МААМ-картинки

Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями»

Наталья Алыкова
Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность проекта

Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование социально - коммуникативных навыков детей с нарушением является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения.

Публикация «Проект „Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах

ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.

У детей с нарушениями речи наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими детьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.

Решающим фактором становления общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, формирования его личности.

Объект исследования.

В процессе реализации проекта детям необходимо изучить отношения между родителями и детьми.

Предмет исследования. Помогут понять межличностные отношения сказочные герои.

Вхождение в тему проекта.

Владик в понедельник пришел в логопедический кабинет без папки для домашнего задания. «Мама не положила мне папку. Это она виновата! Мама не следит за нами!» - сказал он. Костя возмутился: «Это же твоя папка. Ты сам должен ее носить!» Маша добавила: «Почему так говоришь про маму! Ее надо уважать. У мамы много дел.»Я считаю, что одним из доступных способов донесения материала до детей является литература, художественное слово, сказки. Формировать уважительное отношение к взрослым, членам семьи, сверстникам будем через героев сказок. Так родился проект «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Метод трех вопросов.

1. Что мы знаем об уважении?

-Уважать нужно бабушек. (Максим)

-Маму и папу тоже надо уважать. (Ирина)

-Всех взрослых тоже надо уважать. (Саша)

-Воспитателей надо уважать. (Стас)

2. Что хотим узнать.

- Давайте узнаем, кого еще надо уважать. (Демьян)

- Какими словами можно выразить уважение? (Костя).

- В каких книжках говорится про уважение? (Маша)

3. Что мы можем сделать, чтобы узнать?

- Спросить у родителей. (Маша)

- Спросить у воспитателей. (Костя).

- Посмотреть в интернете. (Катя)

Цель и задачи проекта

Цель проекта :

Формирование социально – коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями через использование художественной литературы на логопедических занятиях.

Задачи проекта :

1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.

4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.

5. Формировать у детей основы готовности к совместной деятельности со сверстниками.

6 .Развивать интерес к художественной литературе. Поощрять рассказы детей о своем восприятии конкретного литературного героя.

7. Обогатить предметно-развивающую среду кабинета.

8. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении воспитания любви к чтению детей.

Гипотеза:

Если целенаправленно, систематически формировать у детей, имеющих речевые нарушения, социально – коммуникативные навыки,то дети достигнут значительных успехов в межличностном общении со взрослыми и сверстниками.

Участники проекта дети, родители, учитель-логопед.

Целевая группа проекта :

проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :

Дети должны:

* С уважением относиться к взрослым и детям, в процессе осуществления проекта повысить свой социальный и эмоциональный интеллект.

* Знать и употреблять при разговоре вежливые слова.

*Нарисовать совместный рисунок «Сказочный герой».

*Узнать у родителей, какие сказки они любили в детстве и почему.

*Собрать коллекцию любимых сказок.

*Создать сказку об уважении.

Предполагаемый результат проекта для родителей :

* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.

* Получение консультаций по вопросам формирования социально –коммуникативных навыков.

* Укрепление связей между детским садом и семьёй.

*Помочь детям узнать историю создания сказок.

Реализация проекта по пяти образовательным областям.

Речевое развитие : чтение художественной литературы, отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц, составление словаря, составление сказки об уважении.

Словарь понятий и новых слов.

Имена существительные: уважение, вежливость, отношение, благодарность, доброта.

Глаголы: уважать, благодарить, ухаживать, относиться.

Имена прилагательные: добрый, благодарный, отзывчивость, уважительный.

Наречия: важно, сознательно, внимательно.

Познавательное развитие.

Беседа об уважительном отношении к взрослым и сверстникам, создание коллекции книг, история создания сказок.

Социально-коммуникативное развитие.

Книга как подарок; рассказ детей, какие сказки они любят; какие сказки любят их родители ; анкетирование сотрудников.

Физическое развитие.

Физминутки, пальчиковые игры.

Художественно- эстетическое развитие.

Слушание песни «Доброта», просмотр мультфильмов - сказок, рисование героев любимых сказок, рисование иллюстраций к сказке об уважении.

Предметно – развивающая среда.

Создание альбома «Любимый сказочный герой», коллекции сказок.

Предполагаемые риски.

*Не все родители могут принять участие в проекте.

*Книги, которые принесли дети, могут потеряться.

Структура проекта.

1. Подготовительный.

Подбор и изучение материалов по теме. Составление плана мероприятий. Подбор пальчиковых игр и физминуток. Составление текста обращения к родителям по поводу мероприятий, проводимых в рамках проекта.

2. Основной.

Проведение основной образовательной деятельности по темам: «Семья», «Детский сад», «Чтение художественной литературы» .Оформление консультаций для родителей;

3. Заключительный этап.

Презентация проекта. Инсценировка сказки

Краткое описание проекта по этапам

Тип проекта : Групповой, творческий, информационный.

Продолжительность проекта : две недели

Сроки реализации проекта : 15-26 октября 2018г.

Подготовительный этап

Сбор литературы по данной теме.

Опрос детей по теме проекта.

Составление плана работы.

Разработка содержания проекта.

Основной этап

Наглядная информация для родителей на тему:

«Воспитание социально- коммуникативных навыков у детей» Познавательное занятие по теме «Семья»

Подборка художественных произведений,

пословиц, загадок, словесных игр по данной теме.

Познавательное занятие по теме «Детский сад»

Художественное слово, загадки, художественная литература:

Ирис Ревю «Сказка о том, как Кузнечик стал уважать отца и мать»

«Заяц – хвастун» русская народная сказка

Единство навсегда Наталья Майданик

«Моя родня» А. Аким

Заключительный этап

Итоговое занятие:

Пересказ сказки по ролям

Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.

Литература и интернет-ресурсы

1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.

2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.

3. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.n.achalka.com/igromir

4. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Академия, 1989.

5. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.

6. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М. : Педагогика, 1997.

7. Репина Т. А. Общение детей в детском саду. М. 1990

8. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.

9. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.

10. Смирнова Е. Н. Особенности игры и психического развития. //Дошкольное воспитание. 2004. - №3. - с. 69-71.

11. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 1976.

Публикации по теме:

Формирование социально-коммуникативных навыков посредством игровой деятельности у детей раннего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ручеёк» «Формирование социально-коммуникативных навыков.

Опыт работы по формированию социально-коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста Опыт работы воспитателя по формированию социально–коммуникативных навыков у девочек дошкольного возраста. Пояснительная записка. Основные.

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста» «Развитие социально-коммуникативных навыков у детей среднего.

Воспитание социально-коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности Консультация для воспитателей: «Воспитание социально- коммуникативных отношений детей в процессе игровой деятельности» Одним из показателей.

Консультация для родителей «Развитие социально-коммуникативных навыков посредством театрализованной деятельности» Все родители хотят чтобы их дети были счастливы, улыбались и умели общаться с окружающими. Мы для вас подготовили консультацию которая поможет.

Мастер-класс «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста» МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ «Роль подвижных игр в развитии социально-коммуникативных навыков.

Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Методические рекомендации для педагогов по формированию социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников с ЗПР Целенаправленное.

Песочная терапия, как способ развития социально-коммуникативных навыков детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» № 23 «Социально – коммуникативное развитие детей младшего.

Развитие социально-коммуникативных навыков старших дошкольников посредством двигательной деятельности Дошкольный возраст - начало взаимоотношений с другими людьми, а ведь общению ребёнок может научиться, только взаимодействуя: сначала со.

Опыт работы на тему «Развитие социально-коммуникативных навыков в музыкальной деятельности у детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это важный период в жизни человек. Достаточно серьёзную роль в формировании коммуникативных навыков играет детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 23:36
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Алыкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД