Анна Михайлова
Консультация «Приоритетность экологического воспитания младших дошкольников»
«Приоритетность экологического воспитания младших дошкольников»
Что такое экология? Как найти достаточно полное объяснение и значение этому слову? Как помочь детям получить экологические знания? Кто должен донести их до ребёнка?
Публикация «Консультация „Приоритетность экологического воспитания младших дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Средняя группа
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир, окружающий нас с самого рождения, как сильно он зависит от понимания его всей душой, от сочувствия и сострадания всему живому. Весь окружающий нас природный мир это экологическая система нашей планеты. Невозможно переоценить, как грамотно и слаженно всё устроено самой матушкой природой. Наша задача и обязанность не навредить этому чёткому механизму, сохранить его для будущих поколений, воспитать смену защитников природы. А сделать это должны мы с вами, те, кто с самого детства воспитывают, учат всему тому, что сами уже знают и хотят передать свои знания новому поколению, которое, в свою очередь, приумножив эти знания, тоже передаст их следующему поколению защитников природы.
Очень важно в полной мере осознавать, насколько важна совместная работа педагогов и родителей. Объединяя наши усилия, мы гарантированно получим желаемый результат. Наше стремление – воспитать экологически грамотную личность, всесторонне развитую, любознательную, понимающую, насколько важно сохранение окружающей среды.
В нашей стране сформирована общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является дошкольное образование. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Происходит это при условии, если взрослые сами живут по принципу – «Охраняй и приумножай природные богатства Земли». Стараются своим примером показать ребёнку особенности отношений между человеком и окружающим миром. Открыть секреты взаимопонимания. Помочь увидеть этот восхитительный мир природы, наладить тесный контакт, полюбить на всю жизнь и воспитать чувство ответственности за своё поведение. Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней. А также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.
Влияние природы на ребенка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности, восхищения, воспитывает любовь к родине.
В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира выходит на новые ступени развития. Расширяются и обобщаются знания о характерных явлениях природы. Задача взрослого – помочь ребенку сделать правильные выводы о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, конкретизировать представления об условиях жизни растений и животных, формировать понимание того, что человек – часть природы. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт познавательной, игровой, экспериментальной деятельности поможет успешно развивать творческие способности в дальнейшей школьной жизни.
Знакомя детей дошкольного возраста с понятием единства живого и неживого в природе, посредством игровой и опытнической деятельности, мы формируем экологические знания. С этой целью необходимо давать знания о неживой природе как источнике и условии существования живого. Объяснять взаимосвязь организма со средой обитания, изменения жизнедеятельности в зависимости от сезонных изменений.
Как мы хорошо знаем, в этом возрасте у детей игра является ведущим видом деятельности. Играя, ребёнок познаёт мир вокруг себя, учится взаимодействовать с ним. Получает эмоциональный положительный настрой, а благодаря специально подобранным дидактическим играм ребёнок получает необходимые знания.
Специально для облегчения работы родителей педагоги предлагают разнообразные картотеки дидактических игр по формированию экологических знаний у детей младшего дошкольного возраста. В них собраны игры, охватывающие большую область экологических знаний. Педагоги постарались подобрать игры, в которые вы сможете играть дома в кругу семьи, на прогулке, на даче, даже сидя в транспорте, чтобы скрасить свою длительную поездку. В то же время это нисколько не уменьшает продуктивности воздействия этих игр на формирование экологических знаний, так как они специально проработаны и несут определённые цели и задачи. Независимо оттого, будут в них играть дома или с коллективом сверстников, игры будут интересны и познавательны.
Дети эмоционально воспринимают игровые события, особенно важно, если эти события переживают вместе с родителями. Улучшая общие экологические знания, совместные игры способствуют активизации взаимопонимания поколений, становлению общих интересов, поднятию самоценности семьи. А с каким большим интересом родители, включаясь в игровые действия, с огромным удовольствием вспоминают своё детство и свои игры.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Человек является неотъемлемой частью всего природного организма. Природа помогает воспитывать ребёнка, даёт возможность насладиться своей красотой, почерпнуть бесконечные просторы знаний. Человек не может существовать отдельно от природы. Благодаря гуманному отношению к природе, человек становится человеком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. Регистрационный № 30384 (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)
2. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., рег. № 30384, вступил в силу с 1 января 2014г.
3. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 288 с. (Учебное пособие).
4. Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2–е, переработанное и дополненное. – Санкт – Петербург, Акцидент, 2014. – 319с. : ил.
5. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования дошкольников учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования / С. Н. Николаева. – 8-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академии», 2014. – 272 с.
6. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное, испр. и доп. – М. : МОЗАИКА-ССИНТЕЗ, 2019. – с. 336