Светлана Кабалалиева
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования
Широкий круг гуманитарных наук занимается проблемой готовности, и для каждого из них понятие «готовность» может включать в себя нечто общее или иметь различия.
Публикация «Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования» размещена в разделах
Подготовка детей к школе – это сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего школьника, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе приводит к отставанию в развитии других, а в дальнейшем к трудной адаптации к школе и возможным психологическим проблемам у ребенка.
Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д. Б. Эльконин на первое место поставил формирование необходимых предпосылок для учебной деятельности. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения между ребенком и взрослым, которую Е. Н. Лункина назвала «внеситуативным и личностным общением». В то же время взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.
Большое значение имело введение Л. И. Божович понятия «внутренняя позиция ребенка», которое призвано интегрировать все изменения в личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.
В работах Е. Е. Кравцовой при описании психологической готовности детей к школе основной акцент делается на роли общения в развитии ребенка. Выделяют такие сферы, как: отношение к сверстникам и к самому себе, уровень развития, который определяет степень готовности к школе. Все исследования признают тот факт, что школьное образование будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые развиваются и совершенствуются в учебном процессе.
В существующем многообразии психолого-педагогических теорий можно выделить то, что является общим для большинства всех исследований – это три критерия готовности к школе : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Также необходимо выделить мотивационный критерий.
На современном этапе большое значение приобретает мотивационная составляющая проблемы готовности к школе.
Значительный вклад в изучение этой проблемы внес Л. И. Божович, который выделил две группы учебной мотивации: широкие социальные мотивы обучения и мотивы, связанные с учебной деятельностью.
В работах О. О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У дошкольников с различными типами отношения к школе в структуре мотивационной готовности к школе доминируют различные типы мотивов.
Формирование положительного отношения к школе и педагогических мотивов является одной из важнейших задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению Н. И. Гуткиной, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:
1) формирование у детей реальных представлений о школе и учебе;
2) формирование благоприятного отношения к школе;
3) формирование положительного опыта обучения.
Для решения этих задач можно использовать различные методы работы: рисование школы и игра в нее, экскурсии в школу, рассказы о школе, разглядывание картинок, отражающих школьную жизнь, и разговоры о ней, чтение рассказов и заучивание стихов о школе и преподавании.
Кроме того, Е. Е. Кравцова в своих исследованиях рассматривает три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игр:
1) с помощью игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, что важно для понимания учебной задачи и правильного понимания позиции и профессиональной роли воспитателя;
2) игра по правилам корректирует недостаточно развитое общение и взаимодействие с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и косвенными заданиями, потому что они привязаны к своей позиции и не могут смотреть на ситуацию «другими глазами»;
3) с помощью режиссерской игры можно скорректировать определенное отношение к себе (неадекватно завышенная или заниженная самооценка).
Зачастую готовность к обучению в школе означает лишь определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка. Так, совокупность показателей готовности детей к обучению в школе можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе психологическая) готовность.
Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу –овладение письменной речью, которая возникает на основе устной речи и представляет собой более высокую ступень речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без относительно высокого уровня развития устной речи, развития вербальной памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, логического мышления и определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачами психического воспитания являются формирование всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к осуществлению всех видов детской деятельности, в формировании различных способностей дошкольника.
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает полноценное физическое воспитание. Современная наука располагает объективными данными, указывающими на роль двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья.
Психологическими исследованиями А. В. Запорожца доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения. Современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным снижением их двигательной активности. Поэтому важно правильно организовать двигательный режим в дошкольных учреждениях, учитывающий положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на здоровье и физическое развитие дошкольников. Одним из основных моментов при переходе на качественно новый уровень является психологическая готовность к учебной деятельности.
Таким образом, в исследовании можно опираться на положение, которое подчеркивается в работах Л. И. Божовича, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского, что обучение ведет к развитию, в то время как однозначного соответствия между обучением и развитием нет [9, c.117], [64, c.94]. Вслед за В. А. Сластениным можно определить, что готовность – это совокупность качеств конкретного человека, обеспечивающих успешность в реализации профессионально значимых функций [57, c. 307].
Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном плане, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.
Учебная деятельность требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий. Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» является сложным, многогранным и охватывает все сферы школьной жизни.
Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе» является сложным и многогранным явлением. Учебная деятельность в школе требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий.
Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Недостаточное формирование хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку быть полностью подготовленным к школе.