Татьяна Ерошенко
Семинар-практикум для родителей «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум
Тема:
«Помощь родителям детей с речевыми нарушениями».
Цель:
способствовать формированию у родителей представлений об этапах речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Повышать педагогическую компетентность родителей в области развития речевых способностей детей.
- Предоставить родителям подборку игр и упражнений на развитие звукопроизношения, словаря и связной речи.
Публикация «Семинар-практикум для родителей „Помощь родителям детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
Ход встречи:
1. Мини – лекция логопеда о речи как основном средстве общения.
Логопед. Сегодня мы с вами будем строить дом из кирпичиков, где крыша дома - наша речь, а стены-кирпичики попробуем вместе с вами воссоздать… Мы предложим вам игры и упражнения, которые помогут правильно развивать речь ребенка.
2. Практикум.
1) Начнем с первого кирпичика - «звукопроизношение» - правильное произношение звуков родного языка. К 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным роизношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то это уже не возрастное косноязычие, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы, а нарушение речевого развития. Такие дети и попадают в группу компенсирующей направленности, по-другому – логопедическую группу.
Воспитатель предлагает посмотреть и послушать конкурс чтецов (обращаем внимание на звукопроизношение).
Логопед. От чего же зависит правильность и чёткость звукопроизношения, как вы думаете? Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, губ, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, носоглотки, состоянием прикуса, уздечки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает зависит произношение большинства звуков.
- Тренировать подвижность артикуляционного аппарата поможет общий комплекс артикуляционных упражнений. Выполнять упражнения необходимо перед зеркалом для того, чтобы вы могли осуществлять зрительный контроль за правильностью выполнения движений.
Губки растягиваем, вытягиваем - «улыбка», «поцелуйчик (слоник)».
Зубки сделали «заборчик».
Язык - «выглянул из домика», «поглядел вправо-влево, вверх-вниз». Носик - правильно дышит «вдох носом, не поднимая плечи, выдох через рот». «Толстячки» и «худышки» - надуть щеки, втянуть щеки.
«Лошадка фыркает» - выдыхать воздух через сомкнутые губы, вибрация губ.
«Лошадка скачет» - рот широко открыт, щелканье языком. «Лошадка цокает копытами» - рот широко открыт, цоканье языком по бугоркам у верхних резцов.
«Вкусное варенье» - облизывание губ языком.
- Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Для образования большинства звуков необходимо, чтобы воздушная струя была направлена на середину языка, а не уходила в щёки. Силу, длительность и направленность выдоха помогут развить следующие упражнения:
«Футбол» - понадобится кусочек ватки или комочек бумаги, кубики- ворота. Ребенок дует на ватку, не раздувая щеки. Можно дуть на язычок. Задуваем ватку - мяч в ворота.
«Фокус» - эту же ватку кладем на нос, открываем рот, широкий язык поднимаем вверх, дуем вверх, стараясь сдуть ватку с носа.
«Шторм в стакане» - дуть в воду через соломинку для коктейля.
-Также можно использовать различные игрушки, карандаши, кораблики, султанчики.
2) Второй кирпичик - «фонематическое развитие».
Чтобы научиться произносить звуки ребёнок должен их слышать. Речевое развитие зависит от состояния физического слуха. Фонематический слух – это способность различать звуки родного языка (фонема - звук). Различать близкие по звучанию слова - мал-мял, рак-лак, мишка-миска и т. п. Предлагаем вам поиграть в игры на развитие фонематического слуха:
«Отгадай, что я делаю» - на развитие слухового внимания и различение неречевых звуков. Педагог располагается за ширмой и совершает различные действия: рвёт
бумагу, переливает воду, насыпает крупу, режет ножницами бумагу и т. п.
«Веселый попугайчик» - формирование чувства ритма. Логопед проговаривает слоговые ряды с отхлопыванием каждого слога. По команде педагога, родители повторяют и отхлопывают - па-па-ба, та-да-та, са-са-за-за и т. д.
«Поймай звук» - я буду произносить разные звуки, а вы, когда услышите звук «З», хлопните в ладоши (поймай комара). Выделять можно любой звук.
«Собери словечко» - м - а - к «мак» и т. п.
3) Следующий кирпичик нашего домика - «Словарь».
— Это тот словарный запас, которым владеет ребенок, его багаж. Словарь не только существительных (предметов, но и глаголов (действий, прилагательных (признаков). В дошкольном возрасте ребенок должен научиться классифицировать предметы.
Игра «Назови одним словом» (посуда, мебель, одежда, обувь и т. д.). В старшем дошкольном возрасте ребенок должен уметь выделять лишний предмет и обосновывать свой выбор. Обогащать словарный запас детей можно везде и всюду. Идем по улице, едем в машине, готовим на кухне, возимся на огороде, купаемся в ванной.
Например, купаясь в ванной рассмотрите два полотенца: махровое и льняное, сравните их (пушистое - гладкое, большое - маленькое, длинное - короткое, широкое - узкое). Расскажите, как оно попало к нам (ткач сделал ткань, швея - сшила, водитель - привез в магазин, продавец - продал, мы - купили). Занимаясь на кухне, расскажите, какие продукты лежат в холодильнике, из чего они сделаны, кто потрудился в их приготовлении, что из них готовят и как (режут, жарят, варят, тушат).
Игра «Кто больше скажет слов» - возьмем игрушку Зайчика. Какой зайка? (подбираем прилагательные). Что умеет делать? (подбираем глаголы).
4) Рассмотрим следующий раздел - кирпичик «Грамматический строй речи».
Это умение согласовывать слова между собой, изменять слова.
Игра «Краски» - учит согласовывать существительные и прилагательные.
Например: Я - красный помидор, красное яблоко, красная ягодка.
«Один много» - образуем множественное число существительных. У меня - один предмет, а у тебя - несколько (стол - столы, стул - стулья, яйцо - яйца и т. п.)
«Что из чего?» - образование прилагательных от существительных (стеклянный, шерстяной и т. п.). Очень важно четко произносить окончания слов, чтоб дети смогли правильно их расслышать и повторить.
5) И последним кирпичиком нашего дома будет «Связная речь».
Чтобы дом был красивый, не кривой и кособокий, важен каждый кирпичик. Так и все разделы речи взаимосвязаны между собой и важны.
На разделе «Связная речь» остановимся подробнее.
Упражнение «Расшифруй слова» (пишем на доске). Вниманию родителей предлагается на каждую букву понятия «связная речь» подобрать имя существительное для характеристики этого понятия.
С – связность, систематичность, самооценка.
В – восприятие, важность, взаимодействие.
Я – ясность.
З – знание, занимательность, заинтересованность.
Н – навык, наглядность, необходимость.
А – активность, актуальность.
Я – яркость.
Р – родитель, результат, работа, регулярность.
Е – ежедневность, единение.
Ч – четкость, чистота, честность.
Ь
Презентация воспитателей! Мини-лекция воспитателей «Что такое связная речь, ее виды».
Точного определения связной речи нет. Я предлагаю обратиться к понятию Львова: «Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки». Есть ещё такое определение: «Связная речь - развернутое изложение определенного содержания,
которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически
правильно и образно».
Связная речь — это деятельность; у каждой деятельности есть продукт.
- Что является продуктом связной речи? (высказывание, рассказ).
Связная речь выражается в 2 формах: устной и письменной, и та и другая могут быть выражены в форме диалога и монолога.
Диалог - разговор двух и более людей, постановка вопросов и ответов на них, побуждает к неполным, односложным ответам.
Монологическая речь – развернутый вид речи одного лица, требующий полноты, четкости и взаимосвязи отдельных звеньев повествования. Монолог, рассказ, объяснение направлены на умение сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в тоже время говорить эмоционально, живо, образно.
- Как вы считаете, каким видом речи прежде овладевает ребенок? Почему?
По мнению педагогов и психологов именно монологическая устная речь является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Следовательно, необходимо развивать целенаправленно связную речь. В каких видах деятельности? (пересказ, составление рассказов-описаний, повествований).
- Что такое пересказ? С пересказом все понятно, остановимся более подробно на рассказывании.
По ведущему виду познавательной деятельности в работе по составлению рассказов различают тексты трех видов: по восприятию, представлению, воображению.
Рассказы по восприятию могут быть:
- описательными по предмету, предметной картинке, пейзажной картине;
- повествовательными по сюжетной картине, серии сюжетных картинок;
Рассказы по представлению – рассказы из личного опыта.
Рассказы по воображению - творческие рассказы (придумывание начала и конца рассказа, составление сказки по аналогии, предложенному сюжету).
Показателями связной речи являются: понятность, последовательность, логичность,
точность, плавность, связность, выразительность.
Одним из условий развития связной речи является речевая среда в семье, ее благополучие. Следовательно, речь взрослых является для детей образцом. Очень важно научить ребенка рассказывать сказки, пересказывать. Читая перед сном ребенку сказку, не спешите начинать новую главу. Предложите ребенку вспомнить, на чем вы остановились. Попросите рассказать содержание мультфильма, компьютерной игры и т. д., помогая правильно строить предложения. Придумывание сказок не только развивает речь, но и творчество, и фантазию детей.
Игровой практикум (проводит логопед)
Игра «3агадки». Один родитель описывает предложенную ему картинку с помощью трёх признаков, остальные родители – отгадывают.
«Магазин игрушек». На полочке стоят игрушки. Родители будут «продавать» игрушку не называя ее, а описывая. «Я продам игрушку, которая.».
- Скажите, для какого вида рассказывания подходят эти игры? (описание)
Игра «Прямой эфир»
Представьте, что вас пригласили на ТВ вести программу «Обучаем на дому». Дайте рекомендации по развитию связной речи 5-6 лет дома. Время вашего эфира 2 мин.
Родители по желанию берут микрофон и дают устные рекомендации по развитию связной речи.
3. Обратная связь (с мячом)
- Что вам сегодня понравилось, запомнилось?
Подведение итогов.
Надеемся, что наша встреча была полезна для вас. Предлагаем вам памятки, по которым вы сможете организовать развивающую речевую работу с ребёнком самостоятельно.