Папки-передвижки

Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста

Юдеева Оксана
Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшого дошкольного возраста

Охрана жизни ребенка является приоритетной задачей системы дошкольного образования, реализация которого способствует сохранению и укреплению здоровья детей, дает толчок к его формированию и восстановлению. Именно в этом возрасте у ребенка формируются основы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Безопасность жизнедеятельности ребенка - это формирование у него сознательного отношения к сохранению личной жизни, здоровья путем предоставления теоретических знаний, практических умений, упражнений в практических ситуациях.

Итак, образовательный процесс в ДОУ должен быть ориентирован на формирование безопасного поведения дошкольников в досуге, среди людей, предметов природы, что на современном этапе является очень актуальным.

Актуальность проблемы заключается в том, что, согласно исследованиям психолого-педагогической науки, познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия предметной среды. Малыш тянется к предметам, вещам, окружающих его, но в этом может скрываться опасность для его здоровья и даже жизни. Исходя из того, что с каждым годом увеличивается количество травмированных детей вследствие несостоявшихся навыков пользования предметами, вещами, поведения с незнакомыми людьми, в естественной окружающей среде и в различных ситуациях, возникла необходимость в системной работе с дошкольниками, чтобы выработать в их сознании стереотипы безопасности в жизненной среде.

Безопасность для старшего дошкольного возраста – это не заучивание правил, а формирование безопасного образа жизни – он учится правильно существовать в огромном мире, познавая его; избегать опасностей, а не провоцировать их. Поэтому очень важно, чтобы с самого раннего детства ребёнок грамотно обучался безопасности. Подготовку человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача педагогов и родителей, по мнению Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает, что задача взрослых научить ребенка дошкольного возраста осознанно действовать в той или иной обстановке, воспитать у дошкольников самостоятельность и ответственность, чтобы в опасные моменты своей жизни, они всегда могли адекватно действовать, и, столкнувшись с опасной ситуацией, дети не начинали ее решать методом проб и ошибок, а умели находить быстрое решение проблемы с наименьшим ущербом для здоровья. В настоящее время вопрос безопасности является важной составляющей образовательной области "социально-коммуникативное развитие".

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что ряд ученых, Б. А. Мишин, В. Н. Сапронов, А. Е. Смирнов и др., акцентируют внимание на то, что существует необходимость поиска новых методов и приемов педагогической работы по формированию у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. Необходимость формирования ценностей здорового образа жизни продиктована современной экологической ситуацией, ухудшением состояния здоровья детей. Человек постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, поэтому не менее важно и формирование у ребенка бережного отношения к природе и ее обитателям.

Специалистам разных научных направлений отмечается, что у большинства людей отсутствуют навыки правильного поведения в различных угрожающих и чрезвычайных ситуациях (Н. А. Едимская, Г. А. Казанцев, М. А. Котик, Л. А. Михайлов, Ю. Н. Мотин, В. И. Немсадзе, С. А. Проскурин, В. П. Соломин, И. А. Щеголев и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, и начинать необходимо с дошкольного возраста (Н. Н. Авдеева, А. А. Баранов, Г. Казанцев, Т. С. Грядкина, В. Г. Каменская, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) [2;13;11].

Многие теоретики и практики утверждают, что подготовить ребенка к умению находить выход из чрезвычайных ситуаций, опасных для жизни и здоровья, возможно только сформировав у него систему знаний об основах безопасности жизнедеятельности человека и общества, усвоив практические навыки охраны жизни и здоровья. (Н. К. Иванова, И. Я. Лесгафт, Л. Г. Татарникова, З. И. Береснева, Н. Н. Подъяков). Каждый человек – и взрослый, и ребенок – в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации. Даже самая обычная обстановка станет опасной, если не знать правил поведения в лесу, парке, на улице. В таких ситуациях самыми беззащитными оказываются дошкольники, которым присущи подвижность, непоседливость, любознательность [12; 15; 6.]

Следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической проблемой, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения. Для обеспечения целенаправленности образовательного процесса важным является целевой ориентир в педагогической деятельности.

Анализ концептуальных, нормативно-правовых и программно-методических документов позволяет разработать портрет грамотного ребёнка по безопасности жизнедеятельности на этапе завершения дошкольного образования.

Составляя характеристику ребёнка старшего дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности можно выделить следующие его особенности:

• Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Выделяет элементарные социальные нормы как правила своего поведения, в том числе в соответствии с гендерными эталонами. Замечает и негативно относится к их несоблюдению. Соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях: дорожного движения (переходит улицу в указанном месте в соответствии с сигналами светофора, не ходит по проезжей части дороги, знает некоторые дорожные знаки и их назначение); не играет с огнем, в отсутствие взрослых не пользуется электрическими приборами, не трогает без разрешения острые, колющие и режущие предметы. Может в случае необходимости самостоятельно набрать телефонный номер службы спасения. Владеет некоторыми способами безопасного поведения в современной информационной среде (включает телевизор для просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра согласовывает со взрослым; включает компьютер для конкретного занятия, содержание и продолжительность которого согласовывает со взрослым). Соблюдает предусмотрительность и осторожность в незнакомых и сложных ситуациях, при встрече с незнакомыми людьми. Правильно (безопасно) организует собственную двигательную активность и совместные движения и игры со сверстниками в группе и на улице. Имеет широкий диапазон нравственных представлений о моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные моральные понятия (четыре-пять). В большинстве случаев правильно раскрывает их содержание. Не использует (или использует в единичных случаях) в речи слова «плохо (плохой)- хорошо (хороший)», «добрый» - «злой», употребляя вместо них в большинстве случаев более дифференцированную морально-оценочную лексику (например, «скромный»- «нескромный», «честный» - «лживый» и др.). В большинстве случаев положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения. Приводит несколько примеров (более трех) нравственного (безнравственного) поведения из жизни, кино, литературы и др. Нравственно-ценные знания отличаются устойчивостью и прочностью. В подавляющем большинстве случаев совершает положительный нравственный выбор (воображаемый). Совершает реальный положительный нравственный выбор в ситуациях с участием близких людей, друзей и т. д. В практике общения и взаимоотношений в большинстве случаев соблюдает нормы и правила поведения со взрослыми и сверстниками, совершает нравственно-направленные действия (принес стул и предложил сесть уставшей воспитательнице, поднял и подал няне выроненную из рук вещь, утешил обиженного сверстника и т. д.). Соблюдает правила культурного обращения с книгой, поведения в библиотеке (книжном уголке, коллективного чтения книг.

• Физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками. Освоил правила поведения в быту, природе, на улице и в транспорте, которые раскрывают безопасность жизнедеятельности. Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки и соблюдает правила здорового образа жизни (не ходить в мокрой обуви, влажной одежде; оберегать глаза от травм, яркого солнца, попадания пыли, песка и др.). Имеет представления о правилах здорового образа жизни и может рассказать о них.

• Любознателен, активен. Задает вопросы морального содержания.

• Эмоционально отзывчивый. Радуется или огорчается по поводу состояния своего здоровья, здоровья других.

• Овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Оказывает помощь другому (взрослому, ребенку, в том числе обучающую.

• Имеет первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе. Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе, способах поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, современной информационной среде, оказания самопомощи и помощи другому человеку. Сформированы предпосылки экологического сознания в виде представлений о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций, освоения правил безопасного для окружающего мира природы поведения; осторожного и осмотрительного отношения к окружающему миру природы. Называет в типичных и нетипичных ситуациях свои имя, отчество, фамилию, полный возраст, полный адрес. Имеет представление о различных видах труда взрослых, связанных с обеспечением безопасности и охраны жизни и здоровья людей.

• Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. При напоминании взрослого проявляет осторожность и предусмотрительность в незнакомой (потенциально опасной) ситуации. Ситуативно выполняет правила безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников, не распугивать птиц, не засорять водоемы, не оставлять мусор в лесу, парке, не пользоваться огнем без взрослого). Требует от других (детей и взрослых) соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Ситуативно предлагает помощь другому в стандартной опасной ситуации.

• Овладел необходимыми умениями и навыками. Обслуживать себя (мыть руки, чистить зубы, умываться, обтираться (с помощью взрослого, мыть уши, причесывать волосы, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой и др.); определять состояние своего здоровья (здоров или болен, а также состояние здоровья окружающих, называть и показывать, что именно болит (какая часть тела, орган); различать полезные и вредные для здоровья продукты питания, разумно употреблять их; соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх спортивном зале; выбирать одежду и обувь, соответствующую погоде. Самостоятельно поддерживать порядок в группе и на участке.

• Овладел универсальными предпосылками учебной деятельности. Действует по инструкции взрослого в стандартной опасной ситуации.

Деятельность ребенка в условиях обогащенной среды позволяет проявлять любознательность, пытливость, познавать окружающий мир без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. В условиях активизирующей развивающей среды ребенок реализует свое право на свободу выбора деятельности. Он действует, исходя из своих интересов и возможностей, стремится к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию. В таком подходе к организации детской деятельности заложен механизм саморазвития, самореализации растущего человека [11].

В старшем дошкольном возрасте все виды деятельности осуществляются в соответствии с осознаваемой ими (в большей или меньшей степени) целью, возникают достаточно устойчивые познавательные интересы. Но не стоит забывать о том, что от дошкольников еще нельзя ожидать самостоятельных правильных решений в том или ином случае. Безопасному поведению должны обучить.

Что же должен учитывать педагог?

Вся работа по обучению детей безопасному поведению должна вестись с учетом следующих основных факторов:

• Она не должна ограничиваться только обучением детей нормам и правилам поведения. Их надо также обучать осмотрительности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.

• Максимальный эффект достигается, если учебно-воспитательная работа ведется одновременно в трех направлениях: детсад - дети - родители.

• Следует учитывать особенности детской психики, ее повышенную уязвимость. Поэтому недопустимо применение так называемой «шоковой» терапии с акцентом на страшные последствия пожаров, наводнений и т. Такой подход может травмировать психику ребенка, привести к стрессам, тревогам, фобиям, страхам и даже устойчивым неврозам.

Важное значение имеет и психологическая готовность детей к восприятию соответствующей информации об опасности и практических действиях в чрезвычайных ситуациях. Работая с дошкольниками, важно учитывать присущие им «возрастные» страхи, вызванные высокой эмоциональностью, малым жизненным опытом и богатым воображением детей. Углубляя знания детей об окружающем, мы будем формировать в них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться. Если жизненная ситуация не содержит в себе элементов неожиданности и понятна малышу, безосновательные страхи не возникнут.

Принципы организации образовательно-воспитательной работы с детьми:

• Принцип систематичности. Работа по безопасности жизнедеятельности должна проводиться систематически в течение учебного года по гибкому распределению содержания в соответствии с возрастом и возможностью детей. В течение недели следует планировать для каждой возрастной группы обработку определенной темы, например: «Наши помощники», «Я - Неболейка», «Я и другие», «Красота и уют в доме», «Один дома», «Безопасность на воде» и др.

В недельном плане невозможно предусмотреть все ситуации, которые касаются безопасности и возникают спонтанно, поэтому педагог в течение дня ненавязчиво предостерегает малышей, метко использует художественное слово, привлекает внимание детей к возможным опасностям, предлагает сюжеты для игр, формируя, таким образом, умения и навыки безопасной жизнедеятельности детей.

• Принцип учета условий проживания. Известно, что городские и сельские дети имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у маленьких горожан меньше сформированы навыки поведения в лесу, на водоемах и тому подобное. И, наоборот, сельские жители хуже ориентируются в правилах поведения в городском транспорте, на улице. От условий проживания зависит и понимание ребенком источников опасности. Так, ребенок, растущий в селе, с меньшей опаской относится к незнакомцам, а потому вероятно может попасть в опасную ситуацию. Поэтому мы должны строить образовательный процесс так, чтобы компенсировать детское незнание правил поведения в непривычных условиях и обогатить их опыт.

• Принцип интеграции. Безопасность - это не просто сумма усвоенных детьми знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях, выбирать «здоровую» пищу, не создавать конфликты, в общем, взаимодействовать с окружающей средой. Поэтому тему безопасности стоит интегрировать с другими, предлагать детям применять свои знания правил безопасности в различных видах деятельности: изобразительной, театрализованной, игровой, физической, трудовой.

• Принцип взаимодействия детского сада и семьи. Формирование у ребенка дошкольного возраста сознательной позиции безопасного поведения в окружающей среде базируется на положительных примерах взрослых. Поэтому нам следует уделить особое внимание работе с родителями, убедить их, что нельзя требовать от ребенка выполнения любого правила, если близкие ему взрослые сами не всегда ими руководствуются.

Различия в требованиях к ребенку со стороны родителей дома и воспитателей в детском саду могут вызвать у ребенка чувство обиды, смущение и даже агрессии. Поэтому наша задача - заинтересовать родителей перспективами дальнейшего развития детей, сделать их своими единомышленниками.

Педагогами и психологами доказано, что формирование сознательного опыта ребёнка происходит «в его событии со взрослыми, в котором возникают и смыслы, и средства его самостоятельной деятельности». Поэтому должны учитываться функции взрослых как организаторов процесса передачи опыта, способов поведения. Эти функции реализуются и целенаправленно, и стихийно. Родители более склонны к стихийной форме организации такого процесса (односторонней, не последовательной, не систематической). Вместе с тем роль семьи в деле воспитания и обучения детей огромна и неоценима, когда речь идёт об их жизни и здоровье. Родители могут целенаправленно организовать процесс воспитания и обучения своих детей. Это возможно в том случае, когда они задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своём ребёнке, осознанно изучают литературу, консультируются со специалистами. Однако, существующая практика, сложившаяся в современной семье, не способствует активному освоению опыта безопасности жизнедеятельности дошкольниками. Использование запрета как основного средства воспитания безопасного поведения детей не решает данную проблему. Дошкольное учреждение призвано оказать семье постоянную действенную помощь в воспитании детей с учётом их возраста и особенностей семейного воспитания. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание, так как разные требования, предъявляемые детям в дошкольном учреждении и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию.

Открытым остается вопрос, целесообразно ли говорить с детьми дошкольного возраста о возможных трагических последствиях несчастных случаев, о смерти сверстников. Однозначного отношения к этой мысли ни среди педагогов, ни среди родителей нет. Решать это нужно в каждом конкретном случае, учитывая уровень развития детей, их индивидуальные особенности, возможности взрослых. Необходимо помнить, обучая детей безопасному поведению, важно не запугать их, не сломать их естественную любознательность и заинтересованность окружающим миром. Главное правило для воспитателей и родителей - не пугать детей возможной опасностью, а воспитывать разумную осторожность. Преимущество в образовательно-воспитательном процессе предоставлять интересным доверчивым беседам, разговорам, моделированию и анализу определенных ситуаций, дидактическим и сюжетно-ролевым играм.

Больше внимания нужно уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение определенных навыков поведения, опыта, самостоятельного поиска выходов из сложных ситуаций, обучению принимать взвешенные, продуманные решения. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Заключение

В ходе анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что вопрос формирования основ безопасности в природе у детей старшего дошкольного возраста в условиях детского сада является актуальным и на сегодняшний день, хотя в истории дошкольного образования вопрос безопасности детей рассматривался исследователями еще в середине XIX века.

Под культурой безопасности жизнедеятельности ребенка ученые подразумевают совокупность трех компонентов: информационный компонент – знания о безопасности жизнедеятельности человека ("Я знаю правила безопасности жизнедеятельности"); поведенческий компонент – умение действовать в проблемных ситуациях ("Я умею использовать правила безопасности жизнедеятельности"); эмоционально-волевой компонент – правильно реагировать на проблемные ситуации, осознанное отношение к жизни и здоровью человека ("Я хочу следовать правилам безопасности жизнедеятельности").

Можно выделить наиболее значимые психолого-педагогические условия приобщения детей старшего дошкольного возраста к правилам безопасного поведения:

1. Повышение компетентности педагогов по проблеме формирования безопасного поведения у дошкольников.

2. Создание предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающей эффективность образовательного процесса.

3. Совокупность форм, методов и средств, направленная на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающая успешное решение задач образовательного процесса.

4. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи, направленное на формирование безопасного поведения детей.

Целенаправленная педагогическая деятельность по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при реализации следующих педагогических условий: использовании разнообразных форм, методов и средств, направленных на формирование безопасного поведения детей и обеспечивающих успешное решение задач образовательного процесса; при взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи; при создании предметно-пространственной развивающей среды, отвечающей современным требованиям и задачам формирования безопасного поведения детей, обеспечивающим эффективность образовательного процесса.

Публикации по теме:

Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания»Дистанционная педагогическая конференция «Педагогические методы формирования сознания» Педагогические методы формирования сознания. Методы воспитания - это способы педагогической работы, при помощи которых целенаправленно.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Умеющий говорить, умеет мыслить. (аспекты речевого развития детей младшего дошкольного возраста) Младший дошкольный возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов, поэтому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 ноября 2020 в 15:18
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты формирования ОБЖ у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юдеева Оксана (УИ 1709764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД