Папки-передвижки

Оптимизация психокоррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией

Подун Юлиана
Оптимизация психокоррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией
▼ Скачать +Заказ

Термин «коррекция психологического развития» используется в дефектологии как название одного из вариантов психолого-педагогической помощи детям. Под ним подразумевается совокупность психологических методов и приемов, направленных на исправление и компенсацию недостатков в психоречевом развитии ребенка.

В зависимости от формы организации психологическую работу традиционно делят на: индивидуальную и групповую. Однако ряд авторов предлагают разделить ее на: общую, частную и специальную.

Публикация «Оптимизация психокоррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией» размещена в разделах

Под общей коррекцией подразумеваются мероприятия общепедагогического порядка, направленные на регуляцию психофизических и эмоциональных нагрузок ребенка в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями. Частная психокоррекция – набор индивидуально разработанных психолого-педагогических воздействий, систем и мероприятий, для конкретного ребенка, в зависимости от его психологической проблемы. Специальная психокоррекция – комплекс методик, разработанный для достижения конкретных коррекционных задач формирования личности с отклонениями в развитии.

Целенаправленное психокоррекционное воздействие осуществляется через комплекс методик, состоящий из четырех взаимосвязанных блоков:

1. Диагностический.

В данный блок входят: диагностика психоречевого развития ребенка, составление социального паспорта, выявление имеющихся отклонений, степень тяжести и характер их течения, планирование дальнейшей коррекционной работы и подбор материала.

2. Коррекционный.

Этот блок включает в себя помощь ребенку в формировании продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, реализацию конкретных коррекционных задач, компенсацию имеющихся нарушений.

3. Оценочный.

Блок направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у ребенка в результате психокоррекционных воздействий. Периодическая оценка результатов позволяет корректировать методы, направления и формы работы.

4. Прогностический.

Данный блок позволяет спрогнозировать зону ближайшего развития ребенка с психоречевыми нарушениями, объективно судить о потенциальных возможностях личности ребенка и прогнозировать ее дальнейшее развитие.

Нарушения, если их вовремя не скорректировать в детском возрасте, усугубляются, возникают вторичные нарушения, трудности общения с окружающими, и определенные изменения личности в цепи развития «ребенок – подросток – взрослый».

К особенностям личности большинства детей с речевой патологией можно отнести: страх ошибиться и вызывать насмешку окружающих, низкую самооценку, повышенную тревожность, осознание собственного речевого расстройства, способное порождать дисгармоничные черты характера, невротический тип развития личности: замкнутость, негативизм, напряженность, обидчивость, плаксивость и тд. Кроме того, у детей данной категории проявляются отрицательные способы разрешения конфликтных ситуаций: агрессия; бегство (наиболее специфической формой является «уход в болезнь, что может проявляться в невротических соматических реакциях); регрессия – возврат на более низкий уровень развития; отрицание трудностей, неадекватная оценка ситуации.

В связи с тем, что психологические проблемы детей, имеющих недостатки речи, наиболее ярко проявляются в процессе общения с окружающими, наиболее продуктивной формой работы являются подгрупповые занятия, задачами которых являются:

• отработка коммуникативных навыков, сотрудничества, эмпатии;

• снижение психоэмоционального напряжения, тревожности;

• коррекция агрессии и негативных черт личности;

• формирование положительного эмоционального настроя;

• обучение способам регуляции эмоциональных состояний;

• обучение рефлексии;

• работа над пластикой тела, развитие чувственного восприятия.

Психокоррекционные занятия с детьми, страдающими речевыми нарушениями, целесообразно проводить не менее двух раз в неделю, продолжительностью в 30—35 мин. Каждое занятие состоит из этапов: ориентировочный, коррекционный, релаксационный, заключительный.

Психолог нередко может столкнуться с трудностями в психокоррекционной работе с детьми данной категории. Овладев многочисленными методами и практиками, психолог нередко применяет их без учета сложной структуры дефекта и индивидуальных характеристик ребенка. В результате такого подхода можно получить обратный эффект и вместо помощи ребенку спровоцировать у него нервно-психическое расстройство. Стоит помнить, что эффективность психологической коррекции зависит от объективных и субъективных факторов.

К объективным факторам относятся: степень тяжести дефекта; четкость поставленных коррекционных задач; четкость организации психокоррекционного процесса; время начала коррекционного процесса; профессиональный и личностный опыт психолога.

К субъективным факторам можно отнести: установки ребенка и родителей на психологическую коррекцию; отношение ребенка к психологической коррекции и к психологу; эмоциональный фон ребенка.

Для оптимизации психокоррекционной работы могут быть использованы следующие приемы, направленные на активизацию творческой и игровой деятельности и параллельно оказывающие психологическое воздействие на личность ребенка с речевой патологией:

1. Изотерапия.

В изотерапии частыми методиками становятся: лепка, рисование, воссоздание собственных снов, роспись, рисование мандал. Главными здесь становятся цветовая гамма, формы, размеры рисунка и прочие составляющие, которые выбирает ребенок.

Примеры:

o Каракули. Предложите малышу нарисовать любые линии, любого цвета, размера, формы, с любой силой нажима. В процессе творчества попробуйте отыскать в линиях какое-либо изображение, дорисуйте его.

o Рисование рукой (пальцами, ладонью, костяшками пальцев). При этом используются гуашевые или пальчиковые краски.

2. Музыкотерапия.

Бывает двух видов: пассивная - когда ребенок слушатель. Для прослушивания предлагаются музыкальные произведения близкие психическому состоянию ребенка. Метод направлен на формирование положительного эмоционального состояния и выход из проблемной ситуации. Активная - с помощью пения и игры на инструментах.

Примеры:

o В лесу. (тревожная музыка) Мы заблудились в лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки. Этап выхода из сложной ситуации. (радостная музыка) Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы. Ребенок садится на пол, смотрит вокруг. Эмоциональное расслабление. (спокойная музыка) В озере тихо плещется вода, слышно как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок. Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

3. Песочная терапия.

Песочная терапия помогает ребенку придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно переносит свои страхи, переживания или психологические травмы на создаваемые образы. Для игр в песочнице нужна коллекция мини игрушек (не более 8 см.).

Примеры:

o Создать пальцами, костяшками, ребрами ладоней, кулачками различные узоры на песке, а затем пофантазировать, на что они похожи.

o Устройте с детьми ливень из песка. Пусть сначала это будет мелкий дождик, из одной ладошке, потом дождик усиливается, песок зачерпывается двумя ладонями и тд. Важно, чтобы ребенок осознал идею своей причастности к событиям окружающего мира.

4. Сказкотерапия.

Данный вид терапии основан на рассказывании сказок по основной проблеме ребенка, их обсуждении и рефлексии. Основные виды сказок:

• Художественные сказки – это народные и авторские истории.

• Психокоррекционные сказки - для решения проблем с поведением.

• Психотерапевтические сказки – для глубокой, «лечебной» работы.

Примеры:

o Терапевтическая сказка для застенчивого ребенка. На одном острове жил слоненок, который очень хотел найти друзей, но боялся подойти первым. Он часто наблюдал за тем, как другие зверята играют вместе и хотел поиграть с ними, но его не звали. Поэтому слоненок ходил один и грустил. В один день он встретил большого слона. Тот спросил: «Почему ты всегда один?». А слоненок ответил, опустив хобот, что ему одному совсем неплохо. Тогда большой слон сказал: «Посмотри, как весело другие зверята играют вместе! А ты ходишь один и грустишь». «Ну да, мне одному грустно, но как же я могу подойти к ним! Вдруг они не захотят со мной играть?». Большой слон улыбнулся, поднял свой хобот, обнял маленького слоненка и повел его к друзьям. Когда они подошли ближе, большой слон сказал: «Дальше иди один и ничего не бойся. Ты же такой добрый, воспитанный, ты обязательно им понравишься». Эти слова так взбодрили маленького слоненка, что он первым поздоровался с новыми друзьями, протянув свой хобот. Зверята посмотрели на него и предложили поиграть вместе. Слоненок был удивлен и рад тому, что с ним захотели поиграть. После игры слоненок подбежал к большому слону и воскликнул: «Ура! У меня все получилось!» А слон ответил: «Теперь ты понял, что не нужно стесняться?». Вопросы: 1. Как думаешь, почему слоненок боялся подойти к зверятам? 2. У слоненка будет много друзей, если он перестанет быть застенчивым? 3. Кто и как помог слоненку побороть застенчивость?

5. Телесно-ориентированная психотерапия.

Данное направление одно из наиболее современных в психологической практике. Привычная психологическая работа дополняется работой с телом ребенка. Работу в рамках данного направления можно разделить на активную и пассивную. Во время пассивной работы специалист создает условия для расслабления мышц, выравнивания дыхания, снятия напряжения. Активное направление связано с телесным моделированием и выражением негативных эмоций. Для этого используются специальные активные мероприятия, в которых «отыгрываются» гнев, страх, обида и пр.

Примеры:

o «Напряжение и расслабление тела». Лягте на спину, вытяните ноги, положите руки вдоль тела, дышите легко. Напрягите тело, одновременно глубоко вдохнув и задержав дыхание. Глубокий выдох - расслабление. Возьмитесь руками за колени и покачайтесь несколько раз.

o «Истерика». Лягте на спину, колотите руками и ногами по полу и издавайте любые звуки, пока не наступит желание отдохнуть.

Таким образом, психологическая работа, необходимая для коррекции личности ребенка с речевой патологией, включает комплекс методик, специфические условия, задачи и основывается на ряде факторов. Психотерапевтическая работа помогает не только собрать информацию о клиенте, но и помочь ему в трансформировании своих страхов, моделей поведения, мировоззрения. Методам работы свойственно: воссоздание проблемы, рассмотрение ее со стороны, понимание и изменение своего отношения к проблеме, нахождение правильных способов ее решения.

Публикации по теме:

Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город»Конспект НОД по речевой деятельности в старшей группе «Наш город» Цель: Развитие грамматически правильной речи и речевого творчества. Задачи: 1. Учить отвечать на вопросы полными предложениями; 2. Учить.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Пальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажерПальчиковый театр в ДОУ как речевой и сенсорно-двигательный тренажер «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую.

Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет Оглавление 1. Введение. 2. Реферативная часть. 3. Проектная часть. 4. Заключение. 5. Список литературы. 6. Приложения. 1. ВВЕДЕНИЕ.

План-программа познавательно-речевой направленности «Почемучки» План программа:Направление:познавательно - речевое Название: «Почемучки». Возраст детей: 5 -7 лет. Количество часов: 48 часов. Курс обучения:.

План работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьмиПлан работы по направлению «Мир нравственности и гражданственности» проекта «Шустрик» для работы с гиперактивными детьми Цель: Создание условий для воспитания внимания, развития навыков самоконтроля на основе воспитательных занятий по формированию нравственных.

Речевой уголок в младшей группеРечевой уголок в младшей группе Речевой уголок в младшей группе Сорокина Анжела Валерьевна Речевой уголок в младшей группе оборудован в соответствии с возрастом детей с.

Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья»Участие в проекте «Оптимизация детско-родительских отношений «На крыльях семейного счастья» Семья – это МЫ. Семья – это я, Семья – это папа и мама моя, Семья – это Павлик — братишка родной, Семья – это котик пушистенький мой,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Оптимизация психокоррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией
Опубликовано: 5 апреля 2022 в 20:24
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Оптимизация психокоррекционной работы с детьми, страдающими речевой патологией» (включая файлы) размещена пользователем Подун Юлиана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД