МААМ-картинки

Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования

Светлана Кабалалиева
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования

Широкий круг гуманитарных наук занимается проблемой готовности, и для каждого из них понятие «готовность» может включать в себя нечто общее или иметь различия.

Публикация «Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования» размещена в разделах

Подготовка детей к школе – это сложная, многокомпонентная задача, охватывающая все сферы жизни будущего школьника, а потому требует комплекса исследований, так как низкий уровень сформированности одного из компонентов готовности к школе приводит к отставанию в развитии других, а в дальнейшем к трудной адаптации к школе и возможным психологическим проблемам у ребенка.

Обсуждая проблему готовности ребенка к школе, Д. Б. Эльконин на первое место поставил формирование необходимых предпосылок для учебной деятельности. В конце дошкольного возраста должна сложиться особая форма общения между ребенком и взрослым, которую Е. Н. Лункина назвала «внеситуативным и личностным общением». В то же время взрослый становится непререкаемым авторитетом, образцом для подражания.

Большое значение имело введение Л. И. Божович понятия «внутренняя позиция ребенка», которое призвано интегрировать все изменения в личности ребенка, обеспечивающие переход к младшему школьному возрасту.

В работах Е. Е. Кравцовой при описании психологической готовности детей к школе основной акцент делается на роли общения в развитии ребенка. Выделяют такие сферы, как: отношение к сверстникам и к самому себе, уровень развития, который определяет степень готовности к школе. Все исследования признают тот факт, что школьное образование будет эффективным только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые развиваются и совершенствуются в учебном процессе.

В существующем многообразии психолого-педагогических теорий можно выделить то, что является общим для большинства всех исследований – это три критерия готовности к школе : интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Также необходимо выделить мотивационный критерий.

На современном этапе большое значение приобретает мотивационная составляющая проблемы готовности к школе.

Значительный вклад в изучение этой проблемы внес Л. И. Божович, который выделил две группы учебной мотивации: широкие социальные мотивы обучения и мотивы, связанные с учебной деятельностью.

В работах О. О. Гониной подтверждается связь между содержанием общения ребенка с близкими родственниками и основными компонентами структуры мотивационной готовности к школе. У дошкольников с различными типами отношения к школе в структуре мотивационной готовности к школе доминируют различные типы мотивов.

Формирование положительного отношения к школе и педагогических мотивов является одной из важнейших задач в подготовке детей к школе. При этом, по мнению Н. И. Гуткиной, усилия должны быть направлены на решение трех основных задач:

1) формирование у детей реальных представлений о школе и учебе;

2) формирование благоприятного отношения к школе;

3) формирование положительного опыта обучения.

Для решения этих задач можно использовать различные методы работы: рисование школы и игра в нее, экскурсии в школу, рассказы о школе, разглядывание картинок, отражающих школьную жизнь, и разговоры о ней, чтение рассказов и заучивание стихов о школе и преподавании.

Кроме того, Е. Е. Кравцова в своих исследованиях рассматривает три группы проблем неготовности детей к школе и варианты их возможной коррекции с помощью игр:

1) с помощью игры происходит коррекция произвольности в общении со взрослым, что важно для понимания учебной задачи и правильного понимания позиции и профессиональной роли воспитателя;

2) игра по правилам корректирует недостаточно развитое общение и взаимодействие с другими людьми. Такие игры помогают детям, которые могут справиться с прямыми и косвенными заданиями, потому что они привязаны к своей позиции и не могут смотреть на ситуацию «другими глазами»;

3) с помощью режиссерской игры можно скорректировать определенное отношение к себе (неадекватно завышенная или заниженная самооценка).

Зачастую готовность к обучению в школе означает лишь определенный уровень знаний, умений и навыков ребенка. Так, совокупность показателей готовности детей к обучению в школе можно условно представить в виде трех основных взаимосвязанных компонентов: умственное развитие, физическая и личностная (в том числе психологическая) готовность.

Начальная школа ставит перед ребенком очень сложную задачу –овладение письменной речью, которая возникает на основе устной речи и представляет собой более высокую ступень речевого развития. Успешное овладение чтением и письмом невозможно без относительно высокого уровня развития устной речи, развития вербальной памяти, овладения звуковым анализом, развития наглядно-образного мышления, логического мышления и определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка. На современном этапе задачами психического воспитания являются формирование всесторонне развитой личности ребенка, его умственной активности и самостоятельности, творческого отношения к осуществлению всех видов детской деятельности, в формировании различных способностей дошкольника.

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к успешному обучению в школе предусматривает полноценное физическое воспитание. Современная наука располагает объективными данными, указывающими на роль двигательной активности в физическом и общем развитии человека, укреплении его здоровья.

Психологическими исследованиями А. В. Запорожца доказано, что через формирование произвольных движений происходит развитие воли ребенка, мотивов его поведения. Современные условия жизни детей зачастую связаны с неоправданным снижением их двигательной активности. Поэтому важно правильно организовать двигательный режим в дошкольных учреждениях, учитывающий положительное влияние повышенных двигательных нагрузок на здоровье и физическое развитие дошкольников. Одним из основных моментов при переходе на качественно новый уровень является психологическая готовность к учебной деятельности.

Таким образом, в исследовании можно опираться на положение, которое подчеркивается в работах Л. И. Божовича, Д. Б. Эльконина и других представителей школы Л. С. Выготского, что обучение ведет к развитию, в то время как однозначного соответствия между обучением и развитием нет [9, c.117], [64, c.94]. Вслед за В. А. Сластениным можно определить, что готовность – это совокупность качеств конкретного человека, обеспечивающих успешность в реализации профессионально значимых функций [57, c. 307].

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном плане, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.

Учебная деятельность требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий. Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к обучению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Поэтому понятие «готовность ребенка к школе» является сложным, многогранным и охватывает все сферы школьной жизни.

Таким образом, понятие «готовность ребенка к школе» является сложным и многогранным явлением. Учебная деятельность в школе требует определенного объема знаний об окружающем мире, формирования элементарных понятий.

Ребенок должен уметь овладевать мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно иметь позитивное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения, проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важными являются навыки речевого общения, развитая мелкая моторика рук и зрительно-моторная координация. Недостаточное формирование хотя бы одного из этих компонентов не позволяет ребенку быть полностью подготовленным к школе.

Публикации по теме:

Взаимодействие детского сада и семьи в формировании личностной готовности старших дошкольников к школе (из опыта работы) Слайд 1. Слайд 2. Личностная готовность является важным структурным компонентом психологической готовности к школьному обучению, все составляющие.

Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа)Пособие-макет для развития мотивационной готовности «Играем в школу» (подготовительная к школе группа) Совсем скоро, дети моей группы пойдут в школу. Ведущим критерием психологической готовности к обучению в школе является мотивационная готовность.

Консультация для родителей «Показатели готовности ребенка к чтению» Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, в слов в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Проектная деятельность по формированию познавательной и мотивационной готовности детей к школе «Скоро в школу» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №38 города Кузнецка Проектная деятельность.

Развитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школеРазвитие моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школе «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени» Эстер Селсдон Одной из основных.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенка Роль музыкального образования во всестороннем развитии ребенкаФормирование личности не может ограничиваться лишь рациональным образованием.

Экономическое образование детей дошкольного возраста в теории и на практике В концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определены пути и способы обеспечения.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования
Опубликовано: 12 апреля 2022 в 09:31
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проблема развития готовности ребенка к школе в теории и практике дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кабалалиева (УИ 2684505) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД