Приложение МААМ

Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет

Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Оглавление

1. Введение.

2. Реферативная часть.

3. Проектная часть.

4. Заключение.

5. Список литературы.

6. Приложения.

1. ВВЕДЕНИЕ.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Публикация «Педагогический проект „Речевой ручеек“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Познание ребенком окружающего мира начинается с восприятия, дающего различные ощущения и впечатления. Чем лучше развито восприятие, чем богаче, разнообразнее и глубже впечатления, на основе которых в сознании человека строится индивидуальная карта мира. Сознание маленького ребенка синкретично, благодаря чему он воспринимает мир целостно и гармонично. Поэтому процесс образования детей дошкольного возраста должен быть интегрированным. В культуросообразном образовательном пространстве на интегрированных принципах выстраивается не только содержание учебного материала, но и все формы его организации. В том числе такая традиционная форма обучения как дидактическая игра.

Известный детский психолог А. В. Запорожец говорил: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей». Сегодня эти слова звучат актуально и современно. В данном проекте выбран новый подход к дидактической игре, который выражается в интеграции познавательной и коммуникативной деятельности. Суть этого подхода в том, что дети в процессе обучения и расширения кругозора одновременно развивают все компоненты устной речи через дидактические игры.

Актуальность проекта:

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания. Диалогическая речь непроизвольна, она мало организованна. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие.

Цель проекта:

формирование у детей коммуникативно-языковой компетентности.

Задачи проекта:

Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения;

Активизировать словарь, т. е. не только знание слов, но и введение их в практику общения

Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям;

Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.

Вместо физкультминуток использовать обучающие игры, но придавать им подвижный характер

По возможности завершать занятие игрой развивающего характера.

Включать в занятия игры, задания, «тренировочные» упражнения на обогащение и развитие словаря, формирование грамматически правильной речи;

Использовать на занятиях по обучению рассказыванию методы и приёмы, которые создают у детей интерес с самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия

Гипотеза проекта:

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

2. Реферативная часть.

2.1. Теоретическое обоснование целесообразности проекта.

К педагогическим условиям применения опыта отнесено следующее:

• проект реализуется сентябрь – апрель 2015 -2016 учебного года (в средней группе)

• предполагается интеграция речевых знаний во все компоненты воспитательно-образовательного процесса;

• предполагается широкое использование нескольких педагогических технологий: здоровьесберегающих технологий, технологии личностно – ориентированного обучения, педагогики сотрудничества, игровых технологий, информационно-коммуникационных технологий;

• предполагается создание в группе соответствующей предметно-развивающей среды;

• при планировании и организации работы учитываются индивидуальные и возрастные особенности, интересы и увлечения детей.

2.3. Факторы риска в реализации проекта.

На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:

• Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

• Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями

• Отсутствие руководителя проекта по уважительным причинам

Пути решения: Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент продолжить работу.

К факторам, предопределяющим возможность успеха реализации системы работы, способным помочь в осуществлении работы, относятся также:

• Обязательное наличие предметно-развивающей среды, насыщенной соответствующим материалом;

• Личностный фактор, где от самого педагога зависит как заинтересовать ребенка в игре, обогатить знания детей, преобразовать обыденный социальный опыт детей в проблемно-творческую деятельность, создать игровую атмосферу в группе;

• Непременным условием успеха является обмен опытом: изучение передового педагогического опыта из различных источников (периодическая печать, использование ресурсов Internet, обмен опытом внутри детского сада, посещение открытых мероприятий в других детских садах.

2.4. Принципы работы по проекту

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей в содержании и организации речевого развития в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

• Принцип наглядности.

• Принцип энциклопедичности.

• Принцип интеграции.

• Принцип развивающего характера образования

• Принцип индивидуализации

• Принцип единства с семьей

2.5. Образовательная среда ДОУ

Организация условий для самостоятельной деятельности детей по их выбору занимает особое место в педагогическом процессе.

Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макеты, модели

- сборник экологических и театрализованных сказок;

- макеты в уголке экспериментирования;

- видеотека «Любимые питомцы»;

- уголок «Времена года»;

- составление картотеки дидактических игр;

-книжки – малышки:

-Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки;

-Пополнение уголков;

-Анкетирование родителей по выявлению речевого развития детей;

-Проведение консультаций;

3. Проектная часть.

На достижение цели данного проекта возможно влияние системы педагогических фактов и условий, которые необходимо прогнозировать и учесть на этапах реализации, а именно:

• Слабая заинтересованность детей и родителей.

Пути решения: Стимулирование детей и родителей через публикации на страницах сайта ДОУ, объявления благодарности в бегущей строке и на доске почета группы.

• Часто болеющие дети и дети вновь прибывшие.

Пути решения: Индивидуальная работа с детьми и родителями

• Отсутствие руководителя проекта по уважительным причинам

Пути решения: Разработку проекта осуществлять совместно со вторым воспитателем, готовым в любой момент продолжить работу.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный

– изучение литературы, систематизация и отбор материала, создание предметно-развивающей среды, подбор и классификация дидактических игр

II. Практический:

- ведение в непосредственно образовательную деятельность детей дидактических игр по теме и по направлениям развития речи;

- консультация с родителями;

- создание дидактического материала совместно с детьми на НОД по художественному творчеству.

III. Итоговый- сравнительно-диагностический анализ развития коммуникативных способностей,

- заполнение карт наблюдения.

Участники проекта:

• дети средней группы «Родничок» МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский»;

• педагоги;

• родители воспитанников.

Срок реализации проекта: сентябрь – апрель 2015-2016 учебного года.

Предполагаемый результат:

Дети:

• У детей будут сформированы речевые знания;

• У детей разовьется интерес к сказкам и дидактическим играм;

• Дети научатся размышлять, анализировать и делать выводы.

Педагоги:

• Приобретение педагогами нового опыта работы по речевой грамотности дошкольника, повышение профессионального мастерства;

• Повысится культура педагогов, появится понимание необходимости в речевом развитии воспитанников;

• Пополнится развивающая среда в группе;

• Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей;

Родители:

• Обогащение уровня знаний родителей по речевому развитию детей;

• Повысится культура родителей, появится понимание необходимости в речевом развитии детей;

• Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по речевому развитию дошкольников;

• Возможность участвовать в совместных праздниках.

Необходимость обязательного учета возрастных и психологических особенностей детей всодержании и организации краеведческой работы в рамках образовательного процесса способствовала определению принципов работы по проекту:

• Принцип наглядности.

• Принцип энциклопедичности.

• Принцип интеграции.

• Принцип развивающего характера образования.

• Принцип индивидуализации.

• Принцип единства с семьей.

Продукты проектной деятельности:

• Проведение праздников «Праздник Осени»; «День матери»

• Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»;

• Оформление картотеки дидактических игр с разнообразным содержанием

• Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека», с рекомендациями по развитию речи детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Игротека»);

Этапы реализации проекта «Речевой ручеек»

ЭТАПЫ

ЗАДАЧИ МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ Повышение собственной профессиональной компетентности Изучение программно-методического материала по направлению работы Апрель - май 2015 год

Знакомство с новыми технологиями:

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа

Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом Подбор программно-методического материала по направлению работы

Подбор диагностического материала

Обогащение центра речевого развития Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

- макет «Дары леса»

- сборник сказок

- макеты в уголке экспериментирования

- видеотека «Любимые питомцы»

- уголок «Времена года»

- подборка дидактических игр

- книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» В течении года

Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки В течении года

Пополнение уголка природы

Педагогическое просвещение родителей Анкетирование родителей по выявлению детей дома Сентябрь

Проведение консультаций

Оформление наглядно-агитационного материала по организации речевого развития дома В течение года

ПРАКТИЧЕСКИЙ Выявить уровень речевой грамотности воспитанности детей группы «Родничок» Проведение диагностики по выявлению речевого развития детей средней группы «Родничок» по методике М. В. Емельяновой Сентябрь

Реализация поставленных задач Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по речевому развитию воспитанников группы «Родничок» Октябрь

Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы По плану

Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр Октябрь

Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения +дидактические игры, художественное слово и загадки В течение года

Проведение праздников «Праздник Осени», «День матери»

Индивидуальная работа с детьми на прогулке

Работа с педагогами Консультация для педагогов

«Роль воспитателя в развитии речевой культуры дошкольников»,

Открытые занятия и мероприятия

Выступление на педагогическом совете

Оформление картотеки дидактических игр

Работа с родителями Участие в акции

В течение года

Создание газеты «Речевой ручеек»

Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка «Игротека» с рекомендациями по речевому развитию детей - дошкольников в домашних условиях)

Посещение родителями открытых занятий

ИТОГОВЫЙ Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Родничок» Диагностика и мониторинг качества речевого образования в группе Апрель

Проведение итоговой диагностики по выявлению речевой грамотности детей средней группы «Родничок» по методике М. В. Емельяновой Апрель

Оценка эффективности работы педагога Подведение итогов работы

Презентация проекта (на педагогическом совете)

Определение перспектив работы

Оценка эффективности работы с родителями Анкетирование Апрель

Обобщение опыта семейного воспитания Апрель

Фотовыставка «» Апрель

Заключение.

Проблема речевого развития традиционно находится в центре внимания российских педагогов в связи с ее значимостью и актуальностью.

Актуальность проблемы моего исследования обусловлена социальным заказом общества на речевом развитии у детей дошкольного возраста; необходимостью совершенствования качества работы педагогов по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста путем создания специальных педагогических условий в ДОУ.

Поскольку моя исследовательская работа основывается на представлениях о закономерностях речевого развития детей дошкольного возраста о предложенных А. Н. Гвоздевым, я определила, что на каждом конкретном возрастном этапе только начинает формироваться, что уже достаточно сформировано, и каких лексико-грамматических проявлений вообще не стоит ожидать в ближайшее время.

Анализ особенностей развития связной речи детей старшего дошкольного возраста, позволил нам определить высокий уровень развития связной речи в старшем дошкольном возрасте, который включает в себя следующие умения: пользование, в зависимости от контекста, краткой или развернутой формой высказывания; активное пользование разными способами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру (начало, середину, конец); умение самостоятельно составлять разные типы текстов (описание, повествование, рассуждение, контаминированные, соблюдая логику изложения, используя художественные средства выразительности, подбирая для доказательства веские аргументы и точные определения; умение самостоятельно пересказывать и сочинять сказки, небольшие рассказы, небылицы, загадки и т. п.

В результате анализа психолого-педагогической литературы мною были выделены следующие условия развития связной речи детей старшего дошкольного возраста: использование эффективных методов, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению мотивации речевой деятельности и интереса к занятиям по обучению рассказыванию.

Для выявления уровней развития связной речи детей средней дошкольного возраста использовались следующие критерии: связность, последовательность, логичность.

и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.

Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:

1. обогащение активного и потенциального словаря ребенка,

2. развитие грамматического строя речи

Данный проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям развивать грамотную речь

ЛИТЕРАТУРА

1. Н. В. Коломина. 1. Бондаренко, А. К. «Дидактические игры в детском саду». / А. К. Бондаренко. – М. : Просвещение, 1991. – с. 28.

2. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»

3. Ушакова, О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. - М., 2004.

4. М. Д. Маханева «Театрализованные занятия в детском саду»,

Москва, 2001 г.

5. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 4–5 лет. – М. : Изд-во “Ювента”, 2002.

6. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М. : Мозаика-Синтез, 2008.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Скоро в школу мы пойдем». Педагогический проект для детей подготовительных групп .

Брошюра для родителей по познавательно — речевой деятельности для детей 4–5 лет Для вас родители! Познавательно-речевая деятельность «Развитие «поэтического слуха» [/b]Ближе к 5-и годам: 1. Приобретаются навыки «поэтического.

Педагогический проект «135 лет со дня рождения К. И. Чуковского» в старшей группеПедагогический проект «135 лет со дня рождения К. И. Чуковского» в старшей группе Педагогический проект «135 лет со дня рождения К. И. Чуковского» в старшей группе. Дошкольное детство - очень важный этап в воспитании внимательного,.

Педагогический проект для детей 6–7 лет «Дети и дорога»Педагогический проект для детей 6–7 лет «Дети и дорога» Тема проекта: «Дети и дорога». Вид проекта: ИНФОРМАЦИОННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ. Тип проекта: краткосрочный. Сроки реализации: 25.09.2016 – 30.09.2016.

Педагогический проект для детей средней группы «Наши верные друзья» Паспорт проекта Название проекта «Наши верные друзья» Тип проекта Педагогический, краткосрочный Целевая группа 1. Дети средней группы 2. Родители.

Педагогический проект для детей старшего возраста «Сказки К. Чуковского» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Сказки К. Чуковского» Цель: Приобщение детей к произведениям художественной.

Педагогический проект для детей старшего возраста «Трудовой десант» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Трудовой десант» Цель: Приобщение детей к выполнению трудовых поручений.

Педагогический проект для детей старшей группы «Мир космоса» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 17» г. Саратова Педагогический проект для детей старшей группы Название.

Педагогический проект по развитию познавательной активности и инициативности в старшей разновозрастной (4–6 лет) группе Актуальность: Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное,.

План работы экологического кружка «Ручеек» для детей подготовительной группы Сентябрь 1. Тема:Здравствуй, осень! Задачи: Сформировать у детей обобщенные представления об осени как времени года (изменения в природе:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет
Опубликовано: 3 января 2018 в 17:30
+134Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Речевой ручеек» для детей 4–5 лет» (включая файлы) размещена пользователем Абдулова Джюме Сиражутдиновна (УИ 82358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД