Лучший педагог года

Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Наталья Петрушова
Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Тема. Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями

Цель: Активизировать речевую деятельность детей путем применения на занятии метода ТРИЗ.

Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, расширение словаря по темам «Весна», «Насекомые», обобщающим понятиям. Совершенствование грамматического строя (согласование прилагательного и существительного в роде и числе). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление простых предложений). Продолжать совершенствовать навык постановки вопросов.

Публикация «Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями» размещена в разделах

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, артикуляционной моторики с биоэнергопластикой, тонкой и общей моторики, речь с движением. Способствовать развитию интереса детей к окружающему миру; систематизировать знания детей о явлениях природы; развивать умение находить нестандартные подходы к решению задач; тренировать аналитическое мышление, внимание, учится выделять отличительные признаки путем сравнения, находить оригинальные решения. Подвести к осознанному применению понятий «хорошо» и «плохо» в отношении к явлениям природы.

Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитывать любовь к природе. Формировать навык сотрудничества, умения выслушивать ответы-вопросы детей.

Взаимодействие областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, физическое развитие.

Методы и приёмы:

Вопросы, игра – путешествие, дидактические игры, пальчиковые упражнения, биоэнергопластика, составление загадок.

Предварительная работа: Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду, игра «Данетка», составление загадок

Оборудование: ИКТ, игрушка Лунтик, предметные картинки, бланки-раскраски

Ход НОД:

Л-д: К нам сегодня на занятие пришел необычный гость, но прежде чем он появится, вы попробуйте отгадать кто это.

Он сиреневый такой,

Машет весело рукой.

Он свалился к нам с луны –

Его знают, любят малыши.

Дети: (Лунтик)

Л-д: Ребята, посмотрите, а вот и наш гость. Поздоровайтесь с ним. А как вы думаете, как он у нас появился?

Дети: Упал с луны.

Л-д: А каким образом еще мог он у нас появиться?

Дети: Прилететь, прибежать, прийти, появиться с помощью волшебной палочки, шапки – невидимки и. т. д.

Л-д: А если прилететь, то на чем?

Дети: На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле.

Л-д: Ребята, Лунтик спрашивает: «Какое сейчас время года?»

Дети: Весна.

Л-д: А что такое весна?

Дети: Ярче светит солнышко, тепло, зеленеет травка.

Л-д: Правильно, пришла весна, и все вокруг ожило, засуетилось, принялось за свои дела.

Игра «Узнай меня».

Л-д: Послушайте, запомните, повторите ряд слов и скажите, что это:

Греет, светит, радует (Солнце)

Скворец, ласточка, грач (Птицы)

Капает, тает, висит (Сосулька)

Ветки, почки, ствол (Дерево)

Ранняя, холодная, долгожданная (Весна)

Говорливый, быстрый, журчащий (Ручей)

Бежит, журчит, течет (Ручей)

Первый, белый, хрупкий (Подснежник)

Зеленая, весенняя, молоденькая (Трава)

Слайды.

Л-д: Посмотрите, пожалуйста, какую картину нарисовал Лунтик. Вам нравится она? Почему? Какое настроение у картины?

Дети: На ней все изображено серым.

Игра "Оживим картину"

Л-д. Давайте оживим ее. Для этого возьмем коробку с красками и скажем в нее все то, что хотим нарисовать. Свой ответ вы должны начать со слов: Я хочу нарисовать…. (Дети: яркое солнце, голубое небо, зеленую траву.) Перемешаем краски. Скажем волшебные слова: Раз, два, три картина оживи. (Слад с анимацией (изменение картины).)Как вы думаете, изменилось ли ее настроение? Какой стала картина?

Дети: Картина стала яркой, радостной.

Л-д: А хорошо ли нам весной?

Дети: Хорошо.

Игра «Хорошо — плохо».

Л-д: Что хорошо весной?

Дети: Весной прилетают птицы; просыпаются животные, насекомые; земля покрывается травой и цветами; светит солнце; небо голубое; день длинный; можно на улице долго гулять.

Л-д: А что плохо?

Дети: Ранней весной то холодно, то тепло. Идут дожди. Грязь на улице.

Л-д: Какое тогда у вас настроение?

Дети: Грустное.

Л-д: А какое сегодня настроение у погоды? Почему? (Ответы детей.)

Л-д: Сегодня на улице хорошая погода и Лунтик предлагает отправиться погулять. А для этого нам надо построиться.

Речь с движением «Ковер».

Мы по ковру идем с тобой,

Его никто не ткал.

Лежит у речки голубой

И желт, и синь, и ал.

Л-д: Дети, как вы думаете, какого цвета луг? (Зеленого.) Почему?

Дети: Потому что он покрыт зеленой травой.

Л-д. А что еще бывает зеленым?

Дети: зеленое яблоко, зеленая одежда. (Слайд.).

Л-д. Лунтик! Ребята, а где же Лунтик? Смотрите он оказался на полянке. Как же он туда попал?

Дети: с помощью волшебной палочки, ковра-самолета…

Л-д. Лунтик предлагает нам с ним поиграть в загадки. Он будет показывать геометрическую фигуру, а мы должны угадать его друга. Кто друзья у Лунтика?

Дети. Насекомые.

Л-д. Если мы правильно угадаем. То это насекомое появится.

Игра-упражнение «Друзья». (Слайды)

Л-д. Лунтику понравилось играть с нами и он прислал конверт с загадками.

Игра «Данетка» (Схема для постановки вопросов, предметные картинки:

подснежник, резиновые сапоги, малина, жук)

Л-д. (Слайд) А жучок не простой, он предлагает нам сделать артикуляционную гимнастику.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой (упражнения выполняются стоя).

Л-д: Ребята, давайте составим загадки, а Лунтик их загадает своим друзьям.

Игра «Загадки»

Ручей, солнце, трава, небо

Ручей : Какой? Что бывает таким же?

голубой небо

прозрачный стакан

звенящий колокольчик

Голубой как весеннее небо,

прозрачный как пустой стакан,

звенящий как серебристый колокольчик.

Рефлексия

Л-д. Лунтик прощается с нами. До новых встреч. Как хорошо весной. А что было бы, если бы весна никогда не пришла?

Публикации по теме:

Использование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речиИспользование приемов мнемотехники в развитии речи у детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи Развитие речи является одной из важнейших задач при подготовке детей к школе. Педагогическое воздействие при устранении речевых нарушений.

Особенности поведения детей с речевыми нарушениями Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения.

Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями» Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Фонетическая ритмика как средство развития интонационной выразительности речи у детей с речевыми нарушениями Фонетическая ритмика КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ у детей с речевыми нарушениямиАннотация: В статье представлен.

Использование ИКТ на занятиях по развитию связной речи у детей с речевыми нарушениями ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ О ГРИБАХ" Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию презентацию "Загадки о грибах". Угадывание загадок о грибах.

Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с речевыми нарушениями Содержание: 1. Развитие связной речи является важной частью в обучении детей дошкольного возраста. 2. Развитие связной речи дошкольников.

Использование приёмов ТРИЗ в развитии связной речи у детей дошкольного возраста Подготовила: Кобликова В. В воспитатель МКОУ СШ №1 Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие,.

Семинар-практикум для родителей «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями» Семинар – практикум Тема: «Помощь родителям детей с речевыми нарушениями». Цель:способствовать формированию у родителей представлений об.

Социализация детей с нарушениями в развитии речи В настоящее время возросло количество случаев, когда у ребёнка в процессе обучения возникают трудности, связанные с различными нарушениями.

Упражнения для развития связной речи у дошкольников с речевыми нарушениями .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями
Опубликовано: 18 мая 2019 в 11:01
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Метод ТРИЗ в развитии речи детей с речевыми нарушениями» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Петрушова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД