ольга платонова
Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №114 о. в.» г. Магнитогорска
«Особенности развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста»
Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого развития детей. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи – лексической, грамматической, фонематической. В связной речи отражается логика мышление ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и правильно выразить его. По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.
Темочки:
- Возрастные особенности детей 5-6 лет
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Связная монологическая речь у детей старшего дошкольного возраста реализуется в двух основных формах: пересказ и рассказ.
Пересказ является повторением услышанного или прочитанного текста. Это сложная речевая деятельность, в которой задействованы все высшие психические функции. Пересказ как навык необходимо формировать у детей в процессе дошкольного обучения и воспитания.
Рассказ – это несколько предложений, которые объединены одной темой и несут ту или иную информацию в зависимости от ситуации. Выделяют типы монологов :
1. по картине;
2. из личного опыта;
3. описание предмета;
4. творческие рассказы.
В зависимости от ведущего психологического процесса, выделяют рассказы по памяти, восприятию, воображению.
Монолог реализуется посредством программирования будущего высказывания, отличительной его особенностью является логичность, последовательность реплик, грамматически и лексически правильно построенных. Целью монолога является построение единого смыслового структурно целого высказывания. При высоком уровне сформированности связной речи ребенок способен воспринимать и пересказывать текстовые материалы, давать развернутые ответы на поставленные вопросы, может самостоятельно излагать свои суждения.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Данная технология имеет, теоретическую, основную она базируется на представлении о сложной и активной природе процессов запоминания, опирающихся на целый ряд совместно работающих аппаратов мозговой коры человека, тем самым она открывает широкие возможности для более эффективного заучивания стихотворения текста, пересказа прослушанного или прочитанного рассказа. Самые известные в наше время системы – это «речевая мнемотехника» Самвэла Гарибяна, основанная на речевом мышлении, использующая рассказы и речевые конструкции, и система запоминания «Джордано» В. А. Козаренко, основанная на чистом визуальном мышлении и потом обладающая высокой эффективностью. Мнемотехника формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую информацию; развивать образное мышление, творческие способности детей; зрительную память.
Овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. Обучение мнемотехнике можно сравнить с обучением машинописи, стенографии. Для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Без упражнений освоить мнемотехнику нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться этим навыком, а может и не пользоваться. Сама по себе информация запоминаться не будет.
Для запоминания каждый раз придется применять сформированный навык запоминания – последовательность определенных мыслительных действий, ведущих к фиксации информации в мозге.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. В мнемотаблице можно изобразить практически всё, то есть произвести графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Но изобразить так, чтобы детям было понятно.
Овладение приемами работы с мнемотехники значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления и речи;
Перекодирование информации, то есть преобразования из абстрактных символов в образы;
Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Важно научить детей к последовательности работы с мнемотаблицами.
Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.
Мнемотехнику можно применять при заучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план – схема, а затем дети сами создают свою схему.
При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать мнемотехнику. Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению.
Таким образом, использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности, и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.
Платонова Ольга Владимировна
Воспитатель высшей квалификационной категории