МААМ-картинки

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха

Инна Владимировна Колодяжная
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы

Первой ступенью образования ребенка с ОВЗ является дошкольное образование. Это первоначальный уровень в непрерывной системе образования, на котором закладываются базовые знания. Полноценное образование для детей с ОВЗ означает, что для них должны быть созданы условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок познания окружающего мира, общения и социокультурного развития.

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха проводится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, консультативное. Педагогом-дефектологом совместно с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, разрабатывается адаптированная образовательная программа, вырабатываются стратегии и методы образовательной и воспитательной работы с ребенком, имеющим нарушения слуха.

Основными требованиями, определяющими содержание комплексной коррекционно-педагогической работы, являются:

1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.

2. Принцип коррекционной направленности всех видов деятельности ребенка-дошкольника.

3. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.

4. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.

5. Строгая последовательность и систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.

6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционно-педагогической работы всех специалистов.

7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.

В деятельности по коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации, физическом и психическом совершенствовании детей с нарушениями слуха используются принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики. Прежде всего, необходимо видеть в ребенке Личность, уважать его интересы, решения. Еще один базовый общепедагогический принцип – это постоянное профессиональное самосовершенствование, понимание современных тенденций обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и профессиональное соответствие им. Среди специальных принципов основными являются: принцип развивающего обучения, который реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения и учитывающий зону его ближайшего развития; принцип учета актуального и потенциального уровней развития ребенка, который предполагает оценку реальных возможностей ребенка и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации, который является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с нарушениями слуха. В основу образования дошкольников с нарушением слуха положена идея Л. С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка.

Личностно-ориентированная модель обучения, воспитания и развития реализуется через современные технологии: ИКТ, игровые, развивающие, здоровьесберегающие. Современные педагогические технологии предполагают использование инновационной и экспериментальной деятельности (ТРИЗ-технологии, метод проектов, мультимедийные технологии и др.). Проектная деятельность позволяет развивать у детей с нарушениями слуха самостоятельность, активность, инициативность, творческие и коммуникативные способности. Умения и навыки исследования, полученные в детских играх и в НОД, должны переноситься во все виды деятельности ребенка дошкольного возраста.

Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно для дошкольников с нарушениями слуха. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация (воспринимается детьми при помощи звукоусиливающей аппаратуры). Необхдимым является использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, кинезиологических упражнений и др. Активно используются коррекционно-развивающие игры: драматизации, арттерапии, сказкотерапии. Такие виды детской деятельности решают важные задачи поддержки особых детей: поднимают настроение, задают тонус, формируют навыки общения, способствуют созданию психологического комфорта.

Все специалисты разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Реализуются индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, проводятся коррекция поведенческих реакций, эмоционально-волевых нарушений, взаимоотношений в социальных группах.

Публикации по теме:

Фотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слухаФотоотчёт с утренника 8 Марта в группе детей с нарушением слуха Уважаемые девчата!Поздравляю Вас с праздником весны! Желаю любви, счастья, весеннего настроения! Праздник 8 Марта - это самый прекрасный.

Групповое психолого-педагогическое мероприятие с детьми с ОВЗ и их родителями Цель: формирование и развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ; Задачи: - развитие умения действовать по инструкции педагога.

Консультация «Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода» Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации междисциплинарного подхода в ДОО компенсирующего вида. Проблема.

Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха Методическая разработка на тему «Инклюзивное образование. Дети с нарушением слуха». Титульный слайд. Период дошкольного детства - очень.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Организация художественно-творческой деятельности с детьми с нарушением слуха В дошкольном детстве большое место занимает художественное творчество, имеющее неоценимое значение для всестороннего развития детей. Рисование.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

Педагогическое просвещение родителей дошкольников как компонент воспитательного потенциала семьи ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК КОМПОНЕНТ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ Казакова Е. Н. Влияние родителей и воспитателей.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Сценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слухаСценарий новогоднего утренника для детей с нарушением слуха В зале стоит нарядная ёлочка. В углу зала стоит домик Зайчика. Перед домом столик, стульчики. Звучит музыка. Дети "под дугой" легко бегут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха
Опубликовано: 22 мая 2020 в 12:44
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха» (включая файлы) размещена пользователем Инна Владимировна Колодяжная в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД