Ирина Братченко
Применение здоровье сберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании
Аннотация: В данной статье представлен материал из опыта работы воспитателей, показывающий значимость внедрения инновационных технологий для формирование необходимых личностных качеств ребенка и укрепления здоровья детей.
Ключевые слова: Здоровьесберегающие технологии, физминутки, закаливание, инновационные технологии.
Публикация «Применение здоровье сберегающих и интерактивных инновационных технологий в дошкольном образовании» размещена в разделах
Как сохранить здоровье с самого раннего детства? Над этим вопросом должны задуматься взрослые, растя и воспитывая своих детей. Повышение результативности мер по укреплению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий, а также повышение двигательной активости и умственной работоспособности, является одной из главных задач нашего детского сада.
В дошкольном возрасте самое время вырабатывать правильные привычки, которые в сочетании с обучением детей методам совершенствования и сохранения здоровья дают хорошие результаты.
Цель данных технологий в детском саду – сформировать у дошкольников осознанное отношение к здоровому образу жизни, потребности его поддерживать, развивать инициативность. В работе с детьми по сохранению здоровья нам помогает :
-обязательное применение динамических поз во время образовательной деятельности
-гимнастика для глаз поможет ребенку снять напряжение
-физминутки – очень нравятся дошкольникам, особенно если выполняются под веселую музыку
-утренняя гимнастика создает бодрое настроение на весь день
-гимнастика после сна благоприятно воздействует на нервную систему ребенка в сочетании с умыванием прохладной водой
-бассейн
-создание условий для социально-эмоционального благополучия-важный критерий для сохранения психического здоровья малышей.
-релаксация используется для обучения детей управлению собственным мышечным тонусом, приемам расслабления различных групп мышц. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим-сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы, что благотворно влияет на общее самочувствие ребенка и с успехом используется в нашей практике.
Педагоги и родители должны не только охранять организм детей от негативных влияний, но и создавать условия, способствующие формированию полезных навыков и умений, которые приведут к образованию определенного ритма. Поэтому, режим дня- еще одно условие сохранения здоровья. Важной составляющей режима является дневной сон. Систематичность способствует оздоровлению детского организма.
Здорвьесберегающие технологии развивают умение управлять своими чувствами, жить в ладу с окружающими, способствуют ответственному гигиеническому поведению, учат рациональному питанию и негативно относиться к вредным привычкам.
Хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением.
Конечно, забота о здоровье ребенка начинается с соблюдения здорового образа жизни в семье. Правильно организованный режим дня дома обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние дошкольника, создает благоприятные условия для его психического и физического здоровья.
Современные инновационные технологии должны быть эффективными по результатам и оптимальными, гарантировать достижения определенного образовательного стандарта.
К таким технологиям, используемой нами на практике относится ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Ее целью является развитие мышления, гибкости ума, системности, поисковой активности, стремления к новизне, развития познавательного интереса. Основной критерий в работе-доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Сказки, игровые бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребенок учится применять решения, встающих перед ним проблем.
Интерактивная технология «Карусель» внедряется для работы в парах. Воспитатель просит детей договориться, с кем бы они хотели поиграть в паре, кто будет стоять во внешнем круге, а кто во внутреннем. Данный прием мы интегрируем с образовательной областью «Здоровье». Например, при выполнении заданий в круге дети могут двигаться по массажным коврикам.
На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует технологию «Интервью». Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.
Таким образом, применяя инновационные технологии обучения, мы способствуем полноценному развитию и формированию необходимых личностных качеств ребенка, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы его семьи, а так же обеспечивающих успех на дальнейших ступенях образования.
Литература:
1. Дубровский В. И. Валеология здорового образа жизни-М, :Флинта 2006-136с.
2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М., 1998.