Папки-передвижки

Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования

Светлана Кабалалиева
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования

Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования

Широкий круг гуманитарных наук занимается проблемой готовности, и для каждого из них понятие «готовность» может включать в себя нечто общее или иметь различия.

Публикация «Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования» размещена в разделах

Подготовка детей к школе – это сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего школьника, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе приводит к отставанию в развитии других, а в дальнейшем к трудной адаптации к школе и возможным психологическим проблемам у ребенка.

Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д. Б. Эльконин на первое место поставил формирование необходимых предпосылок для учебной деятельности. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения между ребенком и взрослым, которую Е. Н. Лункина назвала «внеситуативным и личностным общением». В то же время взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Большое значение имело введение Л. И. Божович понятия «внутренняя позиция ребенка», которое призвано интегрировать все изменения в личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

В работах Е. Е. Кравцовой при описании психологической готовности детей к школе основной акцент делается на роли общения в развитии ребенка. Выделяют такие сферы, как: отношение к сверстникам и к самому себе, уровень развития, который определяет степень готовности к школе. Все исследования признают тот факт, что школьное образование будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые развиваются и совершенствуются в учебном процессе.

В существующем многообразии психолого-педагогических теорий можно выделить то, что является общим для большинства всех исследований – это три критерия готовности к школе : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Также необходимо выделить мотивационный критерий.

На современном этапе большое значение приобретает мотивационная составляющая проблемы готовности к школе.

Значительный вклад в изучение этой проблемы внес Л. И. Божович, который выделил две группы учебной мотивации: широкие социальные мотивы обучения и мотивы, связанные с учебной деятельностью.

В работах О. О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У дошкольников с различными типами отношения к школе в структуре мотивационной готовности к школе доминируют различные типы мотивов.

Формирование положительного отношения к школе и педагогических мотивов является одной из важнейших задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению Н. И. Гуткиной, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:

1) формирование у детей реальных представлений о школе и учебе;

2) формирование благоприятного отношения к школе;

3) формирование положительного опыта обучения.

Для решения этих задач можно использовать различные методы работы: рисование школы и игра в нее, экскурсии в школу, рассказы о школе, разглядывание картинок, отражающих школьную жизнь, и разговоры о ней, чтение рассказов и заучивание стихов о школе и преподавании.

Кроме того, Е. Е. Кравцова в своих исследованиях рассматривает три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игр:

1) с помощью игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, что важно для понимания учебной задачи и правильного понимания позиции и профессиональной роли воспитателя;

2) игра по правилам корректирует недостаточно развитое общение и взаимодействие с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и косвенными заданиями, потому что они привязаны к своей позиции и не могут смотреть на ситуацию «другими глазами»;

3) с помощью режиссерской игры можно скорректировать определенное отношение к себе (неадекватно завышенная или заниженная самооценка).

Зачастую готовность к обучению в школе означает лишь определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка. Так, совокупность показателей готовности детей к обучению в школе можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе психологическая) готовность.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу –овладение письменной речью, которая возникает на основе устной речи и представляет собой более высокую ступень речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без относительно высокого уровня развития устной речи, развития вербальной памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, логического мышления и определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачами психического воспитания являются формирование всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к осуществлению всех видов детской деятельности, в формировании различных способностей дошкольника.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает полноценное физическое воспитание. Современная наука располагает объективными данными, указывающими на роль двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья.

Психологическими исследованиями А. В. Запорожца доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения. Современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным снижением их двигательной активности. Поэтому важно правильно организовать двигательный режим в дошкольных учреждениях, учитывающий положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на здоровье и физическое развитие дошкольников. Одним из основных моментов при переходе на качественно новый уровень является психологическая готовность к учебной деятельности.

Таким образом, в исследовании можно опираться на положение, которое подчеркивается в работах Л. И. Божовича, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского, что обучение ведет к развитию, в то время как однозначного соответствия между обучением и развитием нет [9, c.117], [64, c.94]. Вслед за В. А. Сластениным можно определить, что готовность – это совокупность качеств конкретного человека, обеспечивающих успешность в реализации профессионально значимых функций [57, c. 307].

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном плане, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий. Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» является сложным, многогранным и охватывает все сферы школьной жизни.

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе» является сложным и многогранным явлением. Учебная деятельность в школе требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий.

Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Недостаточное формирование хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку быть полностью подготовленным к школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 09:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД