Екатерина Аксенова
Комплексный коррекционно-развивающий проект для детей с речевыми нарушениями «Песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематика проекта : Комплексный коррекционно - развивающий проект для детей с речевыми нарушениями.
Название проекта : Песочная страна
Целевая группа: дети старшего дошкольного возраста, родители и педагоги.
Содержание проекта : Самым главным показателем развития речи служит связная речь. Именно связное высказывание сильнее всего нарушено при общем недоразвитии речи. На сегодняшний день воспитатели, работающие с детьми ОНР используют разные технологии, применение которых способствуют эффективному речевому развитию ребенка. Естественная потребность детей играть с песком натолкнула нас на мысль создание в группе «Песочной страны». Новизной и отличительной особенностью проекта стало использование песка для развития речевой активности и творческих способностей детей. Так и создался наш проект «Песочная страна». В основе проекта - игры с песком как средство развития речевой активности и творческих способностей дошкольников.
Публикация «Комплексный коррекционно-развивающий проект для детей с речевыми нарушениями „Песочная страна“» размещена в разделах
В самом начале педагоги использовали опыт и идеи, предложенные Т. Д. Зинкевич – Евстигнеевой, Т. М. Грабенко, О. Б. Сапожниковой, Е. В. Гарновой, Н. А Сакович. В дальнейшем работа по проекту обогатилась новыми разработками педагогов нашей группы.
Проект «Песочная страна» направлен на решение коррекционно - развивающих задач :
-развитие речевого дыхания;
- развитие мелкой моторики рук;
- автоматизация и дифференциация звуков;
- обогащение и закрепление словарного запаса;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- закрепление лексико - грамматических представлений;
- развитие связной речи, обучение пересказыванию;
- развитие творческих способностей.
Реализация проекта проводилась поэтапно
1 этап - Знакомство с «Песочной страной».
На данном этапе было важно познакомить детей с разнообразием песка (кварцевый, речной, кинетический, цветной). Привлечь внимание родителей (проведение мастер класса по изготовлению песочной вазы, выставка песочных картин, создание журнала «Любознайка», пополнение уголка лексическими игрушками). Проводились упражнения и игры на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. «Песочный Дождик», «Следы – узоры», «Ныряние», «Тесто» и «Змейка и червячки» т. д.
Исследовательские игры познакомили детей со свойствами песка, закрепили и обогатили активный словарь.
2 этап – Путешествие по «Песочной стране».
Песочница предоставляет детям возможность наглядного показа применения грамматических форм. Успешно и динамично развивать фонематическое восприятие и слух, проводить автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков. Прием моделирования в песке наполнил речь детей конкретным производимым действием, что помогло активизировать пассивный словарь. Кроме того, созданные ситуации в песке способствовали развитию диалогической речи. На этом этапе активно использовались игры: «Совпадение», «Что случилось?», «Родные слова», «Я делал – я сделал», «Две игрушки», «Начни предложения» и т. д.
3 этап – Творческий.
Сочетание литературной основы и возможности смоделировать и проиграть описанную ситуацию помогают детям совершенствовать речевые умения и навыки. Педагоги помогают развивать творческое воображение через драматизацию сказок. На данном этапе дети действуют в разных ролях: автор, режиссер, артист и зритель. Ребята не только закрепляют навыки драматизации, но и дополняют, оценивают выступления сверстников, отрабатывают интонационную выразительность речи. Песок и «волшебные» предметы побуждают детей к творческой активности. Так создались сказки на новый лад: «Приключения Колобка в Африке», «Три поросенка ищут клад», «Красная шапочка и крокодил», «Приключения мышонка» и т. д.
Для реализации проекта «Песочная страна» нужна песочница, разные виды песка, наборы мелких игрушек разной тематики, наборы небольшого конструктора, трафареты – штампы предметные, трафареты с буквами, камешки и пуговицы, трубочки коктейльные для раздувания по песку, палочки и веревочки, герои и атрибуты к сказкам, картотеки игр с песком.
Проект долгосрочный – 1 год, периодичность занятий 1 раз в неделю. Форма работы подгрупповая и индивидуальная.
Результаты
Педагоги обратили внимание, что у ребят возрос интерес к логопедическим занятиям, усиливается заинтересованность в происходящем. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это дает возможность детям ощущать себя успешными. Игра в песочнице не имеет методических ограничений. Это дает больше возможности для работы с детьми с нарушениями речи, для творчества. У детей появилось желание узнать что – то новое, экспериментировать, проявляя самостоятельность и свою фантазию. В играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, память, мышление, а главное речь и моторика. Педагогами был накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр в песочнице. Использование песка в своей работе позволило развивать не только все стороны речи. В «Песочной стране» ребенок и педагог легко обмениваются идеями, что позволяет построить партнерские и доверительные отношения. Родители отмечают, что дети стали более открытыми и успешными.
В ходе проведения проекта «Песочная страна» было обнаружено, что у детей совершенствуется предметно – игровая деятельность, что способствует развитию театрализованной игры и коммуникативных навыков. Связно, выразительно и последовательно дети научились пересказывать небольшие произведения, придумывать свои сказки и истории. Наибольшую трудность для детей представили тексты – описания. Поэтому учитывая специфику детей с речевыми нарушениями, мы решили обратиться к опыту обучения пересказу при использовании методики «цепного текста» В. К. Воробьевой.
Дальнейшее развитие
Дальнейшее развитие нашего проекта мы видим : в оснащении песочницы специальной настольной лампы с разной подсветкой, создание песочной студии и приглашение малышей в нашу песочную страну, изготовление мини- книжек своими руками по уже придуманным сказкам.
Дополнительно
Реакция со стороны детей проявилась в заинтересованности «Песочной страной». Многие дети сразу стали активными участниками на занятиях, проявляя инициативу, самостоятельность.