Наталья Алыкова
Проект «Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Ориентация современной логопедии и педагогики на гуманизацию образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, его личностного самоопределения. Особенно остро эта проблема назрела в отношении детей с нарушениями речи. По данным психолого-педагогических исследований, процесс личностного развития и самоопределения этих детей затруднен. Принципиальный подход к решению данной проблемы представлен в трудах Л. С. Выготского, который рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и устранения недостатков аномального ребенка. Исходя из концепции Л. С. Выготского, можно утверждать, что формирование социально - коммуникативных навыков детей с нарушением является одной из приоритетных задач дошкольных образовательных учреждений по коррекционной работе с ними, так как результативность и качество процесса общения в большей степени зависит от уровня коммуникативных навыков субъектов общения.
Публикация «Проект „Воспитание социально-коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
ФГОС ДО ориентирован на создание ситуации социальной успешности дошкольников, а для этого особое значение приобретает формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими как залога их благополучного развития.
У детей с нарушениями речи наблюдаются трудности в организации собственного речевого поведения, что отрицательно сказывается на их общении с окружающими детьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференнированость словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, своеобразие связанного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей являются снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации (диалогическая и монологическая речь, особенности поведения; незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм.
Решающим фактором становления общения ребенка является его взаимодействие с взрослыми, отношение к нему взрослых как к личности, учет ими уровня сформированности коммуникативной потребности, который достигнут ребенком на данном этапе развития. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы. Особое воздействие на становление психической жизни ребенка оказывает успешность развития его отношений со сверстниками. Таким образом, существует единая система формирования общения ребенка, формирования его личности.
Объект исследования.
В процессе реализации проекта детям необходимо изучить отношения между родителями и детьми.
Предмет исследования. Помогут понять межличностные отношения сказочные герои.
Вхождение в тему проекта.
Владик в понедельник пришел в логопедический кабинет без папки для домашнего задания. «Мама не положила мне папку. Это она виновата! Мама не следит за нами!» - сказал он. Костя возмутился: «Это же твоя папка. Ты сам должен ее носить!» Маша добавила: «Почему так говоришь про маму! Ее надо уважать. У мамы много дел.»Я считаю, что одним из доступных способов донесения материала до детей является литература, художественное слово, сказки. Формировать уважительное отношение к взрослым, членам семьи, сверстникам будем через героев сказок. Так родился проект «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Метод трех вопросов.
1. Что мы знаем об уважении?
-Уважать нужно бабушек. (Максим)
-Маму и папу тоже надо уважать. (Ирина)
-Всех взрослых тоже надо уважать. (Саша)
-Воспитателей надо уважать. (Стас)
2. Что хотим узнать.
- Давайте узнаем, кого еще надо уважать. (Демьян)
- Какими словами можно выразить уважение? (Костя).
- В каких книжках говорится про уважение? (Маша)
3. Что мы можем сделать, чтобы узнать?
- Спросить у родителей. (Маша)
- Спросить у воспитателей. (Костя).
- Посмотреть в интернете. (Катя)
Цель и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование социально – коммуникативных навыков у детей с речевыми нарушениями через использование художественной литературы на логопедических занятиях.
Задачи проекта :
1. Создать условия для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
5. Формировать у детей основы готовности к совместной деятельности со сверстниками.
6 .Развивать интерес к художественной литературе. Поощрять рассказы детей о своем восприятии конкретного литературного героя.
7. Обогатить предметно-развивающую среду кабинета.
8. Укрепить связи между детским садом и семьёй, изменить позицию родителей в отношении воспитания любви к чтению детей.
Гипотеза:
Если целенаправленно, систематически формировать у детей, имеющих речевые нарушения, социально – коммуникативные навыки,то дети достигнут значительных успехов в межличностном общении со взрослыми и сверстниками.
Участники проекта дети, родители, учитель-логопед.
Целевая группа проекта :
проект предназначен детям старшего дошкольного возраста.
Ожидаемые конечные результаты реализации проекта :
Дети должны:
* С уважением относиться к взрослым и детям, в процессе осуществления проекта повысить свой социальный и эмоциональный интеллект.
* Знать и употреблять при разговоре вежливые слова.
*Нарисовать совместный рисунок «Сказочный герой».
*Узнать у родителей, какие сказки они любили в детстве и почему.
*Собрать коллекцию любимых сказок.
*Создать сказку об уважении.
Предполагаемый результат проекта для родителей :
* Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей.
* Получение консультаций по вопросам формирования социально –коммуникативных навыков.
* Укрепление связей между детским садом и семьёй.
*Помочь детям узнать историю создания сказок.
Реализация проекта по пяти образовательным областям.
Речевое развитие : чтение художественной литературы, отгадывание загадок, объяснение смысла пословиц, составление словаря, составление сказки об уважении.
Словарь понятий и новых слов.
Имена существительные: уважение, вежливость, отношение, благодарность, доброта.
Глаголы: уважать, благодарить, ухаживать, относиться.
Имена прилагательные: добрый, благодарный, отзывчивость, уважительный.
Наречия: важно, сознательно, внимательно.
Познавательное развитие.
Беседа об уважительном отношении к взрослым и сверстникам, создание коллекции книг, история создания сказок.
Социально-коммуникативное развитие.
Книга как подарок; рассказ детей, какие сказки они любят; какие сказки любят их родители ; анкетирование сотрудников.
Физическое развитие.
Физминутки, пальчиковые игры.
Художественно- эстетическое развитие.
Слушание песни «Доброта», просмотр мультфильмов - сказок, рисование героев любимых сказок, рисование иллюстраций к сказке об уважении.
Предметно – развивающая среда.
Создание альбома «Любимый сказочный герой», коллекции сказок.
Предполагаемые риски.
*Не все родители могут принять участие в проекте.
*Книги, которые принесли дети, могут потеряться.
Структура проекта.
1. Подготовительный.
Подбор и изучение материалов по теме. Составление плана мероприятий. Подбор пальчиковых игр и физминуток. Составление текста обращения к родителям по поводу мероприятий, проводимых в рамках проекта.
2. Основной.
Проведение основной образовательной деятельности по темам: «Семья», «Детский сад», «Чтение художественной литературы» .Оформление консультаций для родителей;
3. Заключительный этап.
Презентация проекта. Инсценировка сказки
Краткое описание проекта по этапам
Тип проекта : Групповой, творческий, информационный.
Продолжительность проекта : две недели
Сроки реализации проекта : 15-26 октября 2018г.
Подготовительный этап
Сбор литературы по данной теме.
Опрос детей по теме проекта.
Составление плана работы.
Разработка содержания проекта.
Основной этап
Наглядная информация для родителей на тему:
«Воспитание социально- коммуникативных навыков у детей» Познавательное занятие по теме «Семья»
Подборка художественных произведений,
пословиц, загадок, словесных игр по данной теме.
Познавательное занятие по теме «Детский сад»
Художественное слово, загадки, художественная литература:
Ирис Ревю «Сказка о том, как Кузнечик стал уважать отца и мать»
«Заяц – хвастун» русская народная сказка
Единство навсегда Наталья Майданик
«Моя родня» А. Аким
Заключительный этап
Итоговое занятие:
Пересказ сказки по ролям
Презентация проекта для педагогов ДОУ, сообщение из опыта работы по проекту.
Литература и интернет-ресурсы
1. Актуальные проблемы дошкольного образования / под ред. Т. М. Бабуновой. – Магнитогорск : Сфера, 2003.
2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка //Вопросы психологии. 1966. - №6.
3. Жукова Т. Путешествие в игромир. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.n.achalka.com/igromir
4. Игра дошкольника / Под ред. С. Л. Новоселовой. - М. : Академия, 1989.
5. Игра в дошкольном возрасте: пособие для воспитателей детских садов. / Под ред. Дороновой Т. Н., Карабановой О. А., Соловьевой Е. В. М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2002.
6. Карабанова О. С. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М. : Педагогика, 1997.
7. Репина Т. А. Общение детей в детском саду. М. 1990
8. Сергеева, Д. В. Воспитание детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности / Под ред. Д. В. Сергеевой. - М. : ВЛАДОС, 2007.
9. Снегирева Л. А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников: методические рекомендации. Минск, 1995.
10. Смирнова Е. Н. Особенности игры и психического развития. //Дошкольное воспитание. 2004. - №3. - с. 69-71.
11. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. М. : Просвещение, 1976.