Лариса Бычковас
Статья о психологической поддержке как важной составляющей в работе с детьми и родителями в психологическом сопровождении
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Социальные и психологические изменения последнего времени коснулись и мира взрослых, и мира детей. Члены семьи теперь проводят всё меньше и меньше времени друг с другом, дома они не беседуют друг с другом, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое количество детей живёт с одним из родителей.
Публикация «Статья о психологической поддержке как важной составляющей в работе с детьми и родителями в психологическом сопровождении» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Даже маленькие дети теперь уже не такие вежливые и «невинные» как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей всё труднее становится нормально взаимодействовать друг с другом. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, всё меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удаётся внимательно слушать других.
И родители, и дети живут сейчас более интенсивной жизнью, в которой меньше и меньше времени остаётся для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.
Многие отцы и матери гордятся тем, что зарабатывают больше денег и живут лучше, чем их родители, пережившие войну и период восстановления разрушенной страны. Вместе с тем возросшая потребность в деньгах заставляет их работать ещё интенсивнее и ещё больше.
Если раньше семьи в основном сталкивались с внешними проблемами (нехватка денег, материальные затруднения, то сейчас более выражены проблемы внутренние: напряженные отношения, острая и резкая реакция на ошибки и проступки младшего поколения. И в то время как внешние проблемы нередко сплачивали и укрепляли семью, внутренние напряженные отношения ослабляют её. Если в семье людям трудно найти общий язык друг с другом, то и распадается она легче, чем прежде.
Мы живём в эпоху, полную противоречий. И у родителей, и у детей стало больше возможностей для приятного времяпрепровождения, и в то же время они чаще жалуются на скуку. С телевидения идут призывы к проявлению милосердия, а в жизни мы все меньше встречаемся с сочувствием и готовностью помочь окружающим. Хотя у нас появилось немало способов экономии времени, как раз времени-то нам всегда и не хватает.
Педагогу следует помнить, что важно особенным образом использовать время, отведённое детям и педагогу для общения.
•Помогите детям понять, что их контролю неподвластно, а что они могут контролировать.
•Поддерживайте детей в формулировании доступных им конкретных целей и в активном стремлении к их достижению.
•Доходчиво объясните, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение.
•Побуждайте, учите детей искренне выражать свои чувства, при этом вести себя уважительно по отношению к другим.
Прежде важным считалось лишь корректное поведение, и мало кого волновало, какие чувства испытывает ребёнок. В девяностые годы стало приемлемым проявление любых чувств, но в то же время общество стало сквозь пальцы смотреть на проблематичные и не всегда соответствующие социальным нормам формы поведения. На самом же деле детям необходимо научиться связывать между собой чувства и мораль, чтобы затем быть счастливыми в личной и профессиональной жизни.
Детям для прояснения своей личной ситуации и нахождения способа преодоления трудностей необходимо время. Возможность выговориться и послушать других целебна уже сама по себе. Особенно важен такого рода опыт для «трудных» детей, поскольку благодаря разговору в кругу они видят, что педагог и другие дети пытаются их понять и интересуются их жизнью. На это тоже требуется время. Никакой педагог и никакой ребёнок не в состоянии мгновенно понять жизнь другого. Нет простых детей и детей «таких как все», поэтому для психологической поддержки нужны покой и время.
Психологическая поддержка – это возможность дать детям ощущение единения с другими. В любой группе есть дети, которым трудно почувствовать свою общность с другими. Дети с низкой самооценкой, застенчивые и неуверенные в себе опасаются, что другие могут обнаружить их слабые стороны. Поэтому они пытаются держаться в стороне от всех. Таким детям требуется время, чтобы понять, что не только они «не такие как все», но и всякий другой человек является неповторимой личностью, имеющей не только сильные, но и слабые стороны. Довольно часто это просто чувствительные дети, страдающие от утрат, которые они понесли, от событий, которые драматическим образом потрясли сами основы их доверия к миру. В таких случаях педагогам потребуется немало терпения, чтобы вывести ребёнка из ощущения изолированности и одиночества.
Психологическая поддержка – это способность педагога показать детям, что значит уважение. При этом важно отличать заботу от уважения. Забота должна быть скорее непрямой и проявляться в каких-то действиях, направленных на то, чтобы получше познакомиться с детьми, постепенно понять истории их жизни и не отказываться даже от тех детей, с которыми трудно. Напротив, уважение к ребёнку может и должно проявляться напрямую, непосредственно, в связи с его конкретным поведением. Уважение педагога проявляется в том, что он подчеркивает ответственность детей за своё поведение. Ребёнок чувствует, что его уважают, когда его спрашивают: «Что ты сейчас чувствуешь?» «Чему тебя научил этот случай?» и внимательно выслушивают его рассуждения. Уважение проявляется и в том, что педагог избегает навешивания психологических ярлыков. Как говорится, «никто не болен настолько, насколько указывает его диагноз».
Если мы хотим, чтобы ребёнок развивался как личность, нам нельзя допускать, чтобы он ориентировался только на наши требования. Педагог должен помочь ребёнку следовать его собственным внутренним целям и желаниям. Обычно детям бывает легче осознавать свои личные цели, когда они выражают их в творчестве: рисуют, музицируют, двигаются свободно под музыку, разыгрывают театральные сценки, просто Играют.
Важнейшая задача психологической поддержки – помочь детям развить в себе сильные стороны своего характера. Общество часто рассматривает детей, прежде всего как будущих потребителей, заставляя их иметь множество желаний и поощряя их стремление к скорейшему удовлетворению этих желаний. И только семья и детское общество помогут ребёнку приобрести те качества, которые позволят ему потом не потеряться в этом мире всеобщего потребления. Это, прежде всего умение сопереживать другим и брать на себя ответственность за свои поступки. Требуется немало времени, чтобы эти навыки выработались и стали устойчивыми. Рано или поздно все дети окажутся в условиях переполненного рынка труда, на котором многое зависит от их способности работать в команде, в то же время, оставаясь самостоятельными личностями. И лишь тот добьется успеха, кто научится держаться до конца и при самых сложных обстоятельствах не отказываться от своих устремлений. Поэтому очень важно показать детям, что вы не только любите их, но и предъявляете высокие требования к их поведению.