Жанна Лапунова
Оценка качества образовательного процесса в школе
▼ Скачать + Заказать документы
В Статье 2 Федерального закона №273 «Об образовании в РФ» дано определение понятию качество образования : «Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы». С введением новых образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, возникла необходимость определить критерии к построению системы оценки качества образования такой категории детей. Решение этой проблемы потребовало целенаправленных усилий по формированию общего системного подхода к оценке качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья на всех уровнях образования в специальном (коррекционном) образовательном учреждении.
Публикация «Оценка качества образовательного процесса в школе» размещена в разделах
При разработке параметров и критериев, определяющих качество образования мы ориентируемся на требования Федерального закона Об образовании № 273-ФЗ, федеральные государственные образовательные стандарты : начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, основного образования, для обучающихся с умственной отсталостью, а также на Приказы Минобрнауки России от 30. 08. 2013 № 1015, от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 №1577 и Методические письма Минобрнауки РФ от 11.03.2016 № ВК-452/07, от 11.08.2016 №ВК-1788/07, от 18.08.2017г. № 09-1672.
Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы показателей, включающих качество процесса, качество результата, качество условий и качество управления образовательной организацией. Разделение компонентов мониторинга качества образования условное. Все компоненты взаимосвязаны и взаимообусловлены. Качество одного компонента влияет на качество другого.
В структуру внутренней системы оценки качества образования в ГБОУ №1708 входят такие критерии как, качество образовательных результатов, качество реализации образовательного процесса, качество условий реализации образовательного процесса.
При определении качества образовательных результатов рассматриваем динамику образовательных результатов, сочетание внешней и внутренней оценки результатов, комплексный и критериальный подход к оценке, состояние здоровья учащихся, удовлетворённость родителей качеством образования. Качество реализации образовательного процесса включает качество содержания основных и дополнительных образовательных программ, качество технологий образовательного процесса, качество программ и организации внеурочной деятельности, качество коррекционно-развивающей работы и дополнительного образования, оценку социально-значимой деятельности учреждения. Качество условий при которых реализуется образовательный процесс включает профессиональную компетентность педагогов, их деятельность по обеспечению качества результатов образования, материально-техническое обеспечение, информационно-образовательная среда, открытость и доступность информации об учреждении, санитарно-гигиенические и эстетические условия, питание школьников.
В данной статье рассмотрим подробнее критерий – качество реализации образовательного процесса.
Образовательный процесс и оценка его качества в ГБОУ № 1708 регламентируется данными локальными актами: «О создании специальных условий для обучающихся с ОВЗ», «О разработке АООП», «О системе оценки обучающихся с ОВЗ», «О деятельности
ППк в ОО», «Об обучении по индивидуальному учебному плану», «О пролонгированных
сроках обучения», «Об индивидуальном образовательном маршруте», «О внеурочной деятельности», «О ВСОКО», «О государственной итоговой аттестации».
При разработке внутренней системы оценки качества образования мы принимаем во внимание специфику нашей образовательной организации. Специфика ГБОУ №1708 определяется контингентом обучающихся. В 2018-2019 учебном году из 132 учеников статус инвалида имеет 49% учащихся -это 65 учеников. 33% учащихся с тяжёлыми нарушениями речи, 20% - с задержкой психического развития, 14% - с расстройством аутистического спектра, 12% - с умственной отсталостью, 6% - с нарушением опорно-двигательного аппарата, 5% - с нарушением слуха, 17% - с тяжёлыми множественными нарушениями развития.
Разнообразие категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе инвалидов, определяет значительную вариативность адаптированных общеобразовательных программ. Соответственно программам разработано четыре варианта учебного плана:
- Вариант №1 и Вариант №1П предназначен для реализации общеобразовательной программы. Перечень предметов в нём соответствует требованиям ФГОС общего образования. Учащиеся с особыми образовательными потребностями при сохранном интеллекте получают образование, сопоставимое с образованием сверстников, развивающихся в норме, по окончании обучения сдают ГИА в форме ОГЭ или ГВЭ и получают аттестат об основном общем образовании. Для таких обучающихся реализуем два учебных плана Вариант №1 и вариант №1П – пролонгированное обучение на уровне 8 и 9 класса, т. е. содержание программ 8 и 9 класса объединяется и осваивается за три года.
- Третий вариант предназначен для обучающихся с нарушением интеллекта. В этом учебном плане приоритетное место занимают уроки технологии. Программы по технологии нацелены на овладение навыками художественной обработки древесины, художественной работы с глиной, овладения основами работы с компьютером. В программу профориентации входит проект по подготовке учеников к конкурсу «Абилимпикс». С прошлого учебного года мы принимаем участие в этом конкурсе. Обучающиеся с ментальными нарушениями по окончанию обучения сдают экзамен по технологии и получают свидетельство об основном общем образовании. Весь период обучения рассчитан на 9 лет.
- Четвёртый вариант учебного плана реализуется 10-12 лет. Задачей программы является формирование самостоятельной жизнедеятельности в социальной среде и углублённая трудовая подготовка.
Все программы содержат коррекционно-развивающий компонент, включающий программы логопеда, сурдопедагога, дефектолога, психолога, которые реализуются в рамках дополнительного образования во второй половине дня.
Оценка содержания образовательных программ определяется степенью достижения учащимися планируемых результатов АООПОО. У учащихся обучаемых по первому и второму варианту учебного плана оценка результатов промежуточных и итоговой аттестаций обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения АООП ОО и позволяет вести оценку академических знаний предметных, метапредметных, а также оценку жизненных компетенций (социально - личностных результатов).
Образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью ориентируется на социальную адаптацию. Оценка содержания образовательной программы обеспечивает комплексный подход к оценке предметных и личностных результатов, учитывается оценка динамики овладения формируемыми знаниями и умениями, развития жизненных компетенций.
Индивидуальные программы обучения для обучающихся с ТМНР ориентируют на социальную адаптацию; обеспечивают комплексный подход к оценке усвоения индивидуальной программы, позволяющей вести оценку личностных результатов, сформированности жизненных компетенций. Из наблюдений педагогов ведётся мониторинг количественных и качественных характеристик происходящих изменений, даётся оценка динамики развития жизненных компетенций, умений обучающихся.
Наши ученики обучаются по адаптированным общеобразовательным программам согласно рекомендаций ЦПМПК. Классы скомплектованы по содержанию программы и результативности обучения, прописанной в планируемых результатах. Поэтому в одном классе обучаются школьники с разными вариантами программ.
В основной содержание образования опирается на применение широкого спектра современных педагогических технологий обучения и воспитания. Урок в классе, где обучаются школьники с особенностями развития по разным адаптированным программам, отличается от уроков в классах, где обучаются нормативные школьники.
При оценке технологии образовательного процесса мы рассматриваем такие параметры, как:
1. Использование специальных педагогических приёмов в учебном процессе при формировании общеучебных умений и навыков учащихся.
2. На сколько эффективно и целесообразно используются образовательные ресурсы; учитывается активное пользование контентами библиотеки инновационной интерактивной платформы московской электронной школы и адаптирование их под контингент обучающихся.
3. Совершенствование системы оценивания. Оценивание знаний учащихся проводиться в соответствии с общепринятыми критериями по пятибалльной системе на основании локальных актов учреждения. Имеются в наличие адаптированные измерительные инструменты. На данный момент решается проблема оценивания результатов обучения у учащихся с тяжёлыми множественными нарушениями.
4. Совершенствование механизма анализа результатов и коррекции учебного процесса. Мы проводим стартовое, промежуточное и итоговое диагностирование, коллегиально на педсоветах и психолого-педагогическом консилиуме отрабатываем механизм коррекции учебного процесса, формируем планы дальнейших действий в обучении с каждым учеником.
Образовательный процесс в основной школе ГБОУ № 1708 выстраивается, как совокупность учебной и внеучебной деятельностей.
Учебная деятельность регламентирована количеством часов урочной нагрузки.
Расписание уроков составлено с учётом целесообразности учебно-воспитательного процесса, создания здоровьесберегающих условий для обучающихся, дневной и недельной динамики работоспособности. Оценка качества учебного процесса определяется критериями усвоения программы. Качество усвоения программы демонстрируют текущие, четвертные и итоговые оценки.
Вторая половина дня используется на реализацию организационных форм работы, отличных от урочной и состоит из четырёх направлений.
Первое направление – это классное руководство. В основной школе 14 классных руководителей в 16-ти классах проводят классные часы, организуют встречи выходного дня, экскурсии, посещают общегородские мероприятия Москвы. Работа классного руководителя оценивается по качеству организации и проведения воспитательных мероприятий, направленных на личностное развитие обучающихся.
Втрое направление - внеурочная работа учителей-предметников в кружках «Лингвист», «Математик», «Москвоведение», «Юный географ», «Английский язык». Содержание внеурочной деятельности учителей-предметников имеет три направления. Это подготовка к успешной сдаче итоговой аттестации, работа с учащимися испытывающими трудности в освоении программы и проектная деятельность.
Третье направление - коррекционно-развивающая работа. Это направление включает коррекцию нарушений с помощью аппаратурных технологий и состоит из логопедической психологической, дефектологической, социальной помощи. Занятия коррекционно-развивающего блока посещаю только те ученики, которым рекомендовала Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия. Блок аппаратурных технологий является важным и вспомогательным. В основной школе проводятся занятия по программе Томатис-терапия и интерактивный метроном.
Оценка качества процессов коррекционно-развивающей работы определяется по общему улучшению состояния речевой деятельности и психического развития обучающихся.
Четвёртое направление - дополнительное образование. Оно представлено занятиями: Хор и Хоровой ансамбль, Вокал, Ансамбль «Поющие гитары», Хореография, ОФП. Посещение этих занятий носит не обязательный характер, а рекомендательный, с учётом интересов школьников. Охват обучающихся основной школы во внеучебной деятельности 96%. Оценка реализации программ дополнительного образования строится на личностных достижениях обучающихся, на степени развития таланта. Критерием является показатель участия в школьных, внешкольных мероприятиях разного характера.
Социальная значимость наших обучающихся оценивается по дальнейшему обучению и трудоустройству выпускников. В прошлом учебном году мы впервые выпустили 4 выпускника. По русскому языку процент качества составил 50%, по математике - 25%. Все учащиеся поступили в колледжи на специальности воспитатель дошкольного учреждения, повар, эколог.
Обработав и проанализировав полученную информации в результате проведения различных оценочных процедур, мы получили объективную информацию о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень в целом по образовательной организации.
Результаты мониторинга качества образовательного процесса показывают, что потенциал учреждения по всем показателям отвечает требованиям к содержанию и качеству обучения по адаптированным образовательным программам.