МААМ-картинки

Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Марина Тарасевич
Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
▼ Скачать + Заказать документы

ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

Готов ли ребенок к школе? На этот вопрос трудно ответить однозначно. Для одних взрослых это умение ребенка читать, писать и считать (таких, пожалуй, большинство); для других - способность сосредоточиться на определенном деле и выполнять его по инструкции; для третьих - большой запас сведений и знаний по принципу "все обо всем"; для четвертых - умение выполнять все требования взрослых. Перечень требований к ребенку, предъявляемых педагогами и родителями, можно было бы продолжить. И каждый будет по-своему прав, так как понятия "абсолютная готовность" не существует. Разные дети, разные условия, разные требования к обучению… обучение речь адаптация

Публикация «Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, "есть все фактические теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи".

Проблема готовности к школьному обучению становится актуальной для выпускных групп детского сада. Обучение детей в массовых школах с 6-ти лет ставит новые задачи, связанные с диагностикой детей и оценкой их психологической зрелости.

К сожалению, бывает так, что ребенок при поступлении в школу умеет и считать, и писать, однако, к школе он может быть не готов. Зачастую родители и воспитатели бывают чересчур озабочены интеллектуальной готовностью ребенка к школе, однако совершенно забывают о том, что на самом деле не менее важна эмоциональная и социальная готовность ребенка к школе. Именно она обеспечит ему успешность обучения.

Известно, что в развитии ребенка существуют оптимальные сроки для каждого вида обучения. Это значит, что только в определенные возрастные периоды обучение данному предмету, данным знаниям, навыкам и умениям окажется наиболее легким, экономным и плодотворным" .

Известно, что четырехмесячного младенца нельзя обучать речи, а двухлетнего ребенка - грамоте, потому что в этот период они еще не созрели для данного обучения, у них еще не развились те свойства и функции, которые необходимы в качестве предпосылок для данного вида обучения.

Поэтому под психологической готовностью ребенка к обучению в школе (школьной зрелостью) понимается достижение им такого уровня психического развития, когда он оказывается способным принимать участие в школьном обучении.

Это означает, что существуют объективные причины, которые затрудняют процесс овладения учебными навыками. В основе этих причин лежит функциональная не зрелость коры и регуляторных структур головного мозга.

Учебные занятия с ребенком должны быть организованы в соответствии с его (ребенка) возможностями!

Ребенок на пороге школы должен быть зрелым :

* Физически

* Умственно (Интеллектуально)

* Эмоционально

* Социально

Таковы критерии школьной зрелости. Рассмотрим все, за одним исключением.

А сможет ли не вполне здоровый ребенок, быть успешным учеником? Вряд ли. А если сможет (редко, но бывает и такое, то принесет ли эта успешность радость ему и его родителям? О чем идет речь? Да, о том, что пусть лучше уровень интеллекта спадет с высоко уровня на средний, но пройдут невротические заикания любимого сына, прекратятся тики у красавицы-дочери и т. д. и т. п. Какая мать не согласится?

Педагогический опыт показал, что выпускники детского сада с лучшей дошкольной подготовкой намного легче адаптируются к условиям школы, наиболее общительны, адекватно оценивают свою деятельность, умеют преодолевать возникающие трудности, не испытывают боязни перед публичным выступлением, наиболее успешны в обучении.

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.

Отражением интеллектуального и психического развития ребенка является состояние его речи. Качество работы педагогов детских садов в разделе "Речевое развитие дошкольника" напрямую зависит от умения своевременно и адекватно оценить уровень речевого развития, с тем, чтобы с раннего детства использовать потенциальные возможности каждого малыша для эффективного освоения и познания окружающей действительности.

Следует помнить, что в подготовительной группе окончательно определяется дальнейший образовательный маршрут ребенка и большую значимость имеет речевая готовность ребенка к обучению в школе. В основном с этой целью и проводится диагностика речевого развития детей 6-7 лет.

При выявлении состояния речевого развития детей особое место отводится специальным наблюдениям, которое проводятся в процессе ситуаций общения между сверстниками и взрослыми, речевого сопровождения игровой и продуктивной деятельности, режимных моментов (прогулка).

Наблюдение дает возможность составить предварительное представление о возможностях каждого ребенка в сфере связного высказывания, об инициативности и способности вступать в беседу и поддерживать диалог, о составе фраз, правильности составления простых и сложных предложений, о правильно исполняемой слоговой структуре, о лексическом запасе, о грамматическом оформлении фраз, о фонетическом наполнении слов, об особенностях выразительных средств и темпо-ритмической окраске.

Следующий метод, на который следует обратить внимание - беседа. Нужно помнить: в процессе беседы ребенок без отклонений в речевом развитии умеет поддерживать общение репликами, модуляцией голоса, интонацией, мимикой, жестами и другими невербальными средствами.

Для выявления понимания старшими дошкольниками смысла (значения) слов им предлагают специально подобранные задания, дидактические упражнения и игры.

В процессе воспитательно-образовательной работы в повседневной жизни педагог в течение определенного времени не только наблюдает, но и фиксирует речь детей в специальных таблицах, отмечая как ее недостатки, так и положительные сдвиги, а также трудности, которые испытывают дети при овладении программным материалом. Педагоги определяют сильные и слабые стороны в речевом развитии каждого ребенка и группы в целом. Выявляются общие, наиболее характерные для конкретной группы детей речевые проблемы, которые выносятся во фронтальные формы работы.

В процессе анализа выделяются дети с ярко выраженными индивидуальными особенностями (отклонение или опережение) в речевом развитии.

Детям с ярко выраженными отклонениями (несоответствие возрастной норме) требуется консультация логопеда. Детям с опережением в развитии в последующем необходима индивидуальная работа (в детском саду и особенно в семье).

Таким образом, в результате обследования речи педагоги получают четкую и ясную картину реального речевого развития своих детей.

Главными помощниками в диагностике развития речи детей раннего возраста являются родители. Вниманию родителей могут предлагаться анкеты на выявление раннего речевого развития (гуление, лепет, появление первых слов и т. д., различные опросники [21, c. 144-147].

В результате изучения речи детей педагоги получают данные, требующие серьезного анализа. Полученные данные позволяют наметить пути работы по развитию речи с ребенком в детском саду и в семье. Именно эта информация должна стать содержательной основой последующего общения и взаимодействия педагогов и родителей, специалистов и медиков.

Заключение

Каждый родитель ребёнка, стоящего на пороге школы, испытывает тревогу и сомнения: сможет ли мой ребёнок успешно учиться, будет ли он впитывать ту информацию, которая преподаётся в школе, сможет ли качественно усвоить её и применять в дальнейшей жизни? И, конечно же, особенно это тревожит вас, - тех родителей, чьи дети занимаются со специалистами дефектологами и логопедами в рамках нашего учреждения. Как сделать так, чтобы ребенок легко учился, с удовольствием ходил в школу, был хорошим (или даже лучшим) учеником в классе? В этот период родительские амбиции приводят к парадоксальной ситуации, когда ребенок начинает восприниматься через призму успешности обучения в школе.

Часто родители думают, что для успешной учёбы в школе важно, чтобы ребёнок пришёл в 1 класс читающим (или знающим буквы) и считающим в пределах десятка. Однако, оценка качества чтения у третьеклассников - и тех, кто в первом классе умел читать, и тех, кто не умел, - показывает, что дети в большинстве случаев читают примерно одинаково. Навыки чтения, письма, счета и другие относятся к общеучебным умениям, но, несмотря на свою важность, не они определяют готовность ребенка к школе.

Про так называемую школьную зрелость вам подробно расскажут наши психологи, сейчас же хочется обратить внимание на речевое развитие дошкольника.

Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или не готовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.

Обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями речи осуществляется по специальной системе в специальных детских садах или школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, но принципиально возможно их обучение и воспитание в семье. Прежде всего необходимо установить тесный контакт с ребенком, внимательно, бережно относиться к нему. Обучение состоит в коррекции дефекта устной речи и подготовке к усвоению грамоты. При обучении арифметике особое внимание обращается на развитие понимания текста задач. Пути компенсации зависят от природы дефекта и индивидуальных особенностей ребенка.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Готовность детей к школьному обучению» Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок,.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Ваши дети стоят на пороге нового жизненного этапа - обучения в школе. Каждый родитель хотел бы видеть своего ребенка успешным и счастливым.

Консультация для родителей «Готовность к школьному обучению» Готовность к обучению в школе - это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного.

Мастер-класс для воспитателей «Игровые приемы в подготовке к обучению грамоте детей с речевыми нарушениями» Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста Психологическая готовность к школьному обучению детей дошкольного возраста. Оглавление 1. Понятие психологической готовности в трудах психологов.

Психологическая готовность ребенка к школьному обучению Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент для каждого ребенка. Однако не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному.

Психологические и физические особенности ребенка 6–7 лет. Готовность к школьному обучению Переход ребенка из детского сада в школу, интересный и сложный период. Ребенок существенно изменяет социальную сторону своего развития,.

«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению». Конспект родительского собрания Филиал №2 муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 18 г. Туймазы муниципального района Туймазинский.

Родительское собрание в подготовительной группе «Готовность к школьному обучению» Цели собрания: педагогическое и психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания и обучения детей, поступающих в первый класс.

Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников «Влияние программы «Радость в знании» на готовность к школьному обучению дошкольников» Выполнил студент 5 курса Аракелян Лусине Романовна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 22 ноября 2019 в 22:39
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Марина Тарасевич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД