Алла Габараева
Мастер-класс «Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад № 14"
Мастер-класс
"Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Подготовила музыкальный руководитель Габараева А. А.
2016 г.
Слайд 1
Тема: "Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
Слайд 2
Публикация «Мастер-класс „Региональная культура как потенциал духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский.
Слайд 3
В условиях духовного возрождения общества стала ведущей реализация идей демократизации и гуманизации в образовательной политике, укрепления связи обучения с истоками национальной и региональной культуры, преодоления разрыва между наукой и практикой, которая потребовала качественно нового похода к проблемам, возникающим в дошкольных учреждениях.
В последнее время в дошкольных учреждениях много делается для приобщения детей к культуре своего народа, но региональная культура ещё не освоена, нужны дополнительные исследования и дидактическое обеспечение для внедрения её на должном уровне.
Дошкольник должен осознать себя членом семьи своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты, то есть воспитание от близкого к далёкому. Педагогу следует подвести ребёнка к тому, что у каждого россиянина есть своя малая родина - местечко (город, село, где он родился, воспитывался с детства, и вместе с тем, большая Родина - Россия.
Региональная культура является настоящим символом развития предпосылок ценностно - смыслового восприятия и понимания произведений искусства у дошкольника, которая позволяет воспитывать юных ставропольцев на основе преемственности и развития культурно - исторических традиций Ставропольского края.
Начиная работу по формированию элементарных представлений о видах искусств у детей дошкольного возраста через региональную культуру, педагог сам должен знать природные, культурные, социальные, экономические особенности региона, где он живёт. С этой целью мною было проведено анкетирование педагогов, беседа, анализ дидактического и методического материала. Исследование показало, что знания педагогов, детей и родителей о культурных ценностях города и края, поверхностны и бессистемны.
Слайд 4
Приведя полученные знания в систему, составила перспективный план с использованием региональной культуры. Хорошую помощь в этом оказала мне авторская программа Р. М. Литвиновой "Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста
Цель моей образовательной деятельности: музыкальное развитие дошкольников средствами региональной культуры Ставрополья. Для достижения намеченной цели определила следующие задачи:
-воспитывать любовь к своей малой Родине;
- воспитывать любовь к природе, и бережное отношение к ней.
- углублять представления детей об изобразительных возможностях музыки. - развивать эстетические чувства детей, сопоставляя их с разными видами искусств (живопись, поэзия, музыка).
-развивать музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей.
-развивать творческие способности детей
Слайд 5
Мой небольшой опыт работы по музыкальному развитию с использованием регионального компонента, показывает, что детям дошкольного возраста интересно знакомиться и с работами наших художников, и композиторов, а также с литературным наследием Ставропольского края.
Реализация содержания перспективного плана предполагает различные формы работы с детьми: тематические занятия, беседы, экскурсии, видеопутешествия, традиционные праздники, посещение музеев, интерактивные встречи с интересными людьми, художественно - творческие игры, компьютерные путешествия по территориям Ставропольского края.
Внутренний мир ребенка, формирующийся под воздействием художественных ценностей региональной культуры, приобретает целостность благодаря интеграции – поэзия–проза–изо–театр–музыка.
Слайд 6
В своей работе я применяю информационные компьютерные технологии. Ведь именно такие требования предъявляются сейчас к современному педагогу. Мной апробирована такая форма работы как виртуальные экскурсии. Создание и показ виртуальной экскурсии не возможен без использования ИКТ.
Виртуальная экскурсия – это организационная форма развития дошкольников, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность и многое другое. В работе с дошкольниками она позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Так, и надёжнее и безопаснее в наше не спокойное время.
Слайд 7
Познакомила детей с творчеством художников-пейзажистов П. М. Гречишкина, Н. А. Ярошенко. В образовательной деятельности использую портреты ставропольских композиторов для ознакомления детей с их творчеством. При слушании произведений Галины Капля мной были включены видео-иллюстрации, которые создают яркий образ музыкального произведения, вызывают эмоциональное впечатление у детей.
Для полноценного восприятия музыкальных произведений в образовательной деятельности я использовала различные методы: так в песне "Пчела" И. Пятко, я использовала метод пластического интонирования. Цель которого - познание и выражение музыки через жест, движение. Дети с помощью движений передавали весёлый характер музыки, при этом были раскрепощенными, проявляли свое творчество.
Слайд 8
Работа по развитию музыкального восприятия у детей Ставропольских композиторов проходит также в тесном сотрудничестве с воспитателем. В образовательной деятельности воспитатели используют такой метод, как музыкальная графика. Рисование под музыку является творческим процессом передачи впечатлений от музыки на бумагу. Такой вид рисования расширяет способность эмоционально переживать музыкальное произведение, дает возможность выразить свои чувства, развивает творческие способности.
Слайд 9
Музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональное переживание, рождают определенное настроение под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Например, торжественное звучание маршевой песни " Ставропольский край", радует и бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных подчеркнутых движениях рук и ног. Я часто его использую в образовательной деятельности.
Большое внимание уделяю игре. Я считаю, что раз игровая деятельность – это ведущий вид деятельности дошкольников, и по ФГОС мы, педагоги, должны воспитывать, обучать, развивать детей именно в игре, то эта тема будет важна и актуальна всегда.
Также не мало важно для детей инсценирование сказок и легенд. дети с удовольствием участвуют в этих постановках. Театрализованная деятельность способствует не только всестороннему эстетическому развитию, но и формирование нравственных качеств ребят, обучает нормам достойного поведения.
Слайд 10
Для знакомства с инструментами народного оркестра мы вместе с детьми слушали аудио-энциклопедию – в которой рассказывается про каждый инструмент, про особенности звучания, а также музыкальный фрагмент для слушания, использовала музыкально-дидактические игры: «Угадай, что играет», «Инструменты, соберитесь».
Слайд 11
Литературный материал незаменим в духовно - нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Я часто включаю в составлении сценарий сочинения Ставропольских поэтов.
Осенний утренник был посвящён сбору урожая на Ставрополье, где дети читали стихотворения ставропольского поэта Александра Екимцева.
Стараюсь как можно больше использовать в утренниках и развлечениях произведения ставропольских композиторов.
Слайд 12
Работа в социуме - повышает интерес детей к региональной культуре, желание показать своё умение, на сцене нашего хутора. Это подтверждают неоднократные выступления моих воспитанников на сцене – различные танцевальные композиции, песни, частушки на «День села», «День Победы», «День матери».
Слайд 13
В отличие от Федеральных Государственных Требований, музыкальное развитие по требованиям ФГОС перестало быть отдельной образовательной областью, а стало одним из направлений Художественно-эстетического развития. Вот почему в процессе работы по воспитании детей любви к Ставропольскому краю, развитию чувство гордости за свою малую родину необходимо взаимодействие всех педагогов работающих с детьми. Прежде всего – воспитателя и музыкального руководителя.
Слайд 14
В нашем дошкольном учреждении осуществляется комплексный подход в развитии региональной культуры. Совместно с воспитателями работаю над решением главной задачи- воспитывать любовь к своей малой Родине, пробуждение интереса и любви к ней. Прежде всего, следует создать все условия для роста активности и инициативы воспитателей, пробуждать и поощрять их творческий поиск. Я организовала мастер - класс для педагогов, где рассказала, о становлении города Ставрополя, провела викторину на тему "Региональная культура Ставрополья. ". На педагогическом совете провела презентацию на тему: "Ставропольские художники". Знаменитому ставропольскому поэту Александру Екимцеву посвятила семинар - практикум, где воспитатели приняли активное участие.
Слайд 15
Старая истина - нельзя вырастить патриота, если не патриотичны отец и мать, оправдывает себя и в настоящее время. Дошкольник, слыша разговоры в семье и детском саду, неминуемо попадёт в кольцо противоречий, если взгляды родителей и воспитателей на духовно-нравственное воспитание не совпадают. Поэтому, изучив эту проблему мы в нашем дошкольном учреждении, устраиваем мини концерты на общесадовском собрании, после чего кратко знакомлю с одним из деятелей искусств Ставропольского края.
Ещё для приобщения родителей и ознакомлении их с данной темой мною была создана наглядная информация, которую периодически выставляю в раздевалках групп.
Через региональный компонент я имею возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Северного Кавказа и свершениями знаменитых соотечественников.
Всю проделанную работу по ознакомлению региональной культуры детей в моей деятельности я оцениваю как сложившуюся систему, которую постоянно совершенствую.
Слайд 16
Благодарю за внимание.