Инна Владимировна Колодяжная
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха
▼ Скачать + Заказать документы
Первой ступенью образования ребенка с ОВЗ является дошкольное образование. Это первоначальный уровень в непрерывной системе образования, на котором закладываются базовые знания. Полноценное образование для детей с ОВЗ означает, что для них должны быть созданы условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок познания окружающего мира, общения и социокультурного развития.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушением слуха» размещена в разделах
- Нарушение слуха. Обучение детей с нарушением слуха
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка дошкольного возраста с нарушением слуха проводится по следующим направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, аналитическое, консультативное. Педагогом-дефектологом совместно с воспитателями, педагогом-психологом, учителем-логопедом с учетом особенностей ребенка, составляется план индивидуального развития, разрабатывается адаптированная образовательная программа, вырабатываются стратегии и методы образовательной и воспитательной работы с ребенком, имеющим нарушения слуха.
Основными требованиями, определяющими содержание комплексной коррекционно-педагогической работы, являются:
1. Единство коррекционных, образовательных и воспитательных задач.
2. Принцип коррекционной направленности всех видов деятельности ребенка-дошкольника.
3. Развивающий характер работы и формирование качеств личности ребенка. Принцип максимального выявления и использования резервов психического развития дошкольников.
4. Развитие познавательной активности и самостоятельности. Опора на личный опыт детей.
5. Строгая последовательность и систематичность в закреплении сформированных умений и знаний. Доведение умений до автоматизированных навыков на каждой ступени обучения.
6. Разнообразие и вариативность дидактического материала и приемов коррекционно-педагогической работы всех специалистов.
7. Применение принципа деятельностного подхода, активное использование различных видов, особенно ведущего вида деятельности в общеразвивающих и коррекционных целях.
В деятельности по коррекции нарушений в развитии, социальной адаптации, физическом и психическом совершенствовании детей с нарушениями слуха используются принципы как общей, так и коррекционной дошкольной педагогики. Прежде всего, необходимо видеть в ребенке Личность, уважать его интересы, решения. Еще один базовый общепедагогический принцип – это постоянное профессиональное самосовершенствование, понимание современных тенденций обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями и профессиональное соответствие им. Среди специальных принципов основными являются: принцип развивающего обучения, который реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка в специально созданной социальной ситуации его ближайшего окружения и учитывающий зону его ближайшего развития; принцип учета актуального и потенциального уровней развития ребенка, который предполагает оценку реальных возможностей ребенка и его способности к обучению, реализуемые в сотрудничестве со взрослым; принцип взаимосвязи коррекции и компенсации, который является одним из ведущих при разработке коррекционно-педагогических технологий и индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку с нарушениями слуха. В основу образования дошкольников с нарушением слуха положена идея Л. С. Выготского о главенствующей роли социальной компенсации физического или сенсорного недостатка.
Личностно-ориентированная модель обучения, воспитания и развития реализуется через современные технологии: ИКТ, игровые, развивающие, здоровьесберегающие. Современные педагогические технологии предполагают использование инновационной и экспериментальной деятельности (ТРИЗ-технологии, метод проектов, мультимедийные технологии и др.). Проектная деятельность позволяет развивать у детей с нарушениями слуха самостоятельность, активность, инициативность, творческие и коммуникативные способности. Умения и навыки исследования, полученные в детских играх и в НОД, должны переноситься во все виды деятельности ребенка дошкольного возраста.
Использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно для дошкольников с нарушениями слуха. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация (воспринимается детьми при помощи звукоусиливающей аппаратуры). Необхдимым является использование здоровьесберегающих технологий: дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики, самомассажа, кинезиологических упражнений и др. Активно используются коррекционно-развивающие игры: драматизации, арттерапии, сказкотерапии. Такие виды детской деятельности решают важные задачи поддержки особых детей: поднимают настроение, задают тонус, формируют навыки общения, способствуют созданию психологического комфорта.
Все специалисты разрабатывают и реализуют индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения слуха, которая позволяет наметить индивидуальную траекторию развития ребёнка. Реализуются индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, проводятся коррекция поведенческих реакций, эмоционально-волевых нарушений, взаимоотношений в социальных группах.