Бобровская Юлия Петровна
Особенности взаимодействия педагога с семьей, воспитывающей детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы
Ключевым отличием человека от животных является наличие связной речи. Речь - это система условно принятых символов, помогающих передавать слова, в виде сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение. Речевая деятельность человека является важной частью формирования личности, потому что посредством речевого общения ребенок получает необходимый социальный опыт, знакомится с окружающим миром.
Публикация «Особенности взаимодействия педагога с семьей, воспитывающей детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах
Речь-это не врожденная способность человека. Формирование речевой деятельности происходит поэтапно. Первый этап - это "предречевой период". Связной речи в это время нет. Ребенок активно использует лепет, гуление как способ общения с миром. Тренируется артикуляционный аппарат и формируется фонематический слух.
Вторая "речевая стадия" -это появление первых псевдо-слов и словосочетаний. Ребенок постепенно накапливает пассивный и активный словарный запас. Чувствительным периодом речевого развития ребенка является возраст от 2 до 5 лет.
Хорошо поставленная речь является ключевым фактором успешного обучения ребенка в школе. В то время как дефекты речи приводят к неуспеваемости и отсутствию мотивации к учебе. Исходя из этого, в период дошкольного детства, формирование четкой и грамотной речи стало приоритетным.
Но, несмотря на эту тенденцию, наблюдается рост числа семей, воспитывающих детей с нарушениями речи. Успех в преодолении речевого дефекта напрямую связан с межличностными отношениями в семье. Важным направлением ранней коррекционно-педагогической работы является разработка форм взаимодействия семьи и педагога, определение условий для вовлечения родителей в систему ранней помощи ребенку. Активное вовлечение родителей в коррекционное взаимодействие предполагает повышение психолого-педагогической компетентности.
Концепция взаимодействия родителей и педагогов в воспитании и обучении детей с нарушениями речи нашла отражение в ряде исследований. Так, в т. н. Волковской, Е. М. Пастуховой, Р. С. Мираман, И. И. Майчук, Ю. В. Микляева показала необходимость изучения семей детей с нарушениями речи и разработки комплекса мер по оказанию психолого-педагогической помощи.
В соответствии с этим меняется роль дошкольной организации, оказывающей помощь детям с нарушениями речи. Ведущими направлениями в работе с родителями являются:
Изучение семьи ребенка с нарушением речи;
Активное вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс;
Организация пропаганды психолого-педагогических знаний;
Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах нарушений речи.
Наиболее популярными методами изучения семьи являются : изучение документации, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, изучение продуктов деятельности, беседа и др. Выбор метода изучения семьи определяется исходя из особенностей образовательной организации, личности педагога, уровня педагогической подготовки родителей.
Для установления отношений ребенка с семьей целесообразно использовать наблюдения во время утреннего приема детей, вечернего прощания. Отношение родителей к ребенку в эти чувствительные моменты покажет воспитательная установка.
Для сбора анамнестических данных, персональных данных, сведений о принципах семейного воспитания используют беседы. В процессе общения с родителями, необходимо использовать доступную терминологию. Выделите преимущества и недостатки речевой деятельности ребенка. Важно, чтобы разговор был конструктивным.
Метод интервью требует создания условий, способствующих искренности общения между родителями и педагогом. Интервью будет более продуктивны, если оно проводится в неформальной обстановке.
Метод анкетирования (письменный опрос) позволяет собрать много данных, представляющих интерес для преподавателя. Этот способ характеризуется гибкостью получения и обработки материала. Используются различные типы анкет: контактные (проводит сам исследователь, заочные (высылается анкета с инструкциями).
Для комплексного изучения семьи и семейного воспитания используются социологические тесты, анкетирование, анкетирование, нетрадиционные методы. Апробация социологических методов предполагает тесное сотрудничество педагога-логопеда, педагога-психолога с воспитателями логопедических групп.
Существует 3 формы взаимодействия педагога и родителей учащихся с нарушениями речи :
Индивидуальные: беседы; консультации; семинары; посещение занятий; ведение тетрадей для домашних заданий;
Групповые группа: родительские собрания; вечера вопросов и ответов; круглые столы; тренинги; совместные праздники и развлечения; дни открытых дверей; школы для родителей; родительские конференции; семейные (домашние) педагогические советы; деловые игры, мастер-классы; кружки для родителей и детей и другие;
Наглядно визуальные и информационные: выставки детских работ; фотовыставки; реклама книг, статей из газет, журналов; информационный банк; стенды; папки-движения; библиотеки; тематические выставки; информационный бюллетень; информационные корзины (коробки, коробочки, родительская почта; памятки; рекламные буклеты, листовки, плакаты, видеоролики; телефон доверия, копилка советов и др.
На первых этапах работы с родителями в основном используются индивидуальные формы взаимодействия. Эффективным является демонстрация матерью методов работы с ребенком с ограниченными возможностями в речевом развитии; присутствие матери на индивидуальных занятиях; подбор и изучение специализированной литературы, рекомендованной педагогом.
Целесообразно повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в преодолении речевых нарушений у детей в процессе индивидуальных и подгрупповых тренингов и консультаций.
Для формирования практических навыков родители используют мастер-классы.
Учитель готовит информационные стенды вместе с учителем-логопедом, учителем-психологом. Информационный материал, размещенный на стендах в группе, в фойе дошкольной организации, поможет расширить представления родителей о жизни детей в образовательной организации. Важно, чтобы материал был динамичным, отражал текущие события и нес конкретные знания. Информационный материал может содержать следующие темы: Формирование звукового произношения у детей, Совершенствование грамматических средств речи, развитие познавательных процессов, рекомендации родителям по профилактике и преодолению речевых нарушений, игры и упражнения.
Для эффективного взаимодействия всех специалистов дошкольной образовательной организации используйте "информационную корзину".
Таким образом, эффективными формами работы педагога с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, являются:
Создание справочно-информационного поля данных об образовании и обучении детей с нарушениями речи;
Обеспечение преемственности всех специалистов образовательной организации в работе с родителями;
Распространение передового педагогического опыта по проблемам профилактики и преодоления нарушений речи у детей;
Совместное проектирование визуальных и информационных форм работы с родителями.
Плодотворное сотрудничество семьи и специалистов образовательной организации зависит от взаимного отношения. Оптимально, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Семья ребенка должна быть уверена в положительном отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в преодолении речевых нарушений.
Таким образом, основной целью всех форм и видов взаимодействия образовательной организации и семьи является установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в один коллектив, воспитание потребности делиться своими проблемами друг с другом и решать их сообща.
Эффективность домашнего образования возрастает, если оно дополняется системой других образовательных учреждений, с которыми семья развивает отношения сотрудничества и взаимодействия. От участия родителей в коррекционной работе выигрывают все субъекты педагогического процесса, и, прежде всего-дети.