные нарушения жизнедеятельности и особые познавательные потребности.
Публикация «Практические подходы к интеграции детей-инвалидов с особыми образовательными потребностями в современное общество» размещена в разделах
- Интеграция. Интегрированный подход к образованию
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
У основной части детей имеется тяжелое инвалидизирующее заболевание – детский церебральный паралич (ДЦП, которое проявляется в нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, психики, речи, зрения, слуха, умственной отсталости и других неврологических патологий различной степени тяжести, обусловленных органическими поражениями центральной нервной системы.
Это дети со значительными ограничениями жизнедеятельности, приводящими к социальной дезадаптации.
Проведенный в центре «Детство» анализ показал, что среди обследованных детей только 10% практически полностью способны к самообслуживанию, 50% - к неполному, 20% - к частичному. Полностью среди всех детей неспособны к самообслуживанию - 20%.
В плане сохранности интеллекта :
10% - имеют сохранный интеллект;
60% - частичные отклонения в развитии интеллекта;
30% - грубые нарушения интеллекта.
Одной из основных проблем этих детей, является проблема их адаптации к условиям существования в современном обществе и самому обществу в целом, т. е. социальная интеграция.
По литературным данным имеется два подхода к интеграции инвалидов в общество. Первый подход предполагает приспособление индивида к вхождению в общество, его адаптацию к имеющимся окружающим условиям.
Второй подход предполагает кроме подготовки инвалида к вхождению в общество также и подготовку общества к принятию инвалида [1]. Осуществление второго подхода к социальной интеграции инвалидов в настоящее время затруднено, т. к. предполагает совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим социальным субъектам, оказывается недоступной для таких детей.
Наш Центр является связующим звеном между ребенком-инвалидом и социумом, в котором оказывается каждый такой ребенок вне Центра.
Как педагог Социально-Бытовой Ориентировки определила основные цели работы: развивать необходимые умения и навыки самообслуживания, ориентировки в окружающей среде, общения, целенаправленного действия, обучить конкретным действиям по оказанию эффективной самопомощи.
Добиться максимального владения сохранными функциями с целью компенсации дефекта мешающего ребенку-инвалиду приспособится к условиям существования.
Способствовать наиболее полной адаптации детей к окружающей среде и интеграции их в современное общество.
Для осуществления этих целей изучила теоретико-методологические основы проведения занятий СБО, провела анализ соответствующей литературы, разработала собственную программу по СБО «Мастера и мастерицы», провожу систему занятий Социально-Бытовой Ориентировки соответственно программе.
А также оказываю консультативную и обучающую помощь родителям воспитанников центра.
Программа включает:
1. Систему диагностики
2. Все виды социальной адаптации:
- социально-бытовую адаптацию («Личная гигиена и охрана здоровья», «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена питания»);
- социально-средовую адаптацию («Торговля», «Посещение общественно-культурных мест», «Транспорт и ориентирование в городе», а также предприятия сферы обслуживания – «почта, сберкасса, химчистка, ремонтные мастерские».);
- социально-трудовую адаптацию («Кулинария», «Гигиена жилища и хозяйственно-бытовой труд»);
- социально-психологическую адаптацию («Культура общения и поведения», «Семья», «Безопасность жизнедеятельности»).
Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования.
Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
Исходя из проблем детей и опыта работы, одним из важнейших методов интеграции детей в современное общество считаю занятия по социально - бытовой ориентировке, на которых осуществляется целенаправленный процесс передачи социального опыта с учетом особенностей и потребностей детей - инвалидов при активном их участии и обеспечении адекватных для этого условий, в результате которого происходит включение детей во все социальные системы, структуры социума и связи.
Работая в этом направлении, в первую очередь провожу диагностический этап, выявляя особенности детей-инвалидов, наличие и уровень уже имеющихся навыков ориентировки в окружающей среде, понимание элементарных бытовых понятий и эмоционально—значимых ситуаций, степень тяжести дефекта анализаторных систем.
По окончании этапа диагностики провожу индивидуальные занятия, или формирую малые группы детей со сходными особенностями, адаптационными возможностями и согласно взаимоотношениям между детьми.
На занятиях СБО, прежде чем вывести детей в окружающий мир, идет большая подготовительная работа, которая подразделяется на несколько этапов:
1 Ознакомление с окружающим миром непосредственно в группе: проведение уроков согласно программе, с применением информационно-коммуникационных технологий, инновационных игровых технологий; рассказы и беседы с иллюстрацией сюжетных и предметных картинок, демонстрацией плакатов, натуральных бытовых предметов; практическая работа в условиях специально оборудованного кабинета.
2 Ознакомительные экскурсии: непосредственный выход в окружающую среду и наблюдение.
3 Обсуждение ознакомительных экскурсий, различных ситуаций, проигрывание ролевых и сюжетно-ролевых игр со сменой действующих лиц («Я в магазине», «Я в трамвае, автобусе», «Я в мастерской ремонта обуви» и т. д.).
4 Целенаправленный выход в окружающую среду (покупка разных товаров, сдача обуви в ремонтную мастерскую, оплата коммунальных услуг в сберкассе по квитанциям, проезд в городском транспорте, поиск нужного объекта на улице города, посещение кинотеатров, выставок, других общественно-культурных мест и т. д., при котором производится обучение действиям по подражанию, образцу, по словесной инструкции.
5 Самостоятельное взаимодействие ребенка-инвалида с окружающей средой под присмотром взрослого.
Учимся слушать, внимательно смотреть вокруг себя, знакомится с окружающим миром, развивая познавательный интерес, внимание, память, доброжелательное отношение к товарищам и взаимопомощь.
Особое внимание уделяется развитию пассивного и активного словаря, что в свою очередь способствует накоплению объема определенных знаний об окружающем нас мире, стимулирует умственное и сенсомоторное развитие. На всех этапах работы идет опора на сохранные анализаторы, компенсаторные возможности.
На занятиях Социально-Бытовой Ориентировки создается и поддерживается атмосфера доброжелательности, отмечаются все, даже самые незначительные успехи каждого ребенка. Это вызывает у детей чувство радости, уверенности в себе, психологической защищенности, что значительно повышает эффективность обучения, развития навыков, приобретения знаний и накопления социального опыта