Лучший педагог года

Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста

Елена Хабибулина
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста

Картинкам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы уже знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его мыслительной способности и речи. Картинки раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими вызываемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, вызываемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Потому-то они так ценны и значение их так велико. (Тихеева Е. И).

Публикация «Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста» размещена в разделах

Картинки широко применяются в обучении и воспитании детей раннего возраста. Ребенок проявляет большой интерес к картинке. Известно, с каким увлечением даже самые маленькие дети рассматривают иллюстрации в книгах, журналах и задают бесчисленные вопросы взрослым.

Картинкой можно отвлечь ребенка от нежелательной деятельности, заставить забыть огорчения и слезы. Когда мы показываем детям красочную картинку с простым, понятным содержанием, то даже молчаливые, застенчивые дети, недавно пришедшие в детский сад, вступают в разговор.

Она вызывает активную работу мышления, памяти и речи. Рассматривая картинку, ребенок называет то, что он видит, спрашивает о том, что ему непонятно, вспоминает об аналогичном событии и предмете из его личного опыта и рассказывает об этом.

Большая радость, которую доставляют они ребенку, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятий у него проявляются уже начатки функций высшей формы - чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях - основная цель при занятиях с детьми данного возраста.

На всех занятиях с использованием картинки перед воспитателем прежде всего стоят следующие задачи:

1) учить детей рассматривать и правильно понимать содержание картинки;

2) воспитывать чувства детей, т. е. вызывать правильное отношение к тому, что нарисовано;

3) расширять запас слов у детей, чтобы они могли свободно и уверенно называть изображенное художником.

С помощью картинок воспитатель расширяет представления детей об окружающем, знакомит с тем, чего они в данный момент не могут видеть, уточняет то, что дети недостаточно знают. Так, например, по картинке можно познакомить детей со средствами передвижения, которых нет там, где живут дети; по картинам дети составляют первые представления о диких зверях и т. д. Но она не должна подменять или заслонять живой действительности.

С какой бы целью ни обращался воспитатель к картинке, он должен помнить, что картинка оставляет значительный след в сознании детей, она активизирует не только деятельность мышления и речи, но и чувства. С помощью картинки педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картинки - это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам, чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни.

Картинки подбираются воспитателем в соответствии с требованиями программы по ознакомлению детей с окружающим и воспитательными задачами. Прежде всего - это специально созданные дидактические картинки, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.)

Кроме того, педагог подбирает предметные картинки - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними, классифицирует их по темам (мебель, одежда, посуда, животные; «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А. Веретенникова, художник А. Комаров).

Сюжетные картинки, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом. В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации книг, с помощью которой оживают герои произведений.

Картины могут быть представлены в виде лото и игр парами. Цель этих игр - расширять словарь: активизировать речь малыша, побуждая его отвечать на вопросы; обучать правильному произношению, умению изменять слова по частям речи, родам, падежам; знакомить детей с правилами игры; учить смотреть, что показывает воспитатель, называть и искать аналогичные изображения, обращаться к педагогу со словесной просьбой - дать соответствующую картинку; учить детей закрывать свои картинки.

М. М. Конина считала, что разные типы картинок должны по-разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картинки располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображенного предмета. Сюжетная картинка наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

При отборе картинок для занятий с детьми к ним предъявляется ряд требований: содержание картинки должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему; картинка должна быть высокохудожественной; изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими; условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми; следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения. Не должно быть картинок с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное сокращение и заслонение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка. Также следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сложным. По своему содержанию картинка должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов.

Дети раннего возраста еще не умеют рассматривать картинки, не всегда могут устанавливать взаимосвязи между персонажами, иногда не понимают способы изображения объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о картинке. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.

Занятие по картинке, которую дети видят впервые, начинается с беседы. Цель такой беседы - подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и в то же время научить их отвечать на вопросы.

В беседе по картинке вопросы воспитателя - основной прием обучения. Очень важен порядок вопросов, посредством которых педагог руководит рассматриванием картинки. В начале он использует вопросы, помогающие восприятию общего смысла картинки. Затем перед детьми ставятся вопросы, побуждающие к анализу содержания. После этого предлагаются вопросы, требующие установления связей между изображенными предметами, лицами. Далее следуют вопросы, которые стимулируют воображение ребенка, побуждают к самостоятельным выводам, суждениям.

Вопросы воспитателя должны быть максимально конкретными; с этой целью полезно вопрос сопровождать показом той части или той детали картинки, о которой идет речь.

Занятия по картинке проводятся таким образом. Когда дети займут свои места, воспитатель вывешивает картинку так, чтобы всем детям она была хорошо видна. Первые минута-две проходят в молчаливом созерцании картинки, которое может прерываться негромкими возгласами детей, выражающими свои первые впечатления и чувства. Затем воспитатель предлагает всем детям посмотреть на одну из частей картинки : «Дети, посмотрите вот сюда» - и задает вопросы о действующих лицах, о том, что они делают, какие они.

Когда исчерпано содержание этой части картинки или, когда рассмотрели одну группу действующих лиц, нужно перейти к рассмотрению следующей части картинки[26].

Так последовательно идет восприятие всей картинки, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картинки, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, своеобразные игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование - "Кто больше увидит на картинке?", побуждая его к наблюдательности и высказываниям. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картинки, а игровые приемы поддерживают интерес к ней. Такое рассматривание картинки приближается к разговору воспитателя с детьми.

При рассматривании картинок воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картинка динамична («Кошка с котятами», лучше в первую очередь обратить внимание детей на динамику, действия персонажей (играющий котенок). Если картинка яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с этого и надо начинать рассматривание («Куры» - яркий петух). В цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа. Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований - предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, "природной" раскраске.

Заранее (до занятия) картинку малышам показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картинке быстро пропадет. Самостоятельное восприятие у малышей развито недостаточно.

Беседа воспитателя с детьми по картинке носит живой, непринужденный, но в то же время организованный характер обмена мнениями и впечатлениями. В такой беседе вполне уместны краткие ответы детей наряду с развернутыми.

Говоря с детьми о картинах, следует шире и многообразнее применять доступные детям образные средства языка. Тогда беседа будет повышать интерес к картинке, способствовать эмоциональному сближению ребят с изображенными на ней героями, обогащать детскую речь, воспитывать любовь к родному слову.

Картина помогает педагогу раскрыть перед детьми смысл и эмоциональную выразительность сравнений, метафор, образных описаний, эпитетов. Речь, с которой воспитатель обращается к дошкольникам при рассматривании картины, его вопросы, пояснения, рассказы должны быть одновременно и точными, и эмоционально выразительными.

Большую роль играют не только вопросы воспитателя, но и его высказывания, которые обобщают детские ответы и служат образцом построения предложений. Педагог не только синтезирует детские впечатления, но и эмоционально окрашенным словом усиливает воздействие картины на детей. Он вводит в речь новые слова и словосочетания, показывает детям процесс словообразования (листья желтые - листья желтеют, дает пример точного и выразительного высказывания. Речь воспитателя еще более сосредоточивает внимание детей на картине, и при повторном ее рассматривании новые слова и словосочетания закрепляются в их памяти.

Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственными интересами и выбором, поэтому время от времени, в том числе по просьбе детей, можно предлагать им самостоятельно поиграть с картинками. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Малыши могут раскладывать картинки, называть изображенные на них предметы, классифицировать их, придумывать сюжеты, обмениваться картинками, распределять их между собой и пр. Такие игры способствуют развитию творческого воображения, стимулируют активную речь и речевое общение со сверстниками.

Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети их берут по своему усмотрению. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений.

Таким образом, занятия и игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщенного значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное ее использование.

Публикации по теме:

Формы и приемы использования детского фольклора в нравственном воспитании детей дошкольного возраста ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Моргачева Ольга Геннадьевна, воспитатель,.

Игровые методы и приемы для развития певческих навыков у детей дошкольного возраста Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ.

Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возрастаИгровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста Игровые приемы в работе логопеда с неговорящими детьми раннего возраста В статье затрагивается вопрос о важности и необходимости развития.

Игровые методы и приемы как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Антонова Ольга Аркадьевна Консультация на тему: Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений.

Методы и приемы использования развивающих игр как средство развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР Принципы словарной работы, с дошкольниками при общем недоразвитии речи, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы.

Особенности восприятия детьми раннего возраста картинок Особенности восприятия детьми раннего возраста картинокДетство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм,.

Презентация «Методы и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Подготовила воспитатель: Зайкова Анна ВалерьевнаМетоды и приемы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ Адаптация- процесс вхождения.

Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Семинар «Методы и приемы по формированию связной речи детей дошкольного возраста» Актуальность проблемы речевого развития:Проблема речевого.

Эффективные методы и приемы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В период дошкольного детства одна из наиболее.

Эффективные методы и приемы развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста
Опубликовано: 14 февраля 2019 в 11:46
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы и приемы использования картинок детьми раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Хабибулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД