Наталия Гринина
Аналитическая справка о работе педагога дополнительного образования с одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы творческой одарённости детей в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность (профессионализация, с ужесточением требований молодёжного рынка труда, отсутствием механизмов социальной поддержки талантливой молодёжи.
Сфера дополнительного образования принципиально отличается от общего по способам работы с одарёнными детьми.
Публикация «Аналитическая справка о работе педагога дополнительного образования с одарёнными детьми» размещена в разделах
Дополнительное образование выступает как более «свободная», не накладывающая ограничений область учебной деятельности. Именно всфере дополнительного образования с характерным для нее индивидуализированным подходом, гибкостью программ, разнообразием форм возможна трактовка: «талант пробьется».
Главная задача дополнительного образования в работе с одарёнными детьми—создать условия для развития творческих способностей, одарённости в различных предметно-тематических областях; не регламентированных жесткими требованиями программ общего образования.
Поэтому каждый педагог задаётся вопросами : что такое одарённость, в чём особенности работы с одарёнными детьми?
Современное понимание одаренности заключается в доминирующей познавательной и творческой активности, в ярко выраженной креативности при решении проблем и повышенной мотивации на достижение высокого результата.
Одарённым считается ребёнок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями, в данном конкретном случае-художественными.
Рассмотрим, что такое художественная одарённость?
Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску.
Большинству одарённых детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников, отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Талант без творческого поиска немыслим.
Главная проблема в отношении одарённых детей состоит не в том, чтобы заранее предвидеть степень их будущих успехов, а в том, чтобы уровень их умственной нагрузки и виды занятий соответствовали бы их способностям.
Важно, чтобы одарённый ребенок получал радость от полноты и своевременности приложения своих сил.
Внимательнейшим образом следует относиться к признакам одаренности у обучающегося.
В результате практической деятельности у педагога дополнительного образования Ерёменко Марины Николаевны сложилась своя методика преподавания и свои подходы работы с одаренными детьми.
Авторская образовательная программа объединения «Чудеса своими руками» является декоративно - прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися различных видов декоративно - прикладного творчества.
Работу с одарённым ребёнком, Марина Николаевна начинает с выявления одарённого ребенка в коллективе. Основной формой её диагностики является наблюдение. После того как педагогом были отмечены яркие способности обучающегося, Марина Николаевна выявляет уровень его одарённости.
Деятельность ПДО Ерёменко М. Н., по выявлению одаренных и талантливых детей в объединении имеет несколько направлений:
Выявление одаренных и талантливых детей :
— анализ особых успехов и достижений ученика;
— создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
— диагностика ЗУН;
Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
— создание для обучающегося ситуации успеха и уверенности, через индивидуальное обучение и воспитание;
— организация научно-исследовательской деятельности;
— организация и участие в, творческих конкурсах, выставках, презентациях.
Контроль над развитием познавательной деятельности одаренных детей :
— тематический контроль знаний;
— контроль за обязательным участием одаренных и талантливых детей в конкурсах разного уровня;
Поощрение одаренных детей :
— публикация в СМИ;
— награждения дипломами, грамотами;
— система поддержки талантливых и одаренных детей;
Работа с родителями одаренных детей :
— психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
— совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
— поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
Для успешной работы с одаренным ребенком, Марина Николаевна пытается найти его сильную сторону и дать ему возможность проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности.
Формирование группы одаренных детей педагог осуществляет по анализу их деятельности, по достижениям, а так же по результатам тестирования.
В своей работе с одарёнными детьми, Еременко М. Н. использует такие формы работы как :
- групповые ииндивидуальные занятия;
- организация временных групп;
- практикумы;
- научно-практические конференции;
- тренинги;
- игры;
- моделирование творческой и учебной ситуаций и т. п.
Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то, что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
Список литературы:
1. Матюшина А. М. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М. 1993
2. Туник Е. Е. Природа и диагностика творческих способностей. Спб. 1992
3. Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001
4. Золотова А. В. Дополнительное образование детей. - Ярославль: Академия развития, 2004.-304с.