Светлана Потапова
Применение инновационных методик для повышения эффективности музыкального воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Статья: «Применение инновационных методик для повышения эффективности музыкального воспитания дошкольников»
“Без музыкального воспитания нет полноценного умственного развития ребёнка.
Музыка–могучий источник мысли”
(К. Д. Ушинский).
Публикация «Применение инновационных методик для повышения эффективности музыкального воспитания дошкольников» размещена в разделах
XXI век — век высоких компьютерных технологий и электронной культуры. Учителю необходимо владеть новыми образовательными технологиями и современными методиками, для то чтобы внедрить их в образовательный процесс. В эпоху быстрой смены технологий формируется новая система непрерывного образования, предполагающая постоянное обновление.
Педагогическая инновация - нововведение впедагогическую деятельность, изменения всодержании итехнологии обучения ивоспитания, имеющие целью повышение их эффективности. На данном этапе развития педагогической инноватики, в центре внимания стоит процесс педагогических нововведений.
Без внедрения новизны инноваций не может развиваться ни одна наука, в том числе и музыкальное образование.
Инновационные технологии - это комплекс методов и средств, направленных на поддержание этапов реализации конкретного нововведения.
Главной целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Образование должно развивать механизмы инновационной деятельности, находить творческие способы решения жизненно важных проблем, способствовать превращению творчества в норму и форму существования человека.
Не допускаются применения инноваций без учета индивидуальных способностей личности ребенка.
Характер применения инноваций зависит от квалификации учителя, уровня развития обучающегося, образа жизни и социального состояния общества.
Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта в независимости от квалификации учителя. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, дополняя новыми штрихами.
С помощью информационных технологий появляется возможность ввести в изучение темы компьютерные музыкальные программы, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы.
Задачей работы учителя в настоящее время является помогать детям получать новые знания, используя современные информационные технологии и эффективные методы обучения, а также уметь сформировать у ученика информационную компетентность, развивать у учащихся любознательность, познавательный и творческий интерес. Также следует отметить, что учитель музыки должен в рамках занятия реализовать не только учебно-воспитательную функцию, но и сыграть роль консультанта, психолога и наставника.
Современный учитель не просто передает имеющиеся у него знания по какому-то предмету, а обучает детей мыслить, рассуждать, отстаивать свое мнение и уважать мнение других людей, используя знания, полученные на занятиях в школе.
Современный педагог сам учится на протяжении всей своей профессиональной деятельности, совершенствует свое мастерство, делится опытом со своими коллегами, проводит мастер-классы и открытые уроки, участвует в различных конкурсах, пишет статьи. Кроме того, это личность, которая умеет не только учить детей, но и сама способна учиться у своих учеников.
Урок-это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции.
В. А. Сухомлинский.
В своей работе стараюсь использовать новые методы и формы для развития эмоциональной сферы ребёнка, оригинальные средства обучения детей которые способствуют формированию гармоничной личности. и эмоционально – ценностные и нравственно – духовные приоритеты.
Из множества образовательных программ по предмету Музыка допущенных министерством образования для практического использования, выбор остановился на образовательном курсе рабочей программы ( Авторы: Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина ) Почему?
Авторы данного курса высококлассные профессионалы, музыканты, специалисты работающие в Институте художественного образования Российской академии образования, посвятившие себя развитию музыкального образования в России, написавшие множество научных статей, работ и публикаций по вопросам развития музыкального искусства.
За время работы в школе в качестве учителя музыки меня изначально занимали вопросы: как сделать свои уроки более эмоциональными, интересными, запоминающимися?
На своих уроках, я использую следующие технологии: коммуникативно – развивающего обучения, игровые, технологии ИКТ.
Применяя новые информационные технологии:
1. Презентации;
2. Обучающие развивающие программы с игровым сценарием;
3. Караоке и др.
нельзя забывать, что важной составляющей уроков музыки является живая музыка и ее ничем нельзя заменить.
Выделяю следующие методы обучения : рассказ, беседа, объяснение, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, видеометод, упражнения, лабораторный метод, практический метод, контрольная работа, опрос ( разновидности: устный и письменный, индивидуальный, фронтальный, уплотнённый, метод программированного контроля, тестовый контроль, викторина, карточки – лото, реферат, проект, дидактическая игра и др. Кроме того, каждый метод при его практическом применении имеет разновидности и может использоваться для решения дидактических задач.
Веб-квест – это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.
Синквейны на уроках музыки. Синквейн (от французского, английского) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В России с 1997 года используется в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи. Помогает научиться доказательно и логично строить свои высказывания о музыке.
Применяю игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач и др. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесенными с особенностями дидактической задачи.
Применительно к уроку музыка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. При защите проектов учащиеся приобретают навыки выбора, учатся работать в коллективе, применяют полученные знания при изучении других предметов.
Для развития творческого потенциала учеников широко использую ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). ТРИЗ – теория решения изобретательских задач, основоположником которой является изобретатель, писатель - фантаст - Генрих Саулович Альтшуллер. Популярность ТРИЗ–педагогики обусловлена необходимостью становления нового типа личности, который бы соответствовал современной информационной эре.
Все чаще в педагогических технологиях используются в учебном процессе мультимедийные технологии обучения. Существенное внимание уделяется играм, разработке теории и технологии игр.
Использование мультимедиа в особенности эффективно в тех случаях, если необходимо усвоить понятие, увидеть, почувствовать, то есть получить представление о материале более широко. Там, где роль наглядности большая - картины художников, иллюстрации, интонация в фразе, анализ музыкальных стилей и т. п. - вопрос о применении информационных технологий мультимедиа не вызывает сомнения.
Существенное внимание уделяется играм, разработке теории и технологии игр. С помощью специальных программ-секвенсоров в компьютер можно загнать любую мелодию и проигрывать её. Получается как на синтезаторе. А совсем недавно появились так называемые программные сэмплеры. Сэмплер - такое устройство, позволяющее записать образец звука (по английскому sample, откуда и произошло название, указать, какой ноте он соответствует и, подключив к синтезатору, играть этим тембром. Аппаратные сэмплеры стоили дорого, и были сложны в обращении, поэтому написание программного сэмплера произвело сенсацию среди музыкантов.
На своих уроках для инсценирования песни, я использую игровые моменты, ребятам очень нравиться перевоплощаться в другой образ. Инсценирование песен помогают развить различные творческие умения детей в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке. (Например песня «Кошечка» муз. С. Суэтова, сл. Даниила Хармса)
Методика К. Орфа построена на обучении музицированию – игре на музыкальном инструменте, речевых упражнениях, сочетания музыки с танцем. Элементарное музицирование, по мнению К. Орфа, является той формой обучения, которая позволяет играть многопланово: Играть на инструментах и играть с элементами музыки : ритмом, тембром, динамикой, фактурой и т. д., играть друг с другом, разыгрывая сюжеты песен, и играть вместе, создавая ту неповторимую атмосферу общения, в которой всем комфортно и радостно.
«Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты. Для ритмических игр, применяю погремушки, развивая чувство ритма.
В условиях введения ФГОС большая роль отводится владению навыками самостоятельных умений школьников, направленных на умение работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, энциклопедиями, словарями (в том числе на электронных носителях, таких как: CD, DVD, флеш-карта) ресурсами сети Интернет; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и отбор необходимой информации.
Кроме перечисленных технологий можно использовать в учебном процессе и другие: технология здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, технология личностно-ориентированного обучения и др.
Инновации нам нужны для того, чтобы идти в ногу со временем, развиваться в соответствии с требованиями, которые выставляет нам сегодняший день.
«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».
Толстой Л. Н.
Литература:
1. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. - М: Каро, 2005.
2. Татур Ю. Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие. - М. : Логос, 2006. С. 61.
3. .Сергеева Г. П. Актуальные проблемы преподавания музыки в образовательных учреждениях, М. ,2010.
4. Белобородова В. К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
5. Усов М. В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
6. Смирнова Е. О. Проблема общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной, ж. “Вопросы психологии. ”, 1996 г.
7. Белобородова В. К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
8. Усов М. В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
9. Шиянов Е. А., Котова И. Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г
10. Горбунова И. Б. Компьютеры в обучении музыке. - М. : РГПУ, 2002
11. Интернет и музыкальное образование школьников //Искусство и образование. - 2000. - №1. - С. 45-50
12. Штепа В. Компьютерные обучающие программы на уроках музыки в 5-7 классах //Компьютер в школе и семье. - К., 1999.- № 3.- С. 33-37.