Окунева Ольга Алексеевна
Организация практики инклюзивного образования на занятиях по физической культуре в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Статья посвящена инклюзивному физическому воспитанию в образовательных учреждениях, а также актуальным проблемам физического воспитания в современных дошкольных учреждениях.
Ключевые слова: физическое воспитание, исследования, эффективные методы.
Abstract. The article is devoted to inclusive physical education in educational institutions, as well as topical issues of physical education in modern educational institutions.
Keywords : physical education, research, effective methods.
Публикация «Организация практики инклюзивного образования на занятиях по физической культуре в ДОУ» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Инклюзивное образование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Обычный учебный план, оценка образования по результатам производительности и растущее разнообразие обучаемых меняют способы инклюзивного физического обучения в ДОУ.
Инструктора физического воспитания поднимают фундаментальные вопросы относительно наиболее эффективного способа, который обеспечил бы всех учащихся качественными учебными программами, удовлетворяющими индивидуальные образовательные потребности в условиях социальной справедливости. Приверженность качеству физического воспитания влечет за собой убеждение, что каждый ребенок может обучаться и достигать успеха, что разнообразие всех обогащает, что дети с ОВЗ могут учиться лучше благодаря участию вдумчивого и заботливого сообщества взрослых, которое их окружает и каждый ребенок имеет сильные и слабые стороны, и что эффективное воспитание и обучение совмещает усилия каждого.
Существуют два типа изоляционного физического воспитания : полное изоляционное воспитание и функциональная изоляция.
Полное изоляционное воспитание характеризуется тем, что дошкольник с инвалидностью должен быть отделен от его или ее сверстников. Функциональная изоляция, с другой стороны, более тонкая. Функциональная изоляция возникает, когда педагог физической культуры включает ученика с инвалидностью в учебный процесс, но каким – либо иных способом, чем его или ее сверстники. Например, дошкольник может наблюдать за другими, контролировать, подбирать инвентарь или подготавливать его, или даже помогать учителю.
В этих случаях ребенок с инвалидностью не получают такую же возможность для полноценного обучения и активного участия как его или ее сверстники. Обе формы изоляции приводят к одинаковым отрицательным результатам. По словам Оливера, инвалидность - это “недостаток или ограничение активности, вызванное современными социальными организациями, в которых мало или совсем нет людей с нарушениями, и поэтому они исключают их из участия в основной социальной деятельности” .
Так что такое инклюзивное физическое воспитание? Во-первых, это отношение, ценности и система убеждений, а не просто действие или набор действий. Что же оно должно включать? Инклюзивное физическое воспитание о том, чтобы охватить всех дошкольников, сделать так, чтобы создать реальные возможности для воспитания и обучения, где все дети имеют неотъемлемое право участвовать в процессе воспитания полноценно и всецело. Инклюзивная физическая программа образования руководствуется принципом взаимозависимости на равных правах с принципом независимости. Она ценит своих воспитанников, сотрудников, преподавателей, специалистов и родителей как сообщество обучающихся. Инклюзивное физическое воспитание отличается включением всех видов двигательных возможностей, когда каждый может стать физически активным благодаря разнообразным движениям и фитнесс деятельности.
Для некоторых инструкторов физического воспитания эти изменения кажутся сложными; и в учебных заведениях (детских садах и школах) статус-кво часто побеждает, потому что это путь наименьшего сопротивления. В педагогической практике исключение любого ребенка из значимых и активных действий в физическом воспитании должно быть заменено на фитнес - программы, основанные на разнообразной среде обучения, где для всех участников подыскивается личностный смысл, ставятся цели, решаются проблемы. Инклюзивное физическое воспитание в ДОУ возможно только с помощью участия преподавателя-помощника ребенка с инвалидностью на занятиях, или адаптации игры, оборудования и времени.
Инклюзивное физическое воспитание требует использования методов и стратегий, основанных на новых предположениях, и представляет собой сообщество культуры физического воспитания, применяющее более нетрадиционные подходы в ДОУ.
Эта статья сфокусирована на четырех ключевых социально-просветительских культурных изменениях. Хочется отметить необходимые изменения в управлении программы и учебном плане.
Среди основных административных требований инклюзивного физического воспитания - размещение ребенка с инвалидностью в соответствии с принципом “естественной пропорции” (т. е., в целом, не более 1-2 детей с инвалидностью в любом занятии физкультуры). Когда ребенок с инвалидностью участвует в процессе физического воспитания, он или она будет иметь дополнительные вспомогательные средства и услуги в форме индивидуализированного программирования, вспомогательного персонала, специальной инструкции, и адаптированных материалов по мере необходимости. Это известно, как принцип переносимости — все и все следуют за дошкольником.
Инклюзивное физическое воспитание является совместным, личностно-ориентированным процессом, потому что дошкольники с ограниченными возможностями учатся жизненным навыкам и наслаждаются возможностями расти со своими сверстниками в динамической среде высокого качества, которую оно может обеспечить. Руководство дошкольных учебных заведений должно понимать, что для детей с ограниченными возможностями, чтобы стать по-настоящему физически образованными и подготовленными к активному образу жизни вне ДОУ, они должны быть полноценными членами дошкольного сообщества и получать занятия физического воспитания естественно со сверстниками.
Для обеспечения успешной интеграции, важно, что программа базы решений, основывалась на принципы, которые способствуют достижению интеграции, принятию и успеху детей-инвалидов в процессе физического воспитания.
Индивидуализация физического образования может звучать для некоторых невозможной. Многие воспитатели и инструктора физической культуры преподают в настолько больших группах, что это почти невозможно научить каждого. И это требует кардинальных изменений.
Во-первых, группу всегда можно поделить на малые группы, применить систему инструкций (с карточками-заданиями). Также можно включить в работу на занятиях вспомогательный персонал (коллег, тьютеров, спортсменов, родственников).
Инклюзивное физическое воспитание часто рассматривается как отдельная дисциплина, идущая или даже противоречащая другим учебным и учебно-методическим реформам. Однако, учебные практики, которые способствуют инклюзивному образованию, включают в себя поликультурное образование, интеллектуальное, конструктивистское обучение, междисциплинарную учебную программу, программу совмещенного обучения, общую, технические и другие программы.
В целях создания среды для инклюзивного физического воспитания в ДОУ нужно учесть и принять во внимание индивидуальные различия в четырех основных направлениях:
1. Личные, внутренние характеристики, такие как физические и умственные способности, таланты, и так далее.
2. Внешние обстоятельства, такие как унаследованные, социально-экономические, факторы окружающей среды и социальные и культурные вопросы.
3. Межиндивидуальные вариации, такие как мотивация и/или различия в способности использования методов и приемов, материала и педагогических ресурсов для достижения значимых результатов.
4. Различные желаемые цели, которые вытекают из разных точек зрения во взглядах о том, что обозначает “физически развитый”.
Одним из наиболее эффективных и мощных способов передавать полезные знания в контекстной форме, которая имеет смысл - это рассказать о своем опыте. Лучше всего это можно описать как знание того, что получилось, а что не сработало, от инструктора по ФК к воспитателю, от воспитателя к ребенку, от дошкольника к сверстнику, от воспитателя родителю, и так далее. Через рассказы о собственном опыте, педагоги могут создавать сообщество об обучении, общаясь в котором и дошкольники, и воспитатели могут повлиять на успешность. В целях построения инклюзивного сообщества, все люди должны чувствовать себя, как будто они принадлежат этому сообществу и имеют в нем право голоса. Самое важное требование для передачи о своем опыте в работе является создание возможности для заинтересованных сторон в инклюзивном процессе, чтобы иметь возможность поговорить и поделиться.
Таким образом, хочется подытожить, инклюзивное физическое воспитание предполагает переосмысление идей о том, как организовано физическое образование, как дошкольники группируются, как используются ресурсы, как принимаются решения, и что является приемлемым или значимым для физического воспитания. Для того чтобы физкультура была поистине всеобъемлющей, педагоги должны смотреть за общим восприятием инвалидности и думать о физкультуре как о разнообразном сообществе детей и взрослых с различными уровнями мастерства. Инструктора физического воспитания также должны смотреть за индивидуальными достижениями, чтобы включить оценку результативности и анализировать успех всей группы. Для реализации инклюзивного физического воспитания в реальности, педагоги должны изменить культуру внутри группы на занятиях физического образования. Инклюзивное физическое образование фокусируется на способности и на сообществе поддержки, что приводит к тому, что все дошкольники учатся вести здоровый и активный образ жизни.
Список литературы
1. Glover, D. R., & Anderson, L.A. (2003). Character education. Champaign, IL : Human Kinetics
2. Griffi n, L. L., & Butler, J. (2005). Teaching games for understanding. Champaign, IL : Human Kinetics
3. Oliver, M. (1996). Understanding disability : From theory to practice. Basingstoke, NY : Palgrave
4. Tripp, A., & Rizzo, T. (2006). Disability labels affect physical educators. Adapted Physical Activity Quarterly, 23, 310-326.
5. Белых С. И. Теоретико-методические основы личностно-ориентированного физического воспитания детей : монография (Theoretical and methodological foundations of personality-centered university physical education : monograph) –Донецк, 2015- 432с.